Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-falklor_avtosohranennyy.docx120.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие  связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение  –  первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

   Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Я определила для себя важные причины, по которым использовала  малые формы фольклора для развития связной речи детей:

         1.Малые формы фольклора имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

2.В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, которая угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре.

Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредствам  малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

3.В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

4.А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Цели проекта:

--Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

- Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

ЗАДАЧИ:

-Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей  дошкольного возраста.

- Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

- Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями Уральского края.

- Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

 

ГИПОТЕЗА данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

 — педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

 — будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

 — малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Проект наш исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Продолжительность реализации программы – 2 года. В соответствии с направлениями  работы были обозначены виды деятельности, периоды и этапы работы.

Периоды работы:

1-й период – обучение детей 5-6 лет (2014-2015г.)

2-й период – обучение детей 6-7 лет (2015-2016г.)

Этапы работы: подготовительный этап, основной и заключительный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

СОДЕРЖАНИЕ


1.Основные принципы работы 

2. Понятия малых форм фольклора

3. Система работы по развитию речи с использованием малых форм фольклора    

4. Перспективное планирование проектных мероприятий на 2014 – 2015 учебный год в старшей группе (1 год обучения).

5. Мониторинг «Овладение необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие» детьми 5-6 лет».  

6. Перспективное планирование проектных мероприятий на 2015 – 2016 учебный год  в подготовительной группе (2 год обучения).

7. Мониторинг «Овладение необходимыми умениями и навыками в образовательной области  «Речевое развитие» детьми 6-7 лет».

8. Вывод.  

9. Задачи на перспективу.

10. Список литературы.

1.Свою работу по развитию речи посредством фольклора я строила на следующих основных принципах:

  •  во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  •  во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  •  в-третьих, активного включения детей;
  •  в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

2.Начала работу с того, что познакомила детей с малыми формами фольклора, к которым относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки,  потешки,заклички, сказки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Понятия:

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. Согласно определению В.Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей. 

Пословица это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр  фольклора,   краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Дразнилки

Насмешливая прибауткаобычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Потешки, пестушки это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек,  нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Заклички-небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

Скороговорка – частоговорка,  род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Сказки - один из самых излюбленных детьми жанров фальклора. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.

3.СИСТЕМА РАБОТЫ.

1-ый период обучения с детьми старшей группы

В ходе работы я старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности.

1.Познакомила детей с колыбельными песнями. Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх. Обучая детей образовывать однокоренные слова, мы использовали эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".

2.Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видамипотешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

Дети с удовольствием используют в речи потешки. Мы создали «Альбом потешек с иллюстрациями», который очень любят рассматривать наши дети. Также предложили родителям совместно с детьми проиллюстрировать любимые потешки, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей».

3.В своей работе мы широко использовали народные игры. Составили картотеку. Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно.

 Мы составили альбом фотографий «Русские народные игры». Водящего в играх дети выбирают с помощью считалки, которая также относится к одной из малых форм фольклора.

4.В  течение  года  проводится  ряд  специальных  занятий,  посвященных  различным  формам   работы  с  пословицами  и  поговорками:  

  • уточнение  жанровых  особенностей,  
  • сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами,  
  • подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  
  • Познакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу.
  • Создали альбом «Пословицы и поговорки».
  • На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовались мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

-  подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

-    соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

5.Знакомила со скороговорками.

Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи использовали рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.Произнесение скороговорок носит творческий характер, поэтому учила детей произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).

6.При работе с загадкой использовала такие формы:

    - нарисуй отгадку;

    - придумай свою загадку;

    - придумай загадку по картинке.

7.Привлекла детей к одному из  любимых жанров фольклора – сказке.

  •   Познакомила детей с новым методом работы «Изучение сказок по картам Проппа». При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.
  • Составила совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

2-ой период обучения с детьми подготовительной группы

1.С детьми подготовительного возраста продолжила знакомство с пословицами и поговорками

Для закрепления поговорок и пословиц  использовала разные формы работы:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу или поговорку.
  • изобрази пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку давала сюжетную картинку и совершенно произвольную пословицу. Предлагала придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

2.Продолжила с детьми отгадывание и придумывание загадок.

  • Мною была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки. По методике Ю.Г. Илларионовой, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.
  • учила детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений.
  •  Заранее знакомила с теми предметами и явлениями, о которых  предлагала загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными.
  • В совместной деятельности с детьми мы создали альбом загадок.
  • Придумали и нарисовали схемы составления загадок.

3. Скороговорки

Совместно с родителями ребята изготовили альбом скороговорок в рисунках детей и родителей.

 Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга. В свободное время старшие дошкольники с удовольствием рассматривают этот альбом, озвучивая рисунки.

4.Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяли  в режимных моментах - концовки, частушки, дразнилки, заклички,  приговорки, прибаутки,  небылицы, частушки, с целью создания благоприятной речевой среды.

  • Создали альбом фольклорных произведений.

5.Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе я старалась его придерживаться. Так совместно с музыкальным работником организовала  календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Как хлеб на стол пришел».

  •  Разработали конспекты праздников и развлечений.
  • С детьми проводили различные литературные развлечения: игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие. Составили по ним конспекты.

6.Продолжила знакомить детей с народными играми, считалками.

  • Пополнила картотеку народных игр и считалок
  • Дети с удовольствием играют в народные игры на прогулке, на музыкальном и  физкультурном занятиях.
  • Используют считалки для того чтобы  установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. 

7.Привлекла к увлекательному путешествию по сказке.

  • Продолжила знакомить детей со сказкой, используя карты Проппа
  •  Дети называют и пересказывают  знакомые сказки воспитателю, друг другу, родителям при помощи карт Проппа.
  •  И самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.
  • Старшие дошкольники совместно с воспитателями составили «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».
  •  Совместно с воспитателями сочинили сказку-перевертыш «Колобок – великан»; сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Дружные звери». А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.

8.Театрализованная деятельность

  • Дети подготовительной группы инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, истории-сказки с элементами музыцирования, русские народные потешки, а также спектакли собственного сочинения.
  •  Мы разработали конспекты праздников, спектаклей, инсценировок с использованием фольклора.
  • Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, гримёрную, различные виды театров.
  • Показывали спектакли детям младших групп.

Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе.

9.Мы с детьми принимали участие в культурной жизни города.

  • Побывали в краеведческом музее «Дома детского творчества», в  детской библиотеке, в городском выставочном зале.
  • В честь дня победы ходили на Аллею Памяти возлагать  цветы к вечному огню.

Вместе с нами активное участие принимали и родители.

4. Перспективное планирование проектных мероприятий на 2014 – 2015 учебный год в старшей группе (1 год обучения).

Этапы проектирования

Проектные  мероприятия

Сроки исполнения

Подготовительный

1. Подбор методической литературы.

 Систематизирование проработанного материала с внедрением авторских разработок.

2. Диагностические исследования 

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

Постановка целей и задач.

3. Составление плана проекта.

4. Подбор  и изготовление необходимого материала, пособий, дид. игр по изучению малых форм фольклора.

5. Консультация для педагогов.

6. Родительское собрание

 Август 2014 г.

 Сентябрь 2014 г.

Сентябрь 2014 г.

Август – Сентябрь 2014 г. (дополняла  в течение года).

Октябрь 2014

(1 неделя).

 Сентябрь 2014 г.

Основной этап

1.Создание развивающей среды

- Нами был создан уголок речевого развития, который мы наполнили новыми дидактическими играми

-  Были созданы альбомы с участием детей и родителей

- Подобраны серии картинок по развитию связной речи.

-  Изготовили схемы составления описательных рассказов.

- Пополнили библиотеку новой литературой

- Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную.

- изготовили костюмы для спектаклей, разные виды театров.

2.Знакомство с понятиями малых форм фольклора, изготовление альбома «Малые формы фольклора»

3. Познакомила детей с колыбельными песнями.

 - Игры - инсценировки «Уложим Алёнушку спать», «Баю-баюшки – баю, не ложись на краю» и т.д.

- Беседа о колыбельной песне.

 - Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

4.Знакомство с потешками

-Рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек.

-беседы о значения слов, которые дети услышат в потешке.

-Знакомились с видамипотешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

-Создание альбома«Потешки с иллюстрациями», который очень любят рассматривать наши дети.(совместная работа родителей с детьми)

- Литературный КВН на знание потешек.

5. Народные игры и считалки

- Составили картотеку народных игр и считалок

-  Составили альбом фотографий «Русские народные игры».

-Разучивание зимних народных игр:

«Штурм крепости», «Два Мороза», «Льдинка»,  «Царь ледяной горы».

- Подбор и разучивание считалок.

6.Работы  с  пословицами  и  поговорками:  

- уточнение  жанровых  особенностей,  

-сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами,  

- подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  

- Познакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу.

- Создали альбом «Пословицы и поговорки».

7.Знакомство со скороговорками.

-Беседа «Для чего нужны скороговорки»

- использование рекомендации А.С.

Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок.

- подбор  нужного количества скороговорок на длительный срок.

- распределение их по трудности.

8.Знакомство с загадкой

- Рассказ « История появления загадки».

- Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».  

-Д/и «Загадки и отгадки».

- Разучивание загадок.

- Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка».

- Лепка и рисование отгадок к загадкам.

- Рассматривание книжных иллюстраций.

- Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

9.Привлекла детей к одному из  любимых жанров фольклора – сказке.

- Знакомство детей с новым методом работы «Изучение сказок по картам Проппа».

- Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой"

-Проведение игры «Самый добрый сказочный герой» или «Самый злой сказочный герой»

-Чтение, прослушивание и просмотр сказок

-Рисование по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Машенька и медведь» и т.д.

-Лепка по сказке «Конёк Горбунок»

- Составление альбома совместно с детьми«рисунки по мотивам русских народных сказок».

-Отгадывание загадок «Мой любимыйсказочный герой»

Август-сентябрь

2014г.

( в течение года дополняла)

Сентябрь 2014г.

Октябрь 2014г.

Ноябрь 2014г

Декабрь 2014г

(И дальнейшая работа в течение года)

Январь 2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Февраль 2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Март 2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Апрель 2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Заключительный

1. Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.

2. Консультация для педагогов.

3.Обмен опытом «Использование  малых форм фольклора для развития связной речи детей старшего возраста в условиях введения стандартов ДО».

4.Презентация картотеки, дидактического и наглядного материала собранного в течении года.

 Презентация проекта для педагогов

5. Итоговое родительское собрание, анкетирование родителей, презентация проекта для родителей.

Май 2015 г.

 

Май 2015 г.

 Май 2015г.

 

Май 2015г.

Май 2015 г.

Ожидаемый результат

     Дети

  • Сформируется интерес к малым формам фольклора: пословицам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, сказкам.
  • Дети будут его использовать в повседневной жизни.
  •  Познакомятся с народными праздниками, с бытом русских людей в старину.
  •  Получат знания о народных промыслах, элементах росписи, научатся владеть приемами кистевой росписи.
  •  Получат Знания о  народных, хороводных играх, считалках  и будут использовать их в свободной игровой деятельности, на прогулках.
  •  Расширятся представления детей об окружающей действительности.
  • Будут сформированы  навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  • Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Родители

  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  •  У родителей повысится общий культурный уровень.

Педагоги

  • Повысится уровень профессионального мастерства педагога.
  •  Внедрение в педагогический процесс по развитию связной речи малых форм фольклора

Работа с родителями (старшая группа)

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие связной речи детей 5-6 лет.

 Проблемы и их решение.

Родительское собрание

Октябрь

Выставка наглядных пособий по малым формам фольклора. Журналы, альбомы, книги, картотеки, иллюстрации и т.д.

Выставка в родительском уголке.

Индивидуальные консультации.

Ноябрь

«Роль фольклора в развитии детей»

Консультация для родителей

Декабрь

«Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей»

1.Использование фальклора в зимнее время года на прогулке

2. Играйте вместе с нами – народные игры и считалки.

Родительское собрание

Январь

Чтение, заучивание  пословиц и поговорок.

Создание совместных рисунков детей и родителей к пословицам и поговоркам.

Круглый стол для родителей.

Февраль

Консультация «Для чего нужны скороговорки»

Консультация для родителей.

Папка – передвижка (с предлагаемыми скороговорками)

Март

Знакомство с загадкой .

Развлечение с приглашением родителей

«В гости к Бабушке Загадушке»

Открытое мероприятие.

Апрель

 «Путешествие в мир сказки», «Прививайте любовь к сказкам»

Индивидуальные консультации.

Май

Презентация «Наши успехи».

Родительское собрания

5.Мониторинг

Провела Мониторинг в 2014 - 2015 учебном году по овладению необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие» детьми 5-6 лет.  

Мониторинг рекомендован ЧИППКРО.

Предлагаемые вопросы для обследования:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей

 (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

  • составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

  • дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
  • умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:

  • способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
  • знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.

Развитие литературной речи:

  • способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
  • способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического

вкуса:

  • эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Приобщение  к малым формам фольклора:

- Отгадывает загадки

-  называет 4-5 потешек

-  Может обьяснить о чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?

- Называет 5-6 пословиц.

- Знает 5-6 скороговорок.

- Может повторить за педагогом "Проворонила ворона вороненка". И определить какие звуки встречаются чаще всего?

- Знает колыбельные песни.

- Использует  в играх для выбора ведущего считалки. Знает не менее 3-4 считалок.

- Называет сказки и сказочных героев.

Уровень сформированности умений и навыков в образовательной области

 «Речевое развитие» дошкольников 5-6 лет.

В обследовании участвовали 18 детей.

Сентябрь 2014год.

Группа

Количество детей  (%)

18 (100 %)

с высоким уровнем

со средним уровнем

с низким уровнем

2 (11%)

15 (84,5 %)

1 (5,5%)

Май 2015год.

Группа

Количество детей (%)

18 (100 %)

с высоким уровнем

со средним уровнем

с низким уровнем

9 (50%)

9 (50 %)

 (0 %)

Динамика показателей уровня развития связной речи за 2014 – 2015 учебный год представлена в соответствующей диаграмме:

Проведя обследование  детей на начальном этапе работы выяснила, что некоторые дети   имеют трудности при составлении по образцу рассказов по сюжетной картине, по набору картинок или из личного опыта. Дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. Старшие дошкольники практически не знали колыбельных песен. Некоторые дети употребляли слова и выражения, не понимая их смысла. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении грамотой.

На конец учебного года  результат обследования  показал, что дети

используют сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования. Многие дети стали намного лучше произносить звуки, определять место звука в слове. Составляют по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок из личного опыта. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки. В сюжетно-ролевых играх дети используют потешки, колыбельные песни, самостоятельно организуют в игры-забавы с помощью считалок.

6.Перспективное планирование проектных мероприятий на 2015 - 2016 учебный год в подготовительной  группе (2 год обучения).

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Сроки исследования

Подготовительный

1. Подобрала необходимые материалы, изучила ряд методик по введению малых форм фольклора  в процесс обучения развитию речи детей подготовительной  группы.

2.Диагностические исследования 

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

Постановка целей и задач.

3. Составление перспективного плана работы по развитию связной речи посредствам малых форм  фольклора.

4. Дополнение и разработка конспектов, развлечений  с использованием  фольклора, подбор сценариев  театральных постановок к сказкам.

5. Консультация для педагогов.

6. Родительское собрание

 Август 2015 г.

Сентябрь 2015г.

 Сентябрь 2015 г.

Сентябрь 2015 г. По Май 2016г.

 (в течение учебного года).

Октябрь 2015

(1 неделя).

Сентябрь 2016 г.

Основной

1. Продолжили пополнять развивающую среду новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д.

- Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров.

- Изготовили «Волшебную книгу» на развитие речевого дыхания.

- Приобрели дидактические игры по развитию речи: «Придумай историю», « Когда это бывает?», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?», «Найди различия», «Магазин» и т.д. Август

2.Продолжила знакомство с пословицами и поговорками

- Провели с детьми игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»

 - Организовывала дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

- Продолжала учить  детей подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

- Дети выполняли ряд заданий:

1) Назови подходящую пословицу к картинкам с изображениями;

2)нарисуй пословицу или поговорку;

3)изобрази пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару;

3.Продолжила с детьми отгадывание и придумывание загадок.

- Заранее знакомила с теми предметами и явлениями, о которых  предлагала загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными.

- В совместной деятельности с детьми мы создали альбом загадок.

- Придумали и нарисовали схемы составления загадок.
- Разучивали загадки по темам. 
-   Дети играли в дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».

3. Скороговорки

- Изготовление картотеки «Скороговорки на все звуки»

-Заучивание новых скороговорок

-Игры: «Назови скороговорку тихо, быстро, спокойно», «Отгадай по картинке, что за скороговорка»,

«Я назову начало, а ты конец»

- Дети совместно с родителями  изготовили альбом скороговорок в рисунках детей и родителей.

 Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга

4.Применяли  в режимных моментах - концовки, частушки, дразнилки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, частушки, с целью создания благоприятной речевой среды.

- Создали альбом фольклорных произведений.

5.В своей работе я старалась придерживаться народного календаря.

- создала для детей альбом «Народные праздники и развлечения»

-Провела беседу « О быте  русского народа, о их праздниках и развлечениях»

- Дети с удовольствием отгадывали загадки о старинной утвари русского народа.

-совместно с музыкальным работником организовала  календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Герасим – грачевник», «Дорого яичко к пасхе», «Как хлеб на стол пришел».

6.Продолжила знакомить детей с народными играми, считалками.

- Пополнила картотеку народных игр и считалок

- Дети с удовольствием играют в народные игры на прогулке, на музыкальном и  физкультурном занятиях.

- Используют считалки для того чтобы  установить очерёдность в игре, снять напряжение.

7. Привлекла к увлекательному путешествию по сказке.

-Продолжила знакомить детей со сказкой используя карты Проппа

- Дети  называют и пересказывают знакомую сказку воспитателю, друг другу.

- дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

- сочинили сказку-перевертыш

«Колобок – великан»; сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Дружные звери», «Теремок на новый лад», Приключения зайчишки- трусишки», и т.д.

- Ребята  с воспитателями составили «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

8.Театрализованная деятельность

- Дети подготовительной группы инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок

Используя разные виды театров.

- Обыгрывание эпизодов сказки «Три медведя»

- Для показа сказки «Три медведя» Использовали театр на фланелегра-фе

-Для детей старшей группы инсценировали сказку «Теремок на новый лад»

-  Сделали рисунки по сюжету сказки «Теремок»

- Показали кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка»

- в свободной  деятельности дети часто пользуются разными видами театров.

- Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, гримёрную, различные виды театров.

- Ребята с удовольствием показывают спектакли детям младших групп.

9. Мы с детьми принимали участие в культурной жизни города.

- Не раз в течении года посещали детскую библиотеку «Бибигоша»

- Посещали и  городской выставочный  зал.

- Побывали в краеведческом музее «Дома детского творчества».

- В честь дня победы ходили на Аллею Памяти возлагать  цветы к вечному огню.

Вместе с нами активное участие принимали и родители.

Сентябрь 2015г.

(В течение года

пополнять)

Сентябрь 2015

В течение года

Октябрь 2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Ноябрь2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

В течение года

Декабрь 2015г.

( и дальнейшая работа в течение года)

В течение года

Январь 2015г.

(И дальнейшая работа в течение года)

Февраль - Апрель

2015г.

В течение года

Заключительный

1. Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.

2. Консультация для педагогов.

Обмен опытом «Развитие  связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

Презентация картотеки, дидактического и наглядного материала собранного в течении года.

Презентация проекта для педагогов

3. Итоговое родительское собрание, анкетирование родителей, презентация проекта для родителей.

Май 2016 г.

Май 2016 г.

Май 2016 г.

Ожидаемые результаты

Дети

1. Дети овладеют  грамматической структурой языка

2. У них сформируется  диалогическая и монологическая речь.

3. Будет обогащен и активизирован словарный запас  детей.

4.Сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству,

5. Дети будут проявлять  интерес и активность  на всех этапах ознакомления  с фольклором

6.Знакомство  детей с укладом жизни и быта русского народа.

7.Воспитание эстетических чувств, при знакомстве с образцами устного народного творчества.

8.Сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

9.У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;

10.Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей.

Родители

1.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе развития связной речи при помощи малых форм фольклора.

2. Приобретение дидактических игр по развитию связной речи для закрепления в домашних условиях.

3.У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

4.Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»

Педагоги

1.Повышение профессионального мастерства педагога.

2.Изучение методических разработок  по использованию малых форм фольклора в  развитии  связной речи детей

3. Внедрение в педагогический процесс по развитию связной речи малых форм фольклора

4. Взаимодействие с подменным воспитателем, единство требований при работе с устным народным творчеством, учет речевых возможностей каждого ребенка.

5. Установление взаимосвязи логопеда и воспитателей. Составление перспективного плана работы по развитию связной речи посредством малых форм фольклора. Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

Работа с родителями (подготовительная группа)

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие связной речи детей 6-7 лет.

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды и созданию театральной зоны.

Родительское собрание

Октябрь

«Пословицы и поговорки, их значение для развития детей»

Выставка наглядных пособий по малым формам фольклора. Журналы, альбомы, книги, картотеки, иллюстрации и т.д

Круглый  стол

Выставка в родительском уголке.

Ноябрь

«Роль скороговорок в развитии речи детей»

 «Ярмарка скороговорок»

Совместные рисунки детей и родителей к скороговоркам

Консультация для родителей

Участие родителей в конкурсе

Декабрь

 Тема « Фольклор в речевом развитие детей»

1.«Народные праздники и развлечения»

2.«Как организовать праздник в семье используя малые формы фольклора»

Родительское собрание

Консультация для родителей

Обмен опыта родителей

Январь

«Сказка – ложь, да в ней намёк….», «О чём говорят сказки…» Цель: расширить знания  родителей о значение сказки в общем развитии ребенка.

Круглый стол для родителей

Февраль

Инсценировка сказки «Теремок на новый лад»

Открытое занятие

Март

«Сочиняем сказки, используя карты Проппа»

«Путешествие  по сказкам»

Индивидуальные консультации для родителей.

День открытых дверей.

Апрель

 «Сочиняем сказку вместе», «Воспитание сказкой»

Консультации для родителей

Май

Презентация «Наши успехи».

Родительское собрания

7.Мониторинг.

Цель контрольного эксперимента – оценка эффективности использования малых форм фольклора в развитие связной речи детей.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Выявить произошедшие изменения в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
  • Провести сравнительный анализ показателей контрольного эксперимента, полученных после проведения формирующего эксперимента, с данными констатирующего эксперимента.

Контрольный эксперимент осуществлен с использованием мониторинга рекомендованного ЧИППКРО.  Это позволило сравнить изменения в развитии связной речи дошкольников после включения в работу с детьми малых форм фольклора.  Мониторинг проводился в начале  и в конце 2015 – 2016 учебного года по овладению необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие» детьми 6-7 лет.  

Предлагаемые вопросы для обследования:

6-7 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  • способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
  • свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,

произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
  • использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
  • правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
  • самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
  • называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук»,

«слог», «слово», «предложение».

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

  • дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
  • пользуется естественной интонацией разговорной речи;
  • соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:

  • способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;
  • способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
  • способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности.

Развитие литературной речи:

 -способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;

 - самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

- называет любимые сказки и рассказы;

-называет авторов и иллюстраторов детских книг (2-4);

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- может импровизировать на основе литературных произведений

Приобщение  детей к малым формам фольклора

- Отгадывает загадки. Ребенок отгадывает загадку, а потом ему задаются вопросы: «Как ты догадался, что это лиса? (Понимание метафоры.) С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (Выделение сравнений.)

-  называет 5-6 потешек

-  Может обьяснить о чем говорится в пословице и включить ее в соответствующую речевую ситуацию. «Трусливому зайке и пенек волк.» Едет «Емеля, да ждать его неделю». «Бедному Ванюшке везде одни камушки».

- Называет 6-8 пословиц.

- Знает 6-8 скороговорок.

- Может повторить за педагогом "Проворонила ворона вороненка". И определить какие звуки встречаются чаще всего?

- Знает колыбельные песни.

- Использует  в играх для выбора ведущего считалки. Знает не менее 6 считалок.

- называет сказки, пересказывает их, сочиняет  небольшие сказки сам.

- Знает 3-4 названия народных праздников их символику и семантику. Принимает активное участие в русских народных праздниках.

- Различает 5-6 элементов народного костюма, головные уборы (женские, мужские, девичьи).

- Знает 5-6 народных промыслов, различает особенности характерные для каждого вида росписи.

- Знает народные, хороводные игры, умеет объяснить их содержание. Может самостоятельно организовать и провести игру.

Уровень сформированности умений и навыков в образовательной области «Речевое развитие» дошкольников 6 -7 лет.

В обследовании участвовали 18 детей.

Сентябрь 2015год.

Группа

Количество детей  (%)

18 (100 %)

с высоким уровнем

со средним уровнем

с низким

 уровнем

9 (50 %)

9 (50%)

(0%)

Май 2016год.

Группа

Количество детей  (%)

18 (100 %)

с высоким уровнем

со средним уровнем

с низким

уровнем

14 (76 %)

4 (24%)

(0%)

Динамика показателей уровня развития связной речи за 2015 – 2016 учебный год представлена в соответствующей диаграмме:

8. ВЫВОД:

 Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующий вывод, что малые формы фольклора  позволили наиболее полно развить связную речь детей.

  • Дети овладели  грамматической структурой языка, у них сформировалась диалогическая и монологическая речь.
  • Активизировался и обогатился словарный запас. 
  • У детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, скороговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок, любят отгадывать и загадывать загадки.
  • Дети стали  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,  у них хорошо развито воображение.
  • Дети очень любят сказки, пересказывают их и с удовольствием сочиняют свои.
  •  У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл. Используют для закрепления звуков в словах - скороговорки. Родители стали чаше читать детям сказки, вместе сочиняют новые.

Выдвинутая нами гипотеза в начале работы о том, что развитие речи  дошкольников средствами малых форм фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.

9. ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:

  • Продолжать работу по развитию связной речи детей с использованием малых форм фольклора.
  • Строить работу по речевому развитию  дошкольников на основе учёта индивидуальных запросов, интересов и возможностей каждого ребёнка.
  • Активней применять интеграцию различных видов детской деятельности в речевой работе с детьми на основе использования малых форм фольклора.
  • Шире использовать такие формы сотрудничества с социокультурными центрами города как непосредственное участие воспитанников ДОУ в городских фольклорных мероприятиях.

10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957.

 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

 3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.

 4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.

 5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9

 6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,

 7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9

 8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967

 9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.

 10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4

 11. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000

 12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995.

 13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981.

 14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972

 15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.

 16. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Семинар «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художест...

Семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"

quot; Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Статья содержит материал о возможности использования малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Цель исследования – выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста. Объект исследования – процесс развития речи детей раннего возраста.Предмет исследо...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Цель исследования – выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста. Объект исследования – процесс развития речи детей раннего возраста.Предмет исследо...