Дидактическая игры по развитию речи (3-5) в рамках тематических недель.
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
в рамках тематических недель.
2017-2018
Тема недели «Игрушки», «Детский сад и семья»
Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки»
Цели:
- формировать умениеу детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы;
- формировать умениеправильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными;
- Все малыши любят играть в игрушки. Посмотрите: кукла, машина, мяч, пирамидка, неваляшка, конструктор. Как можно назвать все это одним словом? (Игрушки) Зачем нужны игрушки? Как можно в них играть?
Воспитатель называет машину. Дети называют действия, которые можно производить с машиной.
Машина – ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол и т.д.
Конструктор – из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу и т.д.
Мяч – бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, бросать в кольцо, играть в футбол…
Кукла – одевать, гулять с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске.
Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»
Дети садятся на ковре в кружок. Игрушки стоят на столе перед ними. Воспитатель берет 6-7 игрушек и предлагает назвать их и запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку воспитатель убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»
Дидактическая игра «Кто у нас в гостях?»
Воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают слова по смыслу.
Пыхтит как пышка Шапка и шубка —
Пухлый ... (Мишка). Вот и весь ... (Мишутка.)
Воспитатель показывает детям большого лохматого медведя (игрушку).
- Посмотрите, это Мишутка. Какой он? (Большой, лохматый, коричневый.) Какие у Мишутки лапы? (Большие, мягкие.) Какие ушки? (Маленькие, круглые.) Какие у Мишутки глазки? (Черные, как бусинки.) А как Мишутка ходит? (Переваливается с липы на лапу.)
— Кто хочет рассказать про Мишутку?
Сначала рассказывает педагог.
— Это Мишутка. Он большой и лохматый. У него мягкие лапы, ушки маленькие. Глаза у Мишутки как бусинки.
Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»
Дети садятся на ковре в кружок. Игрушки стоят на столе пе¬ред и им и. Воспитатель берет 6—7 игрушек и предлагает назвать их п запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку воспитатель убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Воспитатель приглашает детей в хоровод со словами:
Хоровод мы водим, весело играем,
Круг остановился — себя называем
Да так ласково!
Начинает игру воспитатель. Она называет свое имя и одно-нроменпо хлопает в ладоши: Та-ня, затем называет свое имя ласково и снова хлопает: Та-неч-ка.
Каждый ребенок выполняет задание. Например: Ле-на, Ле-ноч- ка. И т.д.
Воспитатель приглашает детей сесть на ковер возле себя. Все дети любят играть. С какими игрушками вы любите играть? (Ответы детей.)
Воспитатель вносит в группу куклу и обращается к детям: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (Кукла.) Куклу зовут Маша. Как зовут куклу? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Кукла большая или маленькая? (Большая.) Какие волосы у Маши? (Черные.) Какого цвета глаза у Маши? (Коричневые, карие.) У Маши длинные черные ресницы. (Дети рассматривают глаза и ресницы куклы.) Что надето на Маше? (Платье) Какое оно, какого цвета? (Синее.) Что на ногах у Маши? (Гольфы, ботинки.) Какого они цвета? (Гольфы белые, ботинки красные.)
После ответов детей воспитатель предлагает им послушать свой рассказ о кукле Маше.
Моя кукла Маша. Она большая. У Маши черные волосы. Глаза у Маши карие с длинными черными ресницами. На Маше надето нарядное синее платье. На ногах белые гольфы и красные ботинки.
Теперь кто-нибудь из вас расскажет про куклу Машу. (2-3 рассказа.)
— Как можно играть с куклой? (Одевать, кормить, брать с собой па прогулку, катать в коляске, уложить спать, петь ей колыбельную песенку.)
Воспитатель поет, дети подпевают:
Баю-баю-баю, куколку качаю.
Кукла засыпает, глазки закрывает.
Воспитатель предлагает желающим детям взять куклу на руки и спеть колыбельную.
- Ну вот, наша кукла уснула. Положим куколку в кроватку.
Дидактическая игра «Какие МЫ?»
Воспитатель, обращаясь к детям, просит их рассказать, какие мы? Мы... (Каждый ребенок называет прилагательное - дружные, веселые, хорошие, послушные, шумные, добрые, ласковые, красивые.)
Тема недели «Золотая осень», «Овощи и фрукты» ,«Грибы»
Дидактическая игра «Расскажи про осень»
Цели:
- формировать умение детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя пересказывать небольшие рассказы, развивать диалог;
- формировать умениедетей употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных;
- Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «в», «ф», произносить с разной силой голоса.
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы. (Можно использовать иллюстрации «Осенние мотивы».)
— Листья на деревьях какие? (Желтые, красные.) Деревья осенью какие? (Печальные, разноцветные.) Трава какая? (Сухая, коричневая, желтая.) Небо какое? (Ясное или хмурое, пасмурное.) Тучи какие? (Серые.) Дождик осенью какой? (Холодный.) Осень какая? (Красивая, печальная, холодная, дождливая, разноцветная...)
Воспитатель читает стихотворение и обращается к детям:
Дождик, дождик кап-кап-кап, Все равно пойдем гулять.
Мокрые дорожки Наденем мы сапожки.
— Надевайте сапожки и отправимся гулять.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Раз-два-три — посмотри! В лесу много деревьев, а деревья
— это вы! (Дети поднимают руки вверх.) Подул ветер, закачались деревья, зашумел лес. (Дети покачиваются вправо-влево.)
Ветер сверху набежал: «в-в-в» Дул он долго, зло ворчал: «ф-ф-ф».
Ветку дерева сломал. И деревья все качал: «ф-ф-ф».
Дети произносят звуки «в» и «ф» громко и протяжно. Роль ветра можно предложить ребенку.
— Как ветер дует? (Сначала тихо, еле слышно, затем сильно.) После игры дети собираются на коврике около воспитателя.
Дидактическая игра «Отгадай и назови»
Спрятался за пень, Кто проходит близко,
Шапка набекрень. Кланяется низко. (Гриб.)
- Какие грибы вы знаете? Все грибы можно есть? Почему? Что значит съедобные? И несъедобные? Как заготовить грибы на зиму?
Бусы красные висят, Очень любят бусы эти
Из кустов на нас глядят. Дети, птицы и медведи. (Ягоды.)
- Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, брусника, ежевика, клюква, черника, голубика, костяника, морошка.) Все ли ягоды можно есть? Как заготовить ягоды на зиму? Какие еще бывают ягоды? (Садовые.)
Дидактическая игра «Какой? какое?»
Варенье из черники - (черничное),
компот из земляники - (земляничный),
кисель из малины - (малиновый),
желе из голубики - (голубичное),
варенье из ежевики- (ежевичное),
сок из клюквы - (клюквенный),
пастила из клюквы-(клюквенная).
Мы по ковру идем с тобой –
Он разостлался сам собой,
Его никто не ткал.
Лежит у речки он лесной
И желт, и синь, и ал! (Луг.)
- Что такое луг? (Открытое место около реки за лесом.)
- Какие травы и цветы растут на лугу? (Перед детьми картинки цветов и трав.)
- Как их называют? (Луговые.)
- Какие еще бывают цветы? (Лесные, садовые, полевые.)
- Цветы можно рвать? Почему?
- Чем полезны луговые травы?
- Как заготовить лечебные травы на зиму?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Гриб — грибочки; лес - ..., пень- ..., река- ..., луг - ..., куст - ..., зверь - ..., дерево- ..., цветок - ..., трава - ..., лист - ..., ягода- ....
- А теперь скажи все это со словом лесной.
(Дети стоят полукругом. Педагог бросает мячик и называет: ягодка- ребенок должен продолжить: лесная ягодка.)
Гриб- ..., зверь - ..., птица - ..., орехи - ..., озеро- ..., поляна- ..., дорога - ..., птица -...
Дидактическая игра «Измени слово»
- В лесу растут разные деревья. Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, клен, тополь и другие.)
- Про дерево - как можно ласково сказать? (Деревце.) Повторите вместе со мной - деревце. В лесу дерево не одно, а много... Как правильно сказать? (Много деревьев.)
- У дерева есть ветки. Много... (Веток, ветвей.) Одна... (Ветка.) Как ласково мы скажем? (Веточка.)
- На дереве растут листья. Много... (Листьев.) Осенью на дереве остался один лист. Как мы ласково его назовем? (Листик, листочек.)
- Под деревом трава, много... травы. Как мы ласково ее на- юном? (Травушка.) В траве цветы, много... (Цветов.) А наполями только один цветок. Как ласково его назовем? (Цветочек.)
- Около деревьев растут кусты, много... (Кустов.) А возле березы один куст. Как ласково его назовем? (Кустик.)
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (используется театр на фланелеграфе).
Аня и Маруся взяли корзины и пошли в лес за грибами. До леса дошли быстро. Они шли от деревца к деревцу и искали грибы. И вдруг Аня поняла, что она потерялась. Испугалась девочка и закричала: «Ау-ау!» А лес отвечал: «Ау-ау!», «Ау-ау!»
Вопросы к тексту:
1. Как звали девочек?
2. Куда они пошли?
3. Как они шли по лесу?
4. Что произошло в лесу?
5.Как кричала Аня в лесу?
6. Что отвечал девочке лес?
Как вы думаете, ребята, чем закончилась эта история? (Дети предлагают свои варианты окончания рассказа.)
Дидактическая игра «Вершки — корешки»
Цели:
• формировать умение детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;
•закрепить представления об овощах. Формировать умение образовывать, прилагательные от существительных и активно употреблять их и речи;
•формировать умение детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.
Детям предлагается разложить овощи по разным корзинкам.
В коричневую корзинку — овощи, которые растут и созревают
в земле, в желтую — которые растут и созревают на земле. Затем дети, с помощью воспитателя, составляют предложения. Например:
В коричневой корзинке лежат картошка, морковка, редиска, репа, потому что эти овощи растут и созревают в земле. В желтой корзинке лежат огурец, помидор, кабачок, потому что эти овощи растут и созревают на земле.
Воспитатель загадывает детям загадки. Дети должны назвать и показать тот овощ, о котором загадка. Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, поскорее отгадайте!
Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая.
(Морковь.)
Зелен, и высок, и густ На огороде вырос куст. Покопай немножко — Под кустом ... (Картошка.)
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?.. (Репка.)
Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
(Капуста.)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (Лук.)
(Огурец.)
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я ... (Свекла.)
Лежит меж грядок, Зелен и сладок.
Щеки розовые, а нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
(Редиска.)
Он круглый да красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней ...
(Помидора.)
Дидактическая игра «Что растет в саду?»
Цели:
• формировать умение детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ по игрушке;
• формировать умение образовывать прилагательные от существительных и использовать их в речи, называть предметы и их части, закреплять в активном словаре обобщающие слова;
• формировать умение четко и громко произносить слова потешки и стихотворения, сочетая их с движениями.
Яблоко растет в саду? - Да.
Картошка растет в саду? - «Нет». (Почему?)
Груша...- Да.
Помидор... - «Нет». (Почему?)
Тыква... - «Нет». (Почему?)
Апельсин... - Да.
Свекла... - «Нет». (Почему?)
Мандарин...- Да.
Огурец... - «Нет». (Почему?) И т. д.
После вопроса «Почему?» дети должны уточнить: «Потому что это овощ».
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нем. Например:
- Саша, что у тебя в руках? (Яблоко.) Какое оно? (Круглое, красное, большое и т.д.).
- Язычок из фруктов сварил варенье, посмотрите.
На фланелеграфе воспитатель выкладывает изображение банок с наклейками фруктов.
- Варенье из яблок как называется? (Яблочное.)
- Варенье из груш? (Грушевое.)
- Варенье из лимонов? (Лимонное.)
- Варенье из мандаринов? (Мандариновое.)
- Варенье из апельсинов? (Апельсиновое.)
- Наш Язычок поел варенье и облизнулся, вот так (воспитатель показывает - язык двигается по верхней и по нижней губе дети повторяют: «Ах,какое вкусное варенье!»). Повторите, что сказал Язычок. (Дети по одному повторяют.)
Язычок сел на крыльцо (язык на нижней губе) и, чтобы не скучать, стал передразнивать всех, кто проходил и проезжал мимо.
Воспитатель проговаривает четко и медленно, адети повторяют:
Просигналила машина: би-би-би.
Язычок передразнивал: би-би-би.
Зайчик стучал в барабан: бум-бум-бум.
Язычок передразнивал: бум-бум-бум.
Собачка играла в мячик: бах-бах-бах.
Язычок передразнивал: бах-бах-бах.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Используются картинки на фланелеграфе.
Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках:
- Автобус, трамвай, яблоко. Что лишнее, почему? (Яблоко лишнее, потому что это фрукт, а автобус и трамвай - транспорт).
- Морковь, самолет, капуста. Что лишнее, почему?
- Земляника, малина, грузовик. Что лишнее, почему?
- Груша, апельсин, колесо. Что лишнее, почему?
- Кукла, мяч, троллейбус. Что лишнее, почему?
Дидактическая игра «Отгадай и назови»
Спрятался за пень, Кто проходит близко,
Шапка набекрень. Кланяется низко. (Гриб.)
- Какие грибы вы знаете? Все грибы можно есть? Почему? Что значит съедобные? И несъедобные? Как заготовить грибы на зиму?
Бусы красные висят, Очень любят бусы эти
Из кустов на нас глядят. Дети, птицы и медведи. (Ягоды.)
- Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, брусника, ежевика, клюква, черника, голубика, костяника, морошка.) Все ли ягоды можно есть? Как заготовить ягоды на зиму? Какие еще бывают ягоды? (Садовые.)
Дидактическая игра «Какой? какое?»
Варенье из черники — (черничное),
компот из земляники — (земляничный),
кисель из малины — (малиновый),
желе из голубики — (голубичное),
варенье из ежевики — (ежевичное),
сок из клюквы — (клюквенный),
пастила из клюквы — (клюквенная).
Мы по ковру идем с тобой — Он разостлался сам собой,
Его никто не ткал. Лежит у речки он лесной
И желт, и синь, и ал! (Луг.)
- Что такое луг? (Открытое место около реки за лесом.)
- Какие травы и цветы растут на лугу? (Перед детьми кар¬тинки цветов и трав.)
- Как их называют? (Луговые.)
- Какие еще бывают цветы? (Лесные, садовые, полевые.)
- Цветы можно рвать? Почему?
- Чем полезны луговые травы?
- Как заготовить лечебные травы на зиму?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Гриб — грибочки; лес — ..., пень — ..., река — ..., луг — ..., куст — ..., зверь — ..., дерево — ..., цветок — ..., трава — ..., лист — ..., ягода — ....
- А теперь скажи все это со словом лесной.
(Дети стоят полукругом.Педагог бросает мячик и называет: ягодка — ребенок должен продолжить: лесная ягодка.)
Гриб — ..., зверь — ..., птица — ..., орехи — ..., озеро — ..., по¬ляна — ..., дорога — ..., птица —....
Тема недели «Домашние животные», «Животные средней полосы России»
Дидактическая игра «Кого не стало?»
На столе игрушки: кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова, овечка. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть|, игрушки и запомнить их. Дети закрывают глаза. Воспитатель, убирает одну игрушку (например, козу). На слова: «Раз, два три — смотри!» дети открывают глаза и смотрят, какой игрушки не стало.
Кого не стало? (Не стало козы.) И т.д. И конце игры воспитатель еще раз уточняет обобщающее понятие «домашние животные».
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Воспитатель загадывает загадки. В игре используются картинки с изображением диких животных и фланелеграф.
1. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
На фланелеграфе появляется «волк».
- Волк какой? (Серый, лохматый, большой... дикий, умный...)
- Как называется его дом? (Логово.)
2. Хожу и пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая...) Рядом с волком воспитатель выставляет на фланелеграф белку.
- Как называется домик, в котором живет белка? (Дупло.)
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)
Появляется на фланелеграфе лиса.
- Лиса какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)
- Как называется домик лисы? (Нора.)
4. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
Появляется заяц.
- Расскажите, какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый...)
- Как называется дом зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве.Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)
5.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
На фланелеграфе рядом с другими животными появился медведь.
- Расскажите про медведя. Какой медведь? (Большой, огромный, лохматый, косолапый...)
- Как называется дом медведя? (Зимой- берлога, летом -
весь лес.)
Словесная игра «Доскажи словечко»
Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детенышами (воспитатель читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детенышей диких животных). Используются картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой волчицей топал... Кто? (Волчонок.)
За мамой лисицей крался ... Кто? (Лисенок.)
За мамой ежихой катился... Кто? (Ежонок.)
За мамой медведицей шел ... Кто? (Медвежонок.)
За мамой бельчихой скакал... Кто? (Бельчонок.)
За мамой зайчихой прыгал... Кто? (Зайчонок.)
Далее это стихотворение можно продолжать, если дети зна других диких животных:
За мамой лосихой топал... Кто? (Лосенок.)
За мамой барсучихой бежал... Кто? (Барсучонок.)
На фланелеграф дети выставляют диких животных и их детенышей.
Все ребята молодцы! Ножками потопаем,
Мы вам всем похлопаем, Ручками помашем,
Вместе с вами спляшем
Под музыкальное сопровождение дети произвольно пляшут.
Дидактическая игра «Продолжи»
У птички маленькие лапки, а у медведя – большие (лапищи)
У птички маленький носик, а у медведя большой (носище)
У птички маленькие глазки, а у медведя – большие (глазищи)
У птички маленькая головка, а у медведя – большая (головища)
Как летает птичка? Покажите. Как ходит медведь? Покажите.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
Педагог раскладывает иллюстрации с изображением домашних животных и птиц на одном столе, а их детенышей – на втором столе. Детям предлагается найти папу, маму, их детеныша, т.е. собрать семью и назвать их. Например: корова- бык- теленок, коза- козел- козленок ( а если их много? – козлята), кот- кошка- котёнок (котята), свинья- хряк- поросенок (поросята), крольчиха- кроль- крольчонок (крольчата), петух- курица- цыпленок ( цыплята), гусь- гусыня- гусенок (гусята), утка – селезень –утенок (утята) и т.д. Когда семьи воссоединились, педагог предлагает детям разделиться на две подгруппы.
- Вспомните, как зовет корова своего теленка, как отвечает ей теленок? Как зовет коза козленка? Как отзывается козленок? и т.д. Первая подгруппа – родители, вторая – дети. Детям первой подгруппы на ушко каждому ребенку педагог называет домашнее животное или птицу. Затем детям второй подгруппы (чтобы никто не слышал) называют детенышей. Педагог спрашивает: «Где чьи детки?» «Родители» и «дети», имитируя звуки выбранных домашних животных или птиц, ищут свою семью. Игра проводится несколько раз. Каждый раз дети меняются ролями.
Дидактическая игра «Потерялись дети»
На столе картинки с изображением домашних животных и птиц и их детенышей. Дети ищут пару: животное + его детеныш.
И называют. (У коровы - теленок, у лошади -..., у свиньи -..., у овцы - ..., у курицы - ..., у утки - ...)
А теперь — в обратный путь. Мы прощаемся с деревней.
Дидактическая игра «Найди пару»
Педагог раскладывает на столе перевернутые картинки с изображением животных и их детенышей так, чтобы получились пары, и предлагает детям взять по одной картинке, но никому не показывать, а подумать, как их изобразить. Как только зазвучит музыка, «животные-мамы» и «детеныши» начинают двигаться по группе, имитируя движения медведицы, лисицы... ежонка...). Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками. Когда пары воссоединятся — общий танец.
Тема недели «Мебель. Посуда. Электроприборы»
Дидактическая игра «Что для чего?»
- Чашка для чего? (Чтобы пить.) Что можно пить из чашки?
-Блюдце для чего? Нож для чего? Кастрюля для чего нужна? (Далее – чайник, кофейник, сковорода, вилки, ложки?)
-Какую еще вы посуду знаете?
-Где хранится посуда?
-Где хранится сахар? (В сахарнице)
- На кухне есть ящик, где хранят хлеб. Как он называется? (Хлебница)
- Куда мама кладет конфеты? (В конфетницу)
Дидактическая игра «Скажи правильно»
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (Деревянная.) Из пластмассы? (Пластмассовая.) Из глины? (Глиняная.) Из кожи? Из металла? Из резины? Из бумаги? Из картона? Из стекла?
Тема недели «Зимующие птицы»,«Перелетные птицы»,
Дидактическая игра «Чье гнездо?»
Гнездо воробья — воробьиное.
Гнездо вороны — воронье.
Гнездо голубя — голубиное.
Гнездо (дупло) синицы — синичье.
Педагог предлагает детям поиграть.
Дидактическая игра «Отгадай, что за птица»
Группа делится на ведущих и отгадывающих детей.
Ведущие выбирают иллюстрации с изображением птиц (голубь, снегирь, ворона, скворец, воробей, синица, поползень).
Ведущие по очереди (кто готов), не называя птицы, рассказывают о ней (величина, окрас, среда обитания, чем питается). Отгадывающие должны назвать. Затем дети меняются ролями. (Можно добавить: ласточка, зарянка, галка, свиристель.)
Тема недели«Мой родной город»
Дидактическая игра «Скажи со словом городской»
Улица в городе — городская улица, школа — ..., дом — ..., парк — ..., магазин — ..., транспорт — ..., мост — ..., река — ..., житель —....
Послушайте.
В далекие-далекие времена не было города Москвы, а была маленькая деревня, стоящая на высоком холме. И деревня эта называлась Кучково. Из всех городов и селений ехали в Кучково торговать. Люди здесь были богатые и очень красивые. Но вскоре на эту землю пришел князь Юрий Долгорукий, и деревня Кучково стала называться град Москов. Город строился, росли дети. Вот прошло много-много лет, и град Москов стал называться городом Москвой. Теперь нет деревянных домов – дома каменные, железнобетонные, кирпичные.
Вопросы:
Каким был наш город в древние времена? Как назывался город? Какие люди жили в деревне Кучково? Кто переименовал деревню? Как стала называться деревня? (Град Москов) Как сейчас называется город? (Город Москва) Какие сейчас в Москве дома? Кто из вас сможет рассказать историю нашего города?
Дидактическая игра «Магазин»
Сегодня я всех приглашаю в путешествие по городу. Что ин¬тересного можно увидеть, путешествуя по городу? (Улицы, дома, парки, площади, памятники, театры и особенно большое количество магазинов.) Не забудем взять деньги (бумажки).
В группе в разных местах развешены картонные или бумажные силуэты и вывески магазинов. Под музыку, взявшись за руки, дети отправляются в путь. Педагог читает стихотворение Г.Горбовского «Городские вывески» и проводит детей вдоль «магазинов».
Мы идем по тротуару, Тут мы видим «Хозтовары» —
Мы глядим по сторонам. Утюги и мыло там.
Дети подходят к магазину «Хозтовары». Нас встречает «продавец»- ребенок. Продавец должен рассказать всем о том, что продается в его магазине (мыло, порошки стиральные, клей, посуда, краска, замки, мочалки...).
Ярко буквами белея, Кукуруза там, рожки
Чуть левее — «Бакалея». И мука на пирожки.
Детей встречает «продавец» этого магазина — другой ребенок. Он рассказывает, что покупают в бакалее (крупы, макароны, соль, сахар, специи, спички...).
Мы идем по тротуару, «Канцелярские товары»,
Мы читаем как стихи: «Фрукты – овощи», « Цветы»
Дети подходят к магазину «Канцелярские товары». Что же здесь продается? Продавец – ребенок рассказывает, что можно купить в этом магазине.
В магазине «Фрукты - овощи» продавец – педагог: В этом магазине вы купите все, что растет в саду и в огороде. Что же? Покажите овощи. ( Дети перечисляют, какие овощи; рассказывают.) А какие сладкие плоды? (Дети отвечают.) И орехи - какие?
- Мы побывали в разных магазинах, но не во всех. Дети собираются «передохнуть» (за столом). На столе разложены картинки , вывески магазинов. Где мы еще не были? Подходим к вывеске с батонами, булками, бубликами.
- Что за вывеска такая? На каком магазине мы ее увидим? Расскажите, что можно купить здесь. (Дети рассказывают)
На следующей вывеске нарисованы туфли и сапоги.
- А это вывеска какому магазину подойдет? ( « Обувь») Что можно купить в этом магазине? Какую обувь.
А здесь не вывеска, а витрина. И все книжки, книжки…
- Где увидим такую вывеску? («Книжный магазин» или просто «Книги».) что купим здесь?
Следом идет вывеска, на которой нарисованы молоко и молочные продукты.
- Эта вкусная вывеска висит на каком магазине? Что можно здесь купить?
Детям показывают эмблемы аптек: красный крест или чашу, обвитую змеей.
- Как называется такой магазин? Что можно в нем купить?
- Кто мне ответить, какой магазин больше других любят посещать дети?
(Магазин, в котором продаются игрушки) И мы с вами отправимся в этот магазин. Дети, подходят к магазину, на котором написано «Игрушки». Какие игрушки в нем можно купить? В магазине детей встречает продавец (помощник воспитателя): « Здравствуйте! Что вы хотите купить?» на прилавках много разных игрушек. (Небольшой секрет – все игрушки родители принесли из дома именно в этот день)
Дидактическая игра «Большой— маленький»
У педагога картинки с изображением предметов.
- Я буду говорить о большом предмете, а вы - о маленьком. Я нарисовала большой дом - а вы- маленький домик.
Я играла в большой мяч...; подушка...; перо...; стул...; стол...; диван...; окно...; дверь...; пальто...; книга...; лист... и т.д.
- Расскажите, карандаши какие? (На столе лежит коробка с 12 карандашами.) (Длинные, деревянные, разноцветные, гладкие, ребристые, острые, теплые...)
- Все это мы видим, ощущаем. А если мы с вами положим карандаши в черный мешочек, опустим в него руку и попытаемся рассказать о каком-либо карандаше? Ребенок опускает руку- пытается рассказывать. Можно ли определить цвет карандаша, лежащего в мешочке? (Цвет определяют только с помощью зрения - глаз.)
- Перед вами картина (любая). Расскажите, какого цвета предметы на этой картине. (Желтые листья, красное солнце, зеленый лист, коричневый дом, белая крыша, серая туча, серое небо, черная дорога, синий цветок... т.д.)
- А теперь вместе с вами мы сочиним «Разноцветную сказку». Я начинаю, а вы продолжайте.
Мне приснилось, что я попала в разноцветную страну. Я увидела... Мне очень понравился... И я решила...
Дальше сказку можно продолжать в зависимости от фантазии детей.
На дом можно предложить родителям сочинить и вместе с детьми записать сказку или историю о цветных карандашах.
Тема недели «Насекомые»
Дидактическая игра «Один - пять»
Педагог Дети:
один комар - пять комаров
одна оса - пять ос
жук - пять жуков
пчела - пять пчел
стрекоза - пять стрекоз
кузнечик - пять кузнечиков
муравей - пять муравьев
муха - пять мух
бабочка - пять бабочек
- Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут? (Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...
Представление опыта работы в рамках ГМО "Дидактические игры по развитию речи"
Для младшего дошольного возраста...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тематической недели «Неделя книги»
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тематической недели «Неделя книги»...
Конспект по развитию речи в 1 младшей группе. Тематическая неделя: Домашние животные
Конспект по развитию речи в 1 младшей группе.Тематическая неделя: Домашние животныеТема занятия: «Кто как кричит?»( по стихотворению А.Барто)Цели:- познакомить со стихотворением А....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...