Образовательный проект «Развитие связной речи детей 5-7 лет с ОНР в процессе театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (старшая группа)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proektrazvitie_svyaznoy_rechi_cherez_teat._d-t.docx | 67.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Центр информационно-методического обеспечения
Муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор проекта:
Жирнова А.В., воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
2018
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный( 2017-2018, 1 учебный год)
Актуальность проблемы
Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы.
Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений, поэтому полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения ( В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и другие).
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрализованных постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Театрализованная деятельность решает ряд вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.
Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.
Цель проекта: развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- создать для детей атмосферу, которая побуждала бы их к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;
- создать развивающую художественную среду, стимулирующую художественно-речевую деятельность;
- формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения.
- развивать как вербальные (речь) так и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима) активизировать словарь ребенка.
Принципы реализации работы по проведению театрализованной деятельности:
- Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
- Принцип наглядности театральных остановок
- Принцип доступности, подбор доступного материала
- Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
- Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
- Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
- Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности.
Предметом является театрализованная деятельность.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение театрализованных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет, способствовать успешному развитию всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- диагностика речевого развития детей;
- наблюдение за детьми в ходе театрализованной игры и в свободной деятельности;
- анкетирование, консультации, беседы;
Новизна проекта заключается в признании:
- способности ребёнка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;
- в приоритете активного, диалогического способа обучения перед репродуктивным.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи у дошкольников.
Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Познавательная значимость состоит в том, что театрализованная деятельность позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Работа по реализации данного проекта включает в себя несколько этапов.
- Подготовительный этап (июнь-сентябь 2017 года)
Тематика мероприятия (цель) | Форма проведения | Дата |
Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию | Наблюдение | Июнь 2017 |
Анализ и подбор научно-практической, методический литературы; | Изучение и подбор литературы | Июль 2017 |
Разработка методических материалов по использованию театрализованной деятельности для речевого развития детей. | Изучение литературы, источников в сети интернет. | Июль – сентябрь 2017 |
Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности; | Составление плана работы по театрализованной деятельности; Центр Театра» Настольный театр игрушек. Настольный театр картинок. Стенд-книжка. Фланелеграф. Теневой театр. Пальчиковый театр. Театр Би-ба-бо. Детские костюмы для спектаклей. Взрослые костюмы для спектаклей. Элементы костюмов для детей и взрослых. Атрибуты для занятий и для спектаклей. Ширма для кукольного театра. | Июнь 2017-Май 2018 |
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Диаграмма
речевого развития детей группы компенсирующей направленности
июнь 2017 года
II. Практический этап
1 блок – работа с детьми
Октябрь
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | « Что такое театр?» Русская народная сказки «Колобок» | Дать представление о театре. Формировать интерес к разным театральным жанрам. | 1.Беседа с детьми о театре 2. Просмотр презентации о видах театра 3.Прослушивание русской народной сказки «Колобок». |
2 неделя | Знакомство с персонажами р/н сказки «Колобок» «Кто такие актеры» «Профессии театра» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Развивать внимание, память. Развивать правильную дикцию. | 1.Беседа-диалог.(Зачем нужны декорации? 2.Распределение ролей. 3.Работа над текстом, заучивание ролей. |
3 неделя | «Работа в паре, заучивание текста сказки по ролям» | Учить слушать партнера, понимать его эмоции. Развивать у детей умение пользоваться жестами, мимикой, выразительной речью. | 1.Общение с партнером. 2.Работа над текстом, чтение по ролям. |
4 неделя |
Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок» | Учить детей принимать на себя роли сказочных героев. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, эмоциям людей. | 1.Репетиция с учетом оформления. 2.Показ спектакля«Колобок» 3.Составление фотоальбома о спектакле. |
Ноябрь
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | Знакомство с пиктограммами | Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру. Учить определять состояние окружающих людей. | Разучивание пантомим «Раздумье», «Я не знаю», «Вкусные конфетки». |
2 неделя | Игры на развитие речевого дыхания. | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию Учить строить диалоги. | Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот». |
3 неделя | Ритмопластика | Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность. Активизировать познавательный интерес к театру. | Ритмопластические упражнения «Как живешь?», «Считалочка» Разучивание стихов Просмотр театральной постановки |
4 неделя | Д/И «Настроение» | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. | 1.Какое у тебя настроение 2.Занятие-игра «Солнышко и паровозик» |
Декабрь
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | Сказка « Маша и медведь» | Вызвать у детей желание участвовать в игре-спектакле. Развивать внимание, память. Расширять представления о различных чертах характера литературного персонажа. | 1Разучивание частушки к вводной части спектакля. 2.Прослушивание русской народной сказки «Маша и медведь». 3.Характеристика героев сказки. 4.Рассматривание иллюстраций к сказке. |
2 неделя | Знакомство с куклами героями сказки | Закреплять правильное произношение всех звуков, слов, предложений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Прививать навыки управления куклами. | 1.Беседа о ролях спектакля, распределение ролей. 2.Заучивание текста героев 3.Обучение управлять куклой. Изготовление декораций к спектаклю. |
3 неделя | Работа над текстом сказки | Учить понимать эмоции партнера ,мимику, жесты, читать текст выразительно, громко. Поощрять желание искать выразительные средства для создания игрового образа. | 1.Взаимодействие с партнером. Работа над текстом. Чтение по ролям. 2.Дикция,жесты, мимика. |
4 неделя | Показ кукольного спектакля «Маша и медведь». | Совершенствовать навыки в управлении кукол. Добиться четкости произношения, выразительности речи. Прививать любовь к русским народным сказкам. | 1Репетиция вождения кукол на ширме. 2.Прогон кукольного спектакля с декорациями. 3.Репетиция. |
Январь
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | «Пальчиковый театр». | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности; познакомить с театром рук. Учить интонационно- выразительно воспроизводить заданную фразу. | 1 «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок. |
2 неделя | Русская народная сказка « Теремок» | Учить детей запоминать текст, свои роли. Читать громко, четко проговаривая слова и выражения. Развивать особенности сценического выражения. | 1.Прослушивание постановки «Теремок». 2.Обсуждение образов действующих лиц. 3.Повторение отдельных отрывков из текста. 4.Распределение ролей 5.Работа над текстом, заучивание ролей(индивидуальное) 6.Репетиция. |
3 неделя | «Пальчиковый театр»по сказке «Теремок» | Упражнять в создании образа. | 1.Поведение действующих лиц. 2.Читка по ролям. 3.Репетиция. |
4 неделя | Показ сказки воспитанникам младших групп. | Уточнить готовность постановки к показу. | 1.Подбор музыкального сопровождения. 2.Репетиция с декорацией. 3.Повторение трудных эпизодов. 4.Генеральная репетиция |
Февраль
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | Знакомство с театром из деревянных фигурок. Чтение сказки «Три поросенка» с дальнейшей инсценировкой | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности. Учить интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. | 1.Беседа о театре 2.Обсуждение образов действующих лиц. 3.Повторение отдельных отрывков из текста. 4.Распределение ролей 5.Работа над текстом, заучивание ролей(индивидуальное) Показ сказки |
2 неделя | Артикуляционная гимнастика | Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. | Этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; разучивание скороговорки; пальчиковые игры |
3 неделя | Чтение и инсценировка сказки «Волк и лиса» Театр кукол «би-ба-бо» | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | 1.Беседа по содержанию сказки 2.Распределение ролей 3. Заучивание слов героев 4Показ сказки «Волк и лиса» |
4 неделя | Демонстрация театра на фланели. Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | 1Парная работа детей на фланелеграфе 2. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки» |
Март
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | Чтение и знакомство с содержанием сказки «Красная шапочка на новый лад» | Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности. Учить интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. | 1.Беседа с детьми по содержанию сказки 2.Обсуждение поступков героев 3.Распределение ролей 4. Заучивание слов героев |
2 неделя | Инсценировка сказки «Красная шапочка на новый лад» | Учить понимать эмоции партнера, мимику, жесты, читать текст выразительно, громко. Поощрять желание искать выразительные средства для создания игрового образа. | 1.Работа над текстом, заучивание ролей(индивидуальное) 2.Повторение отдельных отрывков из текста. 3.Репетиция. |
3 неделя | Инсценировка сказки «Красная шапочка на новый лад» | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей | 1.Взаимодействие с партнером. Работа над текстом. Чтение по ролям. 2.Дикция,жесты, мимика. 3.Репетиция с декорацией. 4.Повторение трудных эпизодов. 5.Генеральная репетиция |
4 неделя | Показ спектакля | Развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | Показ спектакля родителям. |
Апрель
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | Артикуляционная гимнастика | Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. | Упражнение угадай интонации; скороговорки игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; |
2 неделя | Артикуляционная гимнастика | Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. | «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» |
3 неделя | Весна идет! Весна поет! | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. просмотр мультфильма по сказке. |
4 неделя | Сочинение сценария и разыгрывание сказки | Импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку. | Д/И «Из какой сказки» |
2 блок-работа с родителями.
Взаимодействие с родителями.
Формы работы с родителями
Тематика мероприятия (цель) | Форма проведения | Дата |
Выступление на собрании Анкетирование по теме проекта | Планирование работы с родителями Ознакомление с проектом Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к театрализованным представлениям детей; | Сентябрь 2017 |
Беседы с родителями по теме проекта | Консультация «Способы развития способностей и преодоления речевых нарушений ребенка» | Октябрь 2017 |
Фото- выставки Выставка детских работ, выставка рисунков | Выставка фотографий «Театр в нашей жизни». Конкурс « Как мы с родителями ходили в театр» | Ноябрь 2017 |
Совместные творческие вечера | Родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе» | Ноябрь 2017- Май 2018 |
Творческие мастерские | Родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей. Изготовление кукол и декораций к спектаклям. | Декабрь 2017- Май 2018 |
Дни открытых дверей Беседы с родителями | Присутствие родителей на репетициях. «Как побороть страх выступлений», « Маленький актер», «Дыхательная гимнастика лучший друг красивой речи» | 1 раз в месяц Ноябрь 2017- Май 2018 |
Наглядная педагогическая информация | Оформление стенда "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" «Пальчиковые игры- помощники в воспитании ребенка» Буклет « Домашний театр» | 2017-2018 |
Выступление на родительском собрании. Отчетный совместный спектакль | Подведение итогов проекта
| Май 2018 |
3 блок – работа с педагогами
Тематика мероприятия (цель) | Форма проведения | Дата |
« Эффективность театрализованной деятельности для развития речи детей» | Анкетирование | Сентябрь 2017 |
Выступление на педагогическом совете | «Способы преодоления речевых нарушений у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности » | Октябрь 2017 |
Распространение передового опыта работы | Презентации | Ноябрь 2017 |
Особенности театральной деятельности в группе компенсирующей направленности . | Консультация | Февраль 2018 |
III. этап- коррекционный (сентябрь 2019 – апрель 2020г.)
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
IV. Заключительный этап
Май
Неделя | Содержание работы | Цели | Форма работы |
1 неделя | Сказка В. Сутеева «Яблоко». | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Яблоко». |
2 неделя | Импровизация сказки «Яблоко». | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Просмотр мультфильма по сказке. |
3 неделя | Репетиция сказки «Яблоко» | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Разучивание ролей с детьми; 3.Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. |
4 неделя | Драматизация сказки «Яблоко» Показ спектакля | Развивать внимание, память, образное мышление детей. Мониторинг речевого развития детей на конец проекта. | Показ спектакля родителям |
Предполагаемые результаты проекта:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
- у детей сформируется способность к речевому самоконтролю.
- качественно и количественно обогатится словарный запас детей;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Заключение
Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это эффективное средство для интенсивного развития речи детей, обогащению словаря, активизации речевого общения. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.
Литература
1.Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. М. 2014.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4.Поляк Л. Театр сказок. СПб.,2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Творческий центр «Сфера» Москва, 2007..
6.Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования иде...
Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"
Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...
Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».
В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...
Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...
Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.
Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...
Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...