Представление опыта работы в рамках ГМО "Дидактические игры по развитию речи"
материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Дидактические игры по развитию речи детей»
На втором году ребенок понимает обращенную к нему речь и к трем годам свободно объясняется с окружающими. Одно из условий для полноценного речевого развития детей, обеспечение развивающей предметно – пространственной среды. Кроме правильной речи педагога и методов и приемов работы с детьми основной составляющей развивающей среды является оборудование группы. У нас в группе оборудован уголок с различными играми и игрушками для организации деятельности по речевому развитию. Используя содержание игрового уголка, придлогаю детям игры с предметами и игрушками. Эти игры направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
Словесные игры – они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Настольно-печатные игры - используются как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
- Подбор картинок по парам
- Разрезные картинки и кубики
- Найди такой - же предмет
- Чей домик и т.д.
В своей деятельности использую игры Елены Железновой. Тексты стишков с музыкальным сопровождением. Персонажи хорошо знакомы и нравятся детям – коза, бабочка, зайчик. Синтез движения, ритм музыки позволяет эффективно организовать деятельность по речевому развитию детей.
Для привития детям любви к художественному слову, уважение к книге развитие стремления общаться с ней – оформила книжный уголок. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Срок пребывания книги в уголке 2-2,5 недели. В книжном уголке у нас находятся разные книги:
- Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам.
- Книги с динамичными элементами разного формата.
- Книжки – половинки, книжки – четвертушки, книжки-малышки.
- Книжки-панорамы с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками.
- Музыкальные книжки с голосами животных, с песенками сказочных героев, книжки - раскладушки, предметные картинки с изображениями предметов ближайшего окружения.
- Книги о животных и растениях, книги для расширения сюжета детских игр.
- Юмористические книги с яркими смешными картинками (Михалкова, Зощенко, Драгунского, успенского и др.)
- Книги, которые дети приносят из дома.
Задачи воспитателя: учить самостоятельному, сосредоточенному общению с книгой. Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Формировать интерес к сказкам.
Театральный уголок
Любимый нам театр. Со сценою – малышкой он сказку открывает и дружит с детской книжкой. Веселые артисты - совсем не велики, талант они раскроют до донышка души. Прекрасные артисты – хотя и малыши.
Задачами театральной деятельности являются:
- Формировать у детей живой интерес к театральной игре
- Развивать (интерес) речь и координацию движений у детей
- Побуждать детей к двигательной импровизации
- Доставлять детям радость
Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему близок и удобен.
В нашем уголке есть
- Пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на пальчик)
- Резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек)
- Настольный театр (все персонажи, а также атрибуты сказки: например - избушки, лес, пеньки, представлены в виде деревянных фигурок)
- Теневой театр (надев на руку куклу, я читаю потешки, сказки подражая голосам животных.
В этом уголке имеется уголок ряжения и достаточное количество масок для драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций. Костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. Для показа детям инсценировок по сказкам используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у наших воспитанников навсегда.
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию наглядное пособие, которое поможет вашим детям быстро и последовательно запомнить и пересказать сказку. Именно наглядный материал помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность.
Сделано это пособие своими руками. На цифровой веер наклеиваются последовательно сказки. С одной стороны и с другой. Это очень удобно в работе. Дети сами могут рассказать сказку, держа в руках такой веер.
Еще предлагаю пособие «Теремок». Это пособие используется и способствует развитию речи .Закреплению полученных речевых умений. Нарисовала теремок с окошечками и подобрала животных. Здесь используется несколько вариантов заданий – вспомни сказку. Кто пришел первым? Чей голос? Кто, где живет? Посели жильцов справа, слева, вверху, внизу (закрепление, пространственных отношений)
Детская игра «Во саду ли в огороде»
Благодаря этой игре у детей формируется познавательные навыки, внимание, логическое мышление, сообразительность, обогащается словарь.
Варианты заданий разнообразные.
Правильное дыхание залог успеха в освоении правильного произношения звуков. В разные времена года я использую игры на дыхание. В период осени игра – подуй на листик, летом – на одуванчик. Так- как сейчас зима я использую упражнение «Сдуй снежинку с варежки».
Еще предлагаю вашему вниманию игровое пособие сделанное руками родителей. Это книжка развивай-ка. Книга на разные виды деятельности. Цели использования данного пособия - развитие познавательной и ревой активности детей. Можно проводить разнообразные задания:
- Узнавать и называть геометрические фигуры
- Называть овощи-фрукты
- Собери яблочки
- Заборчик
- Осторожно червячок
- Угости зайку
Кроме игровых пособий разработала методические пособия.
Альбомы, в которых собран материал по всем задачам речевого развития детей. А также план сопроводительной работы по речевому развитию для детей с трудностями в речевом развитии.
Таким образом, организуя РППС, я уделяю внимание развивающему характеру. Стремлюсь, чтобы содержание среды стимулировало речевую активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы на тему: "Дидактические игры для развития речи детей в раннем возрасте"
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он ...
Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Целью работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....
Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»
Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...
Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы в рамках городского методического объединения по «Речевому развитию»)
«Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Представление опыта работы «Применение метода SAND-ART в развитии речи детей дошкольного возраста»
Представлены игры на песке, которые помогают решить задачи по развитию речи дошкольников....
Представление опыта работы в рамках практической педагогики. Пространство развития ребенка: функциональное оформление помещений ДОО.
Безопасность детей — это самая важная задача для воспитателей и всех взрослых, которые его окружают.Чтобы оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными,...
Представление опыта работы на региональном семинаре "Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста"
Опыт работы по запуску и развитию речи...