Мнемотаблицы в занятии по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «У домовёнка».
Роль мнемотехники в занятиях по развитию речи.(составление описательного рассказа...)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_mnemotehnika.docx | 132.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
по развитию речи с элементами мнемотехники
в старшей группе
«У домовёнка»
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Совершенствовать способность детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов.
- Формировать навыки составления короткого описательного рассказа, используя мнемотаблицы.
- Закреплять умение давать характеристику-описание отдельным диким животным (лиса хитрая, рыжая, ловкая, живет в норе)
- Развивать четкость произношения, силу голоса, темп и ритм речи.
- Развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги.
- Закреплять правильное произношение звука «л» и «ль».
- Учить детей находить в словах эти звуки, пользоваться схемой, выделять звук в начале, середине, конце слова.
- Продолжать учить детей образованию существительных в ед. и мн. числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).
- Продолжать учить детей использовать в речи предлоги: в, на, под, около.
- Развивать внимание и память.
- Развивать логическое мышление и творческое воображение.
Материалы к занятию:
- Игрушка «Домовёнок»
- Наборы картинок, иллюстраций, объединенных общей темой «Осенний лес»
- Набор картинок «Дикие животные средней полосы»
- Мнемотаблицы (Дикие животные)
- Послание от Домовёнка
- Тетради в крупную клетку
- Цветные карандаши
- Листы бумаги А4
- Картинки деревьев (Сосна, дуб, ель, орешник)
- Мяч
- Картинки с изображением животных, в названии которых есть звук «Л» и «ЛЬ»
- Схема для определения характеристик звука.
Ход занятия.
1 часть.
Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о том, что происходит осенью в лесу. О том, как готовятся к зиме лесные звери. Для этого я предлагаю вам отправиться в осенний лес в гости к одному моему другу. Его зовут Домовёнок. Недавно я получила от него письмо. Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький Домовёнок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно, как живет большой лес, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки. До встречи! Ваш друг Домовёнок.»
Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. Вот как объясняет Домовёнок дорогу к своему домику: Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете мимо круглой клумбы с красными цветами. Мимо синего озера, мимо прямоугольного поля с пшеницей. Лесную опушку вы узнаете по двум ёлочкам , желтому клену и красной рябинке.»
|
|
|
|
Дети смотрят на картинку-план (30-40 сек.) после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план в тетради по памяти (В тетрадях заранее заготовлена таблица)
Воспитатель просит рассказать как же попасть к Домовёнку? (1-2 ребенка)
2 часть.
Наконец мы и оказались в гостях у Домовёнка. А вот и первый домик, который мы видим. Нужно разгадать загадку, чтобы узнать, чей же он.
Перед ребятами выставляется мнемотаблица и загадывается загадка.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет зима,
Просыпается от сна.
Кто это? Конечно, медведь. Демонстрируется иллюстрация с изображением медведя
+ мнемотаблица.
|
|
|
З |
|
Что же мы знаем о медведе? Рассказы детей.
Медведь- это дикое, хищное животное, живет в лесу, у него есть 4 ноги, тело покрыто густой шерстью, осенью строит себе берлогу, всю зиму спит; Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком.
Молодцы, ребята. А вот и другой домик. (Загадка и мнемотаблица). Загадку может загадать ребенок, если он ее знает.
Комочек пуха.
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Давайте расскажем домовёнку, всё о зайчике. Мнемотаблица.
(Рассказы детей)
А под дубом устроила себе жилище-просторную нору… (Загадка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее -…. (лиса)
Вот послушайте, как Домовёнок рассказывает о лисе: « Лисичка к зиме готовится так: она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем та. Что была у нее летом. Даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу. Как в валенках. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год.»
А чей же домик на дубе? Демонстрируется домик-мнемотаблица и ребенок загадывает загадку.
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Но не лисица.
А как же белочка готовится к зиме? Расскажите о ней. (Мнемотаблица)
Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь? (Ответы детей – ежик, барсук) А вы что-нибудь интересное о них знаете? (Ответы, рассказы)
Ну что ж, вы молодцы, ребята, много поведали Домовёнку о диких лесных жителях.
Физминутка.
Игра «У кого кто?» (с мячом)
У белки – бельчонок
У зайчихи – зайчонок
У лосихи – лосенок и т.д.
А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в другую игру «Найди звук».
Будем искать звук «Л». (На фланелеграф выставляются картинки с изображением животных – лиса, лось, волк, медведь, белка, заяц.).
Какой это звук? (Ребенок выставляет схему)
- В каких словах спрятался звук «Л»
- Найти слова, в которых звук стоит в начале, в середине, в конце слова.
- Посчитать сколько слогов в словах.
А в каком слове мы слышим звук «ЛЬ» ? (Лиса) Расскажите про этот звук.
( Ребенок выставляет схему и рассказывает о звуке)
3 часть.
А у Домовёнка в письме есть еще кое-что. О, да это стихотворение. Как же нам побыстрее его выучить? (ответы детей - надо нарисовать, или показать движениями)
Воспитатель читая стихотворение, показывает движения детям.
Есть в лесу под елью хата. (Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком)
Там уснули медвежата. (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове)
А меньшой не хочет спать, (Показываем руками маленький размер, мотаем головой)
Маме стал надоедать. (Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по коленям)
Капризуля косолапый просит: (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе)
«Ужин мне состряпай! (Показываем руками – стряпаем)
Поскорей неси сюда (Руками маним к себе)
Меда, рыбку из пруда!!!» (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку, волнистыми
движениями) Напевает сыну мать: (Показываем маму медведицу – руки ушки)
«Баю, баю, надо спать! (Качаем ребенка, руки к щеке)
Ты уснешь, и сон придет, (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям – топ-топ)
Все в корзинке принесет!» (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем руки к детям)
2-3 раза повторяем, затем слушаем 2-3 детей. (С помощью воспитателя.)
Какие вы сегодня молодцы, хорошо позанимались. А Домовёнок вам прислал подарки-орешки. Угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)
Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Зимушка зима» с использованием мнемотаблиц.
Программное содержа...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы).
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы)....
Занятие по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием мнемотаблиц»
Формирование навыков составления рассказа по картине по плану...