Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения
пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки
Цель: продолжать обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- продолжать учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на мнемотаблицы;
- продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;
-продолжать учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием;
- Подбирать родственные слова, признаки и действия к слову;
- Образовывать притяжательные прилагательные;
- продолжать формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику.
- работать по плану и делать отчет о проделанной работе;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, чтение художественной литературы, познавательное развитие.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, рассматривание изображений диких животных, отгадывание загадок о медведе, разучивание физминутки «Медведь-привереда», самомассажа и зрительной гимнастики, чтение сказок, стихов о медведях. Объяснение значения слов шиворот, окунать.
Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание картинок, дидактическая игра, чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, «волшебная» коробка, разрезные картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и пожелаем им здоровья и хорошего настроения, такого, какое бывает у нас.
Сегодня, придя на работу, я увидела у двери вот эту красивую коробку. Но открывать я ее не стала, а решила дождаться вас. Давайте, посмотрим, что в ней. Не открывается. Ребята, что делать? Как вы думаете? Наверно, надо сказать волшебное слово. Какое волшебное слово может помочь ей открыться? (Пожалуйста)
В коробке - 3 конверта. Но открыть мы их сможем, только разгадав загадки. А третий конверт откроется, когда вы разгадаете первые два конверта. Попробуем?
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они спят. Зовут их еще сластенами, потому что они очень любят мед. Догадались, что это за звери? (Медведи)
-Давайте, проверим правильно это или нет? (достаю картинки медведицы и медвежат)
-Правильно. Давайте вместе скажем это медведица (показываю) Это медвежата (показываю) - Слова проговариваются.
Ребята, вы правильно отгадали и наши конверты открылись. Давайте посмотрим, что в них. (Разрезные картинки). Соберите картинки и посмотрите, кто на них изображен. Дети собирают разрезные картинки.
Вот теперь можно посмотреть, что в третьем конверте.
(Письмо) Дорогие ребята, пишет вам Медведь. Я приглашаю Вас к себе в гости, в волшебную «Страну медвежьих книг».
Как вы думаете, почему она так называется? (там живут книги о медведях). А какие произведения вы знаете, где героями были бы медведи? (Три медведя, Маша и медведь, Лиса и медведь, Теремок)
Как вы считаете, если бы в этой стране жили книги о зайцах, как бы она называлась? (Страна заячьих книг). А если книги о белках? ( о лисах….о волках… )
Молодцы, ребята. Так вы хотите попасть в страну медвежьих книг? Как же нам туда добраться? (дети предлагают свои варианты). Страна то у нас волшебная, поэтому помогут нам волшебные слова. Закройте глаза… раз, два, три, страна медвежьих книг – вот и мы!
Ребята, посмотрите, вот и медведь нас встречает. За что этого зверя прозвали медведем? (Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти).
Сейчас мы с вами превратимся в медведей.
Физкульминутка «Медведь – привереда»
Ходит по лесу медведь (ходят по группе)
Хочет сесть и посидеть (рука на лбу, смотрят по сторонам)
Где такое место есть,
Чтобы мог медведь присесть? (растерянно разводят руками)
То высок пенек, (показать высоту)
То торчит сучок, (показывают большой палец)
То мокрый мох, (разводят руки перед собой)
То мох пересох! (сжимают ладони в кулачки)
Ох! (вытирают пот со лба)
То низкий пень, (нагнуться, показать рукой)
То густая тень, (ладошки растопырены, руки приложены к голове)
То узкий ров, (руки параллельно перед собой)
То гнездо муравьев, (руки полукругом перед собой)
То кричит сорока, (прыжки вправо-влево)
То колючки сбоку, (руки на пояс, пальцы растопырены)
То кустарники, (присесть, руки с растопыренными пальцами в стороны)
То речка! (волнообразные движениями руками)
Нет свободного местечка! (качают головой)
Это сказка о медведе, о медведе-привереде!
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал писатель Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
Из леса на берег реки вышли большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
Беседа по содержанию.
Как называется рассказ, отрывок из которого я вам прочитала? Кто его автор?
О ком эта история? Как автор описал медведицу – какая она? (Большая бурая) Какие медвежата? (Веселые) Подберите мнемотаблицу к этой части рассказа. Озаглавьте ее. "Медведица и медвежата"
Что стала делать мама-медведица с медвежонком? (Взяла за шиворот и стала окунать в воду)
Ребята, а вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.)
Какая мнемотаблица подходит к этой части рассказа? Как ее можно озаглавить? (Купание медвежонка)
Что сделал другой медвежонок? Почему? Ника, попробуй подобрать мнемотаблицу и озаглавить ее (Неудачный побег)
Чем закончился побег? Как вела себя медведица?
Какой мнемотаблицей можно заменить эту часть рассказа. Как бы вы озаглавили ее? (Наказание. Купание второго медвежонка).
Чем закончилось произведение? Найдите мнемотаблицу к этой части рассказа. Придумайте название. (Большое удовольствие). Почему медвежата остались довольны купанием?
Вот мы и составили с вами план рассказа с использованием мнемотаблиц.
Ребята, а если бы вы стали свидетелями этого купания, вы бы испугались? Рассказали ли бы вы об этой истории своим друзьям?
Зрительная гимнастика для глаз "Три медведя".
Три медведя шли домой: - моргание глазами.
Папа был большой, большой, - глаза поднять вверх.
Мама чуть поменьше ростом - глаза на уровне взгляда, смотрим вдаль.
А сынок - малютка просто, - глаза опустить вниз.
Очень маленький он был, - глаза влево, вправо.
С погремушками ходил, - чередуется взгляд.
Дзинь – дзинь. - глаза закрыть
Дети пересказывают рассказ "Купание медвежат" от имени медведицы и
медвежат.
Игра с мячом «Скажи какая». Тот у кого окажется мяч, должен будет сказать, какая медведица.
Ребята, понравилось вам в стране медвежьих книг? С отрывком из какого рассказа вы познакомились? Кто были главными героями этой истории? Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями о медведях? Мы обязательно еще почитаем об этих удивительных животных. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза - Раз, два, три – страна детей - а вот и мы.
Ну, вот мы и оказались снова в детском саду. Посмотрите, у вас на столах лежат медвежата, но у них не хватает мордочки. Давайте нарисуем ее. Если вам наше путешествие понравилось, то нарисуйте веселую мордочку, если нет – грустную. Но перед выполнением задания сделаем самомассаж, разомнем пальчики.
Самомассаж рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Подведение итогов занятия
- Чем мы сегодня занимались?
- Кто его написал?
- Что еще мы делали на занятии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_kupanie_medvezhat.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения
пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки
Цель: продолжать обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- продолжать учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на мнемотаблицы;
- продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;
-продолжать учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием;
- Подбирать родственные слова, признаки и действия к слову;
- Образовывать притяжательные прилагательные;
- продолжать формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику.
- работать по плану и делать отчет о проделанной работе;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, чтение художественной литературы, познавательное развитие.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, рассматривание изображений диких животных, отгадывание загадок о медведе, разучивание физминутки «Медведь-привереда», самомассажа и зрительной гимнастики, чтение сказок, стихов о медведях. Объяснение значения слов шиворот, окунать.
Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание картинок, дидактическая игра, чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, «волшебная» коробка, разрезные картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и пожелаем им здоровья и хорошего настроения, такого, какое бывает у нас.
Сегодня, придя на работу, я увидела у двери вот эту красивую коробку. Но открывать я ее не стала, а решила дождаться вас. Давайте, посмотрим, что в ней. Не открывается. Ребята, что делать? Как вы думаете? Наверно, надо сказать волшебное слово. Какое волшебное слово может помочь ей открыться? (Пожалуйста)
В коробке - 3 конверта. Но открыть мы их сможем, только разгадав загадки. А третий конверт откроется, когда вы разгадаете первые два конверта. Попробуем?
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они спят. Зовут их еще сластенами, потому что они очень любят мед. Догадались, что это за звери? (Медведи)
-Давайте, проверим правильно это или нет? (достаю картинки медведицы и медвежат)
-Правильно. Давайте вместе скажем это медведица (показываю) Это медвежата (показываю) - Слова проговариваются.
Ребята, вы правильно отгадали и наши конверты открылись. Давайте посмотрим, что в них. (Разрезные картинки). Соберите картинки и посмотрите, кто на них изображен. Дети собирают разрезные картинки.
Вот теперь можно посмотреть, что в третьем конверте.
(Письмо) Дорогие ребята, пишет вам Медведь. Я приглашаю Вас к себе в гости, в волшебную «Страну медвежьих книг».
Как вы думаете, почему она так называется? (там живут книги о медведях). А какие произведения вы знаете, где героями были бы медведи? (Три медведя, Маша и медведь, Лиса и медведь, Теремок)
Как вы считаете, если бы в этой стране жили книги о зайцах, как бы она называлась? (Страна заячьих книг). А если книги о белках? ( о лисах….о волках… )
Молодцы, ребята. Так вы хотите попасть в страну медвежьих книг? Как же нам туда добраться? (дети предлагают свои варианты). Страна то у нас волшебная, поэтому помогут нам волшебные слова. Закройте глаза… раз, два, три, страна медвежьих книг – вот и мы!
Ребята, посмотрите, вот и медведь нас встречает. За что этого зверя прозвали медведем? (Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти).
Сейчас мы с вами превратимся в медведей.
Физкульминутка «Медведь – привереда»
Ходит по лесу медведь (ходят по группе)
Хочет сесть и посидеть (рука на лбу, смотрят по сторонам)
Где такое место есть,
Чтобы мог медведь присесть? (растерянно разводят руками)
То высок пенек, (показать высоту)
То торчит сучок, (показывают большой палец)
То мокрый мох, (разводят руки перед собой)
То мох пересох! (сжимают ладони в кулачки)
Ох! (вытирают пот со лба)
То низкий пень, (нагнуться, показать рукой)
То густая тень, (ладошки растопырены, руки приложены к голове)
То узкий ров, (руки параллельно перед собой)
То гнездо муравьев, (руки полукругом перед собой)
То кричит сорока, (прыжки вправо-влево)
То колючки сбоку, (руки на пояс, пальцы растопырены)
То кустарники, (присесть, руки с растопыренными пальцами в стороны)
То речка! (волнообразные движениями руками)
Нет свободного местечка! (качают головой)
Это сказка о медведе, о медведе-привереде!
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал писатель Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
Из леса на берег реки вышли большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
Беседа по содержанию.
Как называется рассказ, отрывок из которого я вам прочитала? Кто его автор?
О ком эта история? Как автор описал медведицу – какая она? (Большая бурая) Какие медвежата? (Веселые) Подберите мнемотаблицу к этой части рассказа. Озаглавьте ее. "Медведица и медвежата"
Что стала делать мама-медведица с медвежонком? (Взяла за шиворот и стала окунать в воду)
Ребята, а вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.)
Какая мнемотаблица подходит к этой части рассказа? Как ее можно озаглавить? (Купание медвежонка)
Что сделал другой медвежонок? Почему? Ника, попробуй подобрать мнемотаблицу и озаглавить ее (Неудачный побег)
Чем закончился побег? Как вела себя медведица?
Какой мнемотаблицей можно заменить эту часть рассказа. Как бы вы озаглавили ее? (Наказание. Купание второго медвежонка).
Чем закончилось произведение? Найдите мнемотаблицу к этой части рассказа. Придумайте название. (Большое удовольствие). Почему медвежата остались довольны купанием?
Вот мы и составили с вами план рассказа с использованием мнемотаблиц.
Ребята, а если бы вы стали свидетелями этого купания, вы бы испугались? Рассказали ли бы вы об этой истории своим друзьям?
Зрительная гимнастика для глаз "Три медведя".
Три медведя шли домой: - моргание глазами.
Папа был большой, большой, - глаза поднять вверх.
Мама чуть поменьше ростом - глаза на уровне взгляда, смотрим вдаль.
А сынок - малютка просто, - глаза опустить вниз.
Очень маленький он был, - глаза влево, вправо.
С погремушками ходил, - чередуется взгляд.
Дзинь – дзинь. - глаза закрыть
Дети пересказывают рассказ "Купание медвежат" от имени медведицы и
медвежат.
Игра с мячом «Скажи какая». Тот у кого окажется мяч, должен будет сказать, какая медведица.
Ребята, понравилось вам в стране медвежьих книг? С отрывком из какого рассказа вы познакомились? Кто были главными героями этой истории? Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями о медведях? Мы обязательно еще почитаем об этих удивительных животных. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза - Раз, два, три – страна детей - а вот и мы.
Ну, вот мы и оказались снова в детском саду. Посмотрите, у вас на столах лежат медвежата, но у них не хватает мордочки. Давайте нарисуем ее. Если вам наше путешествие понравилось, то нарисуйте веселую мордочку, если нет – грустную. Но перед выполнением задания сделаем самомассаж, разомнем пальчики.
Самомассаж рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Подведение итогов занятия
- Чем мы сегодня занимались?
- Кто его написал?
- Что еще мы делали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно пере...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал
Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе (5–6 лет) Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» по опорным картинкам
Обучить детей пересказу сказки, при помощи опорных картинок....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания»
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"
Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...