Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Сказка в гости к нам приходит"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Виниченко Юлия Владимировна

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи:

Образовательные:

   -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

   - продолжать учить определять тип и вид сказки;

   - продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;

   - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие: 

-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ;

- развивать дикцию и фонематическое восприятие; 

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_skazki.docx426.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

 в старшей группе

Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи:

Образовательные:

   -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

   - продолжать учить определять тип и вид сказки;

   - продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;

   - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие: 

-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ;

- развивать дикцию и фонематическое восприятие; 

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, экскурсия в библиотеку.

Оборудование: 

1. Презентация "Мир сказок",

2.Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.

3. Музыкальное сопровождение.

Словарная работа:

Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,

 активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.                               

Ход занятия.

Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в полу круг взявшись за руки.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.

     Воспитатель:

    «Сказка в двери к нам стучится,

     Скажем сказке - заходи.

     Это присказка ребята,

     Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

 Воспитатель: А на какие  группы делятся сказки ?

 Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором.

Воспитатель: А народные сказки?

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.

Воспитатель:  Да сказочные  истории дошли и до нас.  Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные.  Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: волшебные, бытовые и  сказки о животных.

Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это- сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, а на слайде будем проверять правильный ответ загадки.  Ну что начнем?

Дети: Да!

Игра: «Угадай и назови»

  1. Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.

     (Волк и семеро козлят)

  1. Эта рыжая плутовка

          Обманула меня ловко.

          Хвать – и кинула в мешок.

          Хорошо, что спас дружок.

          («Кот, лиса и петух»)

  1. Что за гостья в дом пришла 
    К трём лесным медведям?
    Там поела, попила,
    В трёх кроватях поспала,
    А хозяева вернулись – 
    Еле ноги унесла!
    («Три медведя»)
  2. Что за домик на опушке

        Дал приют Ежу, Лягушке,

        Мышке, Зайцу, Петуху?

        Дом с трубою наверху,

        Из трубы идёт дымок.

        Этот домик — ...

         (Теремок)

  1. Хитрая плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.

       Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

      («Лисичка-сестричка  и серый  волк»)

        

  1. На болоте оба жили,

      Друг к другу свататься ходили,

      Но не смогли договориться,

      Упрямство свойственно и птицам.

      («Журавль и цапля»)

Воспитатель: Кто  герои этих сказок? 

 Дети: Животные  и птицы.

 Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.

 Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк»,  «Бобовое зернышко».

А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.

Физкультминутка:

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель: Ребят а в сказках лиса какая? а волк ? медведь? зайчик?

Дети: Лиса хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.

Волк  глупый и жадный.

Медведь  олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими            животными.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.

Только кот и петух выступают в роли положительных героев.

Основная часть.

Воспитатель: теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки . Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей  часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Воспитатель: ребята давайте с вами с играем в игру на время, вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на  столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и  сможет угадать свою сказку, тот  и победил ….раз, два, три игру начни!!!
Дети собирают пазл-сказка.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело,

С вами мы взялись за дело!

Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

 

Воспитатель - молодцы ребята, справились и с этим заданием!

Воспитатель: молодцы

Воспитатель: А какой остался последний вид сказки?

Дети: Волшебные сказки

Воспитатель: Правильно. А кто знает почему волшебные?

Дети: в этих сказках волшебство

Воспитатель: так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»

Воспитатель: а давайте вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка подсказка.

55861_html_m3a45c700 (1).jpg

По очереди подходят и рассказывают по сказке.

Воспитатель: Правильно.  Самые древние сказки – это волшебные сказки.   Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…».   В  волшебных сказках происходит  превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:

«Смотрят глазки вправо-влево,

Смотрят глазки вверх и вниз.

Отдохнули наши глазки

Смело можем продолжать».

Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?

В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство. 


Воспитатель:   С какими нечистыми силами там сражается герой?

Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.

Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем,  что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.  Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка» , а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

  • «А если бы  Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым,  и не сжег лягушечью шкуру то…….».

  • «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».

Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.

А теперь давайте мы с вами сыграем в игру: на досках прикреплены герои сказок, к ним вам надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.

МОРОЗКО- посох, сундук с подарками;
БАБА ЯГА- избушка на курьих ножках, ступа;
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ- огонь, две головы;
ЕМЕЛЯ- щука, ведра

Воспитатель: Правильно, ребята, вы справились с заданием!

Воспитатель: назовите еще  сказки где есть волшебство?

Дети: «Снегурочка и лиса», «Морозко».

Заключительная часть.

Воспитатель: А как вы думаете , сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году относятся?

Дети: к времени года зима

Воспитатель: Правильно! А у нас за окном какое время года?

Дети: Время года - зима

Воспитатель: А зимой какое волшебство наступает?

Дети: Новый год и Рождество.

Воспитатель: По восточному календарю каждый наш новый год приходит под знаком какого-то одного из двенадцати животных, в этом году –год Петуха. А что дарят на Новый Год ?  

Дети: На новый год дарят подарки

Воспитатель: Так давайте и с вами вместе сделаем чудесный коллективный подарок для наших гостей , под названием «Петушок удачи».

 

Звучит музыка.


Дети выполняют коллективную работу  с помощью воспитателя.

После выполнения работы воспитатель подводит итоги занятия:

Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.  Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных ,бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса .  

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети,  чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

- добрыми, как Емеля

- обаятельными, как Чебурашка,

- хозяйственными, как Матроскин,

- трудолюбивыми, как Золушка,

- находчивыми, как Кот в сапогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"

Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях у Незнайки»

Конспект занятия в старшей группе направлен на развитие у детей способности отгадывать загадки, опираясь на логическое мышление. Кроме того. дети учатся выделять признаки загадывемого объекта и тем са...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у зимушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у зимушки» Цель: обобщить и систематизировать знания о зиме, через приёмы развития связной речи, и развитие словаря. Задачи: Развивать...

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»

Цель :Развивать речь, внимание, воображение.Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.Развивать речь детей, расширять активный словарь, а...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у домовенка Кузи».

Цель: формировать представление у детей о разных эмоциях и состояниях.Задачи:1. Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.2. Побуждать детей дарить радость и хорошее настроение близким лю...