Консультация "Обучение дошкольников речевому общению"
консультация по развитию речи на тему
Дошкольный возраст — самый подходящий период не только для развития всех сторон речи детей, но и для формирования умения общаться со сверстниками и взрослыми. В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения в речевом общении, которые впоследствии значительно могут затруднить обучение в начальных классах школы и общение с другими детьми, одноклассниками, педагогами, другими взрослыми. В данной консультации представлены основные направления работы по развитию речи и речевого общения в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст — самый подходящий период не только для развития всех сторон речи детей, но и для формирования умения общаться со сверстниками и взрослыми.
В дошкольном детстве у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В детском саду дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью.
Если, к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, то при обучении в начальных классах школы общение с другими детьми, одноклассниками, педагогами, другими взрослыми будет сильно затруднено. А так как речевое общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
До конца посещения детского сада речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения, если дети общаются чисто эмоционально и непосредственно или отказываются общаться, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.
В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.
Поэтому для этого в дошкольных организациях, предусмотрены различные программы и технологии, которые направлены на решение следующих задач по развитию речи, речевого общения:
-формирование звуковой культуры речи;
-обогащение словарного запаса;
-формирование навыков словообразования;
-формирование умений построения предложений;
-развитие диалогической и связной речи.
Одним из эффективных методов развития речевого общения в дошкольном возрасте, является дидактическая игра, которая наполнена предметами, иллюстративным материалом.
Для того чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесенное им слово и каждого звука в отдельности необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, дети контролируют свою артикуляцию и стремятся приблизить «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.
Обогащению словарного запаса и формированию навыков словообразования будут также способствовать игры с игрушками, предметами, чтение книг. Дети узнают окружающие предметы, называют их, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.
Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей, формирование умений построения предложений, вести диалог.
Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно, в процессе игровой деятельности. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Активный словарь благодаря этому значительно обогащается.
На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.
Если придерживаться данной работы, то можно достичь успешного и эффективного развития всех видов речи детей в рамках ДОУ.
Хочется также отметить, что педагог при организации по развитию речи у старших дошкольников должен придерживаться следующих этапов:
1. Знакомство с ребенком
2. Обнаружение ошибок речи
3. Планирование комплекса занятий по речевому развитию.
4. Разработка и апробация различных интересных форм индивидуальной и групповой работы над речью с элементами игры, как ведущего вида деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.
В статье освещается теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей. Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...
Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.
Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...
Особенности речевого общения дошкольников
Появление и развитие речи расширяет возможности детей......
Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»
Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....
Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр
Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...
Использование игровых информационно-компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы при поэтапном формировании речевого дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речевого общения у дошкольников с ТНР
Наиболее эффективным средством коррекции речевого дыхания в процессе формирования речевого общения дошкольников, имеющих ТНР, является игротерапия. Разнообразные игровые ситуации, смоделированные педа...