Конспекты НОД. Звуки М, Мь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.
Тема «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши»»
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (20 минут).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
- учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки
- учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
- закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов
- упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными
Коррекционно-развивающие задачи:
- способствовать развитию звукобуквенного анализа
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, память
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- преодолевать негативизм к занятиям.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: картинки по теме, зеркала, «звуковые круги», карандаши, счетные палочки, касса букв
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Нас пригласили в гости. Вы любите ходить в гости? А как вести себя в гостях вы знаете? - Молодцы правильно, в гостях нельзя громко разговаривать, бегать, кричать. Придя в гости, нужно поздороваться. В гости нужно идти с хорошим настроением. У вас хорошее настроение? Хорошо. Я думаю, что мы готовы идти в гости. - Вы хотите узнать, кто нас пригласил в гости? Тогда пойдёмте. -Ребята, это Маша, она пригласила нас в гости. Давайте поздороваемся с Машей. Попозже я вам расскажу историю про Машу. | Дети заходят в кабинет, встают полукругом. Отвечают на вопросы. Дети проходят и садятся на свои места. |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | - Давайте вместе с Машей разомнем наш язычок! Внимательно слушайте, смотрите на меня и когда выполняете, смотрите в зеркало 1. «Улыбка». 2. «Трубочка». 3. «Улыбка-трубочка» 4. «Рыбки разговаривают» Мимика и развитие речевого дыхания 1. «Хмуримся – удивляемся». 2. «Подмигиваем правым и левым глазом». 3. «Надуваем щеки и втягиваем». (Без голоса). | Дети за столом перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | Повторение изученного материала: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их: А, О, У, И. - Они какие? (Гласные) - Почему мы их так называем? (потому что их можно пропеть они не встречают преграды) - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом) - Итак, я вам расскажу историю про Машу. А вы меня внимательно слушайте: Жила - была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: "Вот какой звук услышу первым, с ним и буду дружить целый день " В комнате было тихо. Маша открыла окно и увидела, что наступила весна и как ребята на улице поздравляли свою маму с праздником. Они кричали: «С праздником, мама!». Маша стала вспоминать, какой же весенний праздник наступил. Как вы думаете, какой праздник наступил? Правильно – 8 марта! Маша тихонько повторила «Март». Давайте все вместе скажем: март! Подумайте и скажите, какой звук первым услышала Маша? Да, первым Маша услышала звук "М". Маша улыбнулась – значит, сегодня играю со звуком "М". - Давайте и мы поиграем с этим звуком. | Ответы детей. Сидя за столом, дети слушают историю про Машу и отвечают на наводящие вопросы. |
4. Характеристика звука | Уточнение артикуляции звука. - Возьмите зеркала. Давайте сначала произнесём звук [М]. - Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.) - Да, а воздух выходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (губы). - Звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. - Ребята, оказывается у звука [М] есть брат. Это звук [М’]. Давайте его произнесем. - Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.) - Да, а воздух выходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (губы). - Звук [М’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом. - Правильно, ребята. Скажите, а можем мы эти звуки пропеть? - Конечно, нет. Такие звуки мы называем согласными. Повторите за мной – согласный звук. - Итак, давайте повторим: Звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. Звук [М’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом. - Ребята, звук [М] живет на звонкой улице, в синем домике. А его брат - [М’], живет на звонкой улице в зеленом домике. Посмотрите. | Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков. |
5. Работа над фонематическим восприятием | Игра «Поймай звук» - А давайте научим Машу всегда слышать звук М. Я вам бросаю звуки, а вы ловите только звук [М]. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [М]. - Ребята, а ведь у Маши есть младший братик Миша. И он решил поиграть со звуком [М’]. Мы знаем, что этот звук живет в зеленом домике, на звонкой улице. На этой улице растут подснежники, и Мише нужно найти подснежники, в которых спрятался звук [М’] (ль, нь, мь, б, и, ми, ля, ню, амь). Топните ножками, когда услышите звук [М’]. - Миша нашел все подснежники со звуком [М’] и пошел рисовать. - Ребят, а что может нарисовать Миша? Он может нарисовать мельницу, мяч, апельсин, медведя, телефон, мед? Игра «Оживи звук» - А давайте обозначим звук [М] звуковым кружочком. Какого цвета кружок? (Синего цвета) - Обозначаем звук [М’] звуковым кружочком. Какого цвета кружок? (Зеленого цвета) - Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили» звук. Игра «Выбери продукты» - Маша пошла на кухню. Там мама готовила праздничный завтрак. Она сказала: «Ты в моей игре самая главная». - Ребята, а как вы думаете, почему? Не забудьте, что Маша играет в слова со звуком "М". Давайте вместе повторим слово МА-МА. Сколько звуков "М" в слове мама? - Ты самая главная в моей игре, потому что в слове мама сразу два звука "М" сказала Маша. Мама улыбнулась Маше: "Я приготовлю тебе завтрак из тех продуктов, в названии которых есть звук "М". Ребята утром МАМА купила продукты. Я предлагаю помочь МАМЕ выбрать нужные продукты. Сейчас проверим, правильный ли выбор вы сделали. Что это? (мука, томат, лимон, мед, макароны, масло, молоко). Какой звук есть в каждом слове? Давайте скажем это слово так, чтобы мама четко услышала звук "М". - Вы молодцы, помогли маме сделать правильный выбор продуктов. Игра «Открытка для мамы» - Маша съела весь завтрак и решила отблагодарить маму. Она решила сделать открытку с цветами. Какие Маша выберет цветы для открытки: тюльпаны, пионы, лилии, маки (маки). - Почему вы так думаете? - Да, потому, что слово маки начинается на звук "М". Игра «Доскажи словечко» - Мама задала детям такое задание: она читает, а Маша и Миша должны сказать последнее слово. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь. Этот зверь лесной (медведь) - А кто должен был ответить? Маша или Миша? (Миша, потому что он играет со звуком [М’]) Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой (мыли) Кто ответил маме на этот раз? (Маша, потому что она играет со звуком [М]) Игра «Раздели игрушки» - Маша и Миша подружились еще сильнее и стали играть вместе. У них было много игрушек, а им надо было их поделить. Поможем, ребята, Маше и Мише? (малина, мяч, мак, медведь, лимон, хомяк, домино, дом). Маша заберет игрушки со звуком [М], а Миша со звуком [М’]. - Молодцы. Вам понравилось помогать ребятам делить игрушки? Они говорят вам спасибо. | Работа всей подгруппой. Услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши (топают ногами). Индивидуальная работа со «звуковыми кругами». Дети оживляют звуки, переставляя пальцы с синего круга на зеленый. Ответы детей. Работа всей подгруппой. Сидя за столом, дети выбирают продукты, в названии которых есть звук "М". Работа всей подгруппой. Сидя за столом, дети выбирают из ряда слов слово со звуком "М". Работа всей подгруппой. Дети договаривают недостающее слово и определяют твердый или мягкий звук есть в этом слове и кто из детей отгадал загадку мамы. Индивидуальная работа. Дети по очереди выходят к доске и делят игрушки на две группы. |
6. Физминутка | «Котик» Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом) Круглая мордашка, (Гладят лицо) А на каждой лапке (Изображают когти) Коготки – царапки. Все ему игрушки — (Прыжки на месте) Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет. | Дети выходят на ковер и выполняют движения по показу. |
7. Работа с буквой. | - Скажите, чем звук отличается от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем) - Правильно, звук мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем. - Ребят, а у них еще была игрушечная буква М. - А вы знаете, что звуки [М] и [М’] живут в одной букве! Звуки [М] и [М’] живут в букве М. - А на что похожа буква М? Посмотрите. Вот качели – буква М! Палочка и палочка, - А могли Миша и Маша сами составить букву М? Из чего можно составить букву М? (из палочек, карандашей). - Сколько палочек нам понадобится? (4) - Палочки одинаковые или разные? (Разные. Две длинные и две короткие). - Составляем букву М из палочек. - Все запомнили как выглядит буква М? Я предлагаю выйти к доске и изобразить самим эту букву. - А теперь возьмите свои кассы, найдите букву М. Поставьте ее в щиток. Найдите букву А. Поставьте ее справа от буквы М. Прочитайте, что получилось. - Теперь поставьте букву А слева от буквы М. Прочитайте, что получилось теперь (аналогично с буквами У, О, И) Печатание буквы - Ребята, открываем тетради. Вам нужно напечатать букву М. | Ответы детей. Дети рассматривают букву М. Сидя за столом, дети выкладывают из палочек букву М. Работа с кассами. Дети ставят буквы в щиток, читают слоги, которые получилось. |
8.Пальчиковая гимнастика | Игра «Поросята» Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. | Сидя за столом, выполняют движения по показу. Проговаривают стих совместно с логопедом. |
9.Рефлексия деятельности | - Я вижу, что вам было весело и интересно в гостях у Маши и Миши. - С каким звуком Маша играла? (Маша играла со звуком [М]) - А с каким звуком играл Миша? (Миша играл со звуком [М’]) - Какие это звуки? (Звуки [М] и [М’] согласные) - Какие вы слова запомнили? - Давайте, скажем им спасибо и до свидания! | Ответы детей
|
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.
Тема «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши»
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (20 минут).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о звуках [М], [М’] и букве М
- учить придумывать слова с заданным звуком
- учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки
- учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
- закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов
- упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение детей делить слова на слоги
- способствовать развитию звукобуквенного анализа
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, память
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- преодолевать негативизм к занятиям.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: картинки по теме, игрушки «Мышата» и «Кот Мурзик», символы звуков, кассы букв
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сделайте кружок и слушайте внимательно: Реснички опускаются Глазки закрываются, Сном волшебным засыпаем В страну сказок улетаем. 1, 2, 3, 4, 5 – Смотрим глазками опять. - На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку. Эти маленькие крошки Рады даже хлебной крошке. (Мышки) - Кто в домике живет? (выставляются картинки — мама мышка и мышата. Психогимнастика - Каждое утро мышата вставали рано, и пока их мама собиралась на работу, они выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата. Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата. | Дети заходят в кабинет, встают в центр «полянки». Ответы детей. Дети, стоя на «полянке», мимикой изображают грусть и радость. |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | — Малыши улыбались и напевали свои песенки: у — а — и; и — а — о; — Повторите песенки мышат. — Какие звуки пропели мышата? (звуки а,у,и,о) — Какие это звуки? (гласные звуки) — Почему они называются гласные? (потому что их можно пропеть и когда мы их произносим, нам ничего не мешает) — В каком домике живут гласные звуки? (в красном домике) - Молодцы, садитесь на свои места. | Дети, стоят на «полянке» и выполняют артикуляционные упражнения, пропевают сочетания звуков. Ответы детей. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | Отгадывание загадки. — Ранним утром, мама Мышка отправилась на работу. А мышата, исполнив свои песенки, выбежали на луг поиграть, и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку. Голодная мычит, сытая жует, Всем ребятам молока дает. (Корова) — Правильно, ребята, это корова Марта. Что ты делаешь, корова, длинные рога, «М-м-м!» — мычит корова Марта, — «Пасусь я на лугах». — Как мычала корова? — С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком [М]) | Сидя за столом, дети отгадывают загадку. Ответ детей хором |
4. Характеристика звука | Произнесение звука, характеристика, развитие голоса. — Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь — через нос. «М» — звук носовой. — Ребята, промычим, как Марта. — Песенка получилась? — Значит «м» какой звук? — Почему «м» согласный звук? — Приложите руку к горлышку — голосок проснулся, значит звук «м» — (звонкий). — Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит. — ” М-м-м” — корова замычала, – Она тетушку Милку искала. И тетушка ей в ответ: «Мь-мь-мь». — Корова мычала строго: м-м-м-м; а тетушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь. — Как Марта мычала? Как Милка отвечала? Звук «м» — согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик). Звук «мь» — согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик). | Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков. Дети: «М-м-м-м-м…» Ответы детей Дети дают характеристику звуков совместно с логопедом. |
5. Работа над фонематическим восприятием. | Игра «Кто мычит?» Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка — символ звука «мь». Выделение звука из ряда согласных звуков: в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м …. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми… Игра «Мышки моют лапки» (пальчиковая гимнастика) Мышки мылом мыли лапки, Каждый пальчик по порядку: Вот намылили большой, Окропив его водой. Не забыли про указку, Смыв с него и грязь, и краску. Средний мылили усердно, Очень грязный был наверно. Безымянный терли пастой – Сразу кожа стала красной. А мизинчик быстро мыли Очень он боялся мыла. Звуковой анализ обратных и прямых слогов (слышен шум за дверью) - Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите? (входит в группу кот Мурзик) Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком. И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой. - Кто это? Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя. Мурзик: Как много ребят, у вас праздник? - Ребята, что мы делаем? Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени? Мурзик: Нет, не знаю. Какой? - Тебе сейчас ребята скажут. Ты к нам пришел в гости? Мурзик: Мммышки тут — мммое любимммое лакомммство, аммм — аммм, как вкусно. Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат. Звуковой анализ обратных слогов: — сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ), — какой слышим 1-й звук — («а» — гласный), — какой 2-й — («м» — согласный, звонкий, твердый), — произнесите. Что получилось (аааммм) Дети преобразовывают слоги: ам — ум — им — ом. — Что мы делали? — Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах. Употребление творительного падежа имен существительных. — Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты — молоко, масло, сметана, мед). Игра «Какой слог лишний» — Мама Мышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Найдите слог, который отличается от других! Ма - ма — па му -му -ну Ми — ми — пи мо -мо — но Игра «Какой гласный прячется в слове?» — Мышка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Я раздам вам картинки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар). Игра «Прошагаем слова» - А давайте сейчас прошагаем пальчиками слова. Я думаю, мышатам понравится эта игра. | Дети определяют какой звук звучит (твердый или мягкий) и показывают соответствующий символ. Сидя за столом, дети выполняют движения по показу. Сидя за столом, дети проводят звуковой анализ обратных и прямых слогов. Дети отвечают предложениями. (Ответы: Мышата угостили друзей молоком.) Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы. |
6. Физминутка | «Котик» Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом) Круглая мордашка, (Гладят лицо) А на каждой лапке (Изображают когти) Коготки – царапки. Все ему игрушки — (Прыжки на месте) Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет. | Дети выходят на ковер и выполняют движения по показу. |
7. Работа с буквой | Демонстрируется карточка с изображением буквы М. - Букву мы видим, читаем. Игра «Пропиши букву» - Ребята, как вы думаете, как мы можем прописать букву М? Давайте пропишем ее в воздухе, обведем и сложим из палочек! Игра «Изобразим букву» Быстро парами мы встали На букву М похожи стали. Игра «Окошечки» - Ребята поиграем с кассами, - Мурзик хвалит вас ребята. Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы. | Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске, складывают из палочек. Дети изображают букву в парах. Дети соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги. |
8.Пальчиковая гимнастика | Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 — 5 с существительными) - Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки. | У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия. |
9.Рефлексия деятельности | — Понравилось вам в сказочной стране. С какими звуками мы сегодня играли? (со звуком [М]) — А теперь нам пора возвращаться из сказки: Раз, два, три, четыре, пять, Вокруг себя повернитесь Из сказки возвратитесь. — Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились. Мышата обещали еще придти к нам в гости. | Ответы детей
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...