Особенности речевого общения дошкольников
материал по теме

Появление и развитие речи расширяет возможности детей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

           Особенности речевого развития дошкольников

Появление и развитие речи резко расширяет возможности ребенка. Во-первых, расширяется круг речевого общения ребёнка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с другими, малознакомыми людьми; с помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам. Во-вторых, резко повышается речевая активностьво время игр и самостоятельной деятельности ребёнка. Начиная с 2-3-лет, ребёнок ничего не может делать молча. Собственная речь ребёнка часто сопровождает его предметные действия. Например, ребёнок констатирует падение или перемещение игрушек ("мишка упал", "мячик укатился"), комментирует свои действия с кубиками ("домик большой не сломается"), подгоняет лошадку ("скорей поехали") и пр. Он что-то бормочет, когда играет и постоянно разговаривает сам с собой. Такая речь для себя остаётся на протяжении всего дошкольного возраста - до 5-6. Эта речь на первый взгляд бессмысленна и ничего не значит, она просто констатирует действия ребёнка. Однако, такая речевая фиксация имеет огромное значение для становления мышления ребёнка. Она означает, что ребёнок уже думает с помощью слова, и что речь уже становится средством мышления.

 

В-третьих, значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. На третьем году жизни ребёнок уже понимает содержание простых сказок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка, и что с дошкольником уже можно разговаривать. А вот как и о чём, зависит от возраста и от его интересов.

 

В первые годы жизни общение непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придаёт речи форму диалога, т. е. прямых ответов на вопросы взрослых или вопросов и обращений к ним. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребёнка со взрослым, которая ещё не отделена от конкретной ситуации взаимодействия. Малыш говорит о том, что можно увидеть, потрогать, рассмотреть, что находится рядом с ребенком, перед его глазами. Дети говорят о том, что видят, что делают, что хотят. Например:

 

- Смотри, что у меня есть!

- Вот какая башня получилась!

- Дай мне вон ту машинку!

- Давай в кубики играть!

 

Все эти высказывания детей 2-4-х лет отражают тот мир, в котором живёт и действует маленький ребёнок. Они адресуются взрослым и, естественно, вызывают их ответ. Но взрослый не только отвечает на вопросы и предложения малыша. Взрослый открывает перед ребёнком мир.

 

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребёнка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и необъятное множество других явлений, предметов и вопросов: его работа, знакомые люди, прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, его знания и умения и многое, многое другое. И вот хочет того или нет специально или случайно он постоянно открывает ребёнку этот свой сложный, огромный и невидимый пока ещё мир – с прошлым и будущим, с причинами и следствиями, с добром и злом. А происходит это только через речевое общение с ребёнком. Другого пути у человеческого ребёнка нет и быть не может.

 

В самом деле, ни один телевизор, ни одна картинка не может показать ребёнку, что такое время, что такое вчера или завтра. А говорим мы об этом постоянно, даже самым маленьким детям. Например, гуляя с бабушкой в песочнице, трёхлетняя Варя построила большую башню из песка, а потом прибежала собачка и раскопала эту башню. Девочка удивилась, расстроилась, но быстро забыла этот случай и пошла дальше. Так, наверное, эта собачка и не вспомнилась бы Варе, если бы на другой день за обедом бабушка вдруг не сказала: «А помнишь, какую мы вчера башню построили, а потом собачка прибежала и её развалила….» И сразу перед глазами ребёнка возникла вчерашняя история. Девочка как бы ещё раз прожила её, представила то, чего не видит сейчас, а что было раньше, в прошлом. Ещё чаще мы открываем перед ребёнком будущее время. «Вот сейчас покушаем, оденемся и гулять на площадку пойдём», - говорит мама и малыш уже весь устремляется в будущее, пусть даже очень простое и близкое.

 

Напоминая детям события их недавнего прошлого и приоткрывая перед ними их близкое будущее, мы как бы растягиваем их жизнь во времени, выводим её за пределы настоящего момента. Правда он ещё долго путает значение самих слов «вчера» и «завтра», и строит смешные фразы, типа «Завтра я был у бабушки» или «Вчера пойду к врачу», но всё-таки именно так он начинает постигать течение своего личного времени …

 

Точно так же малыш осваивает отдалённое пространство. Не только через перемещение в нём и не через своё реальное присутствие в разных точках планеты, но через рассказы взрослых и их, пусть даже частичное понимание.

 

Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребёнка. Но сначала ни долго слушать, ни тем более сообщать маленький ребёнок не может. Такое общение представляет собой диалог, в котором инициатива принадлежит старшему: он что-то рассказывает, а ребёнок слушает, при чём зачастую не слишком внимательно, и кажется мало, что понимает. Но это только кажется, потому что вдруг этот же ребёнок начинает задавать необыкновенно умные и глубокие вопросы.

 

В дошкольном возрасте, начиная примерно с 3-х лет предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас. Например, они могут говорить о дожде, когда светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины и пр. Всё это нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение со взрослым всё это становится вполне реальным, значимым для ребёнка. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.

 

Очевидно, что появление такого общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. В 4-5 лет дети буквально начинают засыпать взрослого самыми разными вопросами: кто этот столб поставил, как снег на небо попадает, почему здесь лужа и т.д. и т.п. Этот возраст так и называют иногда «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек». Необузданное детское любопытство было неоднократно воспето в песнях и стихах. Достаточно вспомнить «Почемучка, почемучка, милый мой» или «Сто тысяч почему». Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему медведи не носят бусы и брошки, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу, кто в черешни косточки положил и пр. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Вопросы пятилетнего ребёнка поражают взрослого своей неожиданностью.

 

Однако, вопросы детей не только вызывают умиление взрослых, но и ставят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, просто невозможны. Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, т.к. малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т.д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

 

В то же время, детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие мистические силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное - чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дошкольник постоянно совершает своеобразные открытия, которыми ребёнок охотно делится с взрослым: «А правда, что мандарин – сын апельсина», «Мам, посмотри, улитка устала и нектар собирает, как пчёлки!», «Хомяки, наверное, сделаны из мышек». Эти наивные выводы свидетельствуют о том, что ум ребёнка напряжённо работает, обобщая и анализируя окружающий мир. Общаясь с дошкольником, родители обязательно должны поддерживать и стимулировать эти познавательные интересы ребёнка, поскольку именно в них проявляется познавательная потребность и активность ребёнка – основа всех умственных и творческих способностей.

 

Однако со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников (6-7 лет). И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в 6-7 лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.

 

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Нужно чаще разговаривать с детьми об их отношениях между собой, давать оценки их поступкам, обсуждать моральный смысл их действий и действий других людей, в том числе героев литературных произведений. Со старшими дошкольниками уже можно говорить о человеческих переживаниях и эмоциональных состояниях: когда нам бывает страшно, обидно, тревожно, или весело, радостно интересно. Когда мы гордимся или стесняемся, чувствуем себя виноватыми или уверены в своей правоте. Конечно, такие разговоры должны носить не абстрактно-назидательный характер, а органично включаться в собственную жизнь ребёнка или в чтение книжек. Такое общение помогает усвоению моральных норм, расширяет представления о людях, способствует не только социальному, но и душевному развитию дошкольника.

 

Мы описали лишь возможности каждого возраста, отражающие нормальный ход развития ребенка. Однако, в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков развития речевого общения. Но это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений.

 

Практика показывает, что многие дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативного общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевого общения на личностные темы. А в некоторых случаях до 5 лет преобладает непосредственное, эмоциональное общение, которое характерно для младенцев. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на младенческое, но в сущности своей отношение ко взрослому и общение с ним у вполне большого ребенка может быть таким же, как у младенца. Например, дошкольник стремится только к физическому контакту со взрослым - целует его, замирает от блаженства, когда мама гладит его по головке и пр. При этом всякий содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что ему нужно от взрослого - это его внимание и доброжелательность. Такой тип общения нормален для ребенка 2-6 месяцев, но если он является основным для пятилетнего ребенка - это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в развитии.

 

Обычно это отставание вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили необходимого им личностного, эмоционального общения со взрослым; оно, как правило, наблюдается в детских домах. В нормальных условиях воспитания это явление встречается довольно редко. А вот "застревание" на уровне ситуативного общения до конца дошкольного возраста в последнее время стало типичным. Оно заключается в том, что дети хотят только играть со взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня мама, какую игру она им предложит. При этом они избегают любого разговора на познавательные и личностные темы: не задают никаких вопросов, скучают, когда рассказываешь им что-то новое, не любят смотреть книжки. Это естественно для ребенка от 1 до 3 лет, но в возрасте 5-6 лет должно вызывать тревогу и опасения. Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии речевого общения ребенка со взрослым.

 

В то же время в некоторых, достаточно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Например, отдельные дети уже в 3-4 года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. Однако, такое опережение также далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда личностное общение возникает сразу после делового, период познавательного общения оказывается пропущенным, а значит у ребёнка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.

 

Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждого этапа речевого общения в соответствующем возрасте.

 

 Рассмотрим более подробноречевое развитие старших дошкольников.

 Основные достижения в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами живо интересуются его делами и высказываниями.

Многообразны функции речи старшего дошкольника. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для старшего дошкольника является также самостоятельным объектом окружающего мира, которую он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.

Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты, мимику, движения), и контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.

Развитие диалога не просто представляет собой освоение определенной композиционной формы речи, но является и важной составляющей социального и личностного становления ребенка. Диалогическое общение предполагает не только ориентацию на сообщение (интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также и учет позиции партнера, его интересов, желаний, настроений.

Координация речевых действий в диалоге прямым образом зависит от умения понять сверстника, принять его точку зрения. Такой опыт приобретается детьми в деятельности кооперативного типа (в совместном конструировании, рисовании, рассказывании, в коллективных играх). Доказано, что в общении со сверстником речь ребенка приобретает такое качество, как контекстность (независимость от ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых средств).

В недрах диалогического общения зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Он возникает вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем. Речь при этом приобретает форму короткого рассказа. В рассказе обязательно отражается что-то интересное, поразившее и взволновавшее ребенка (интересная встреча, покупка новой игрушки, смешное поведение младшего братишки, поездка в деревню и т. п.). Очень любят дошкольники рассказывать знакомые сказки, передавать содержание мультфильмов.

Важнейшее достижение старшего дошкольного возраста - бурное развитие интереса к звучащей речи, формирование элементарного осознания языковой действительности. Лингвистическое отношение к слову проявляется в спонтанных играх со звуками, рифмами, смыслами, в вопросах о значении слов, в толковании их звучания и смысла. Осознание языковой действительности охватывает все ее стороны - фонетическую, лексическую, грамматическую. Сознательное отношение к речи влияет на совершенствование словаря (понимание антонимов, синонимов, многозначных слов), развитие звуковой культуры речи (слухового восприятия, звукопроизношения, дикции, интонационной выразительности), формирование грамматической правильности речи (морфологии, словообразования, синтаксиса), развитие связности речи.

В развитии словаря достигается, прежде всего, его качественное совершенствование. Это касается понимания и активного использования в речи таких явлений, как антонимия (острый - тупой, острый - пресный), синонимия (острый - заостренный, наточенный), многозначность (острый нож, острый перец, острый язык). Сравнивая предметы, явления природы, человеческие поступки, дети учатся находить различное и общее и выражать свое отношение с помощью слов с противоположным и близким значением, сравнений, точных глаголов, эпитетов. Приемы подбора синонима или антонима к словосочетанию знакомят детей с многозначностью слов. На основе сравнения функций предметов формируются обобщающие наименования (животные, посуда, транспорт и др.).

Воспитание звуковой культуры речи также взаимосвязано с формированием элементарного осознания языковой действительности. Старшие дошкольники активно играют со словами, звуками, рифмами (помидор - коридор; ножки - брошки - сережки; крокодил-крокодил - по лесу плыл). Они подмечают общее и различное в звучании слов, могут различить близкие в артикуляционном или акустическом отношении звуки ([с] - [ш], [с] - [с']), подметить звук, встретившийся в четырех-пяти словах в потешке, скороговорке, чистоговорке («Носит Сеня сено в сени»).

Детям нравится упражняться в четком произнесении чистоговорок и скороговорок, содержащих смешиваемые звуки («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»); произносить их в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

Формирование грамматической правильности речи в старшем дошкольном возрасте обусловлено возникновением и развитием критического отношения к речи, стремления говорить точно, грамотно. Стремление к правильности начинает проявляться во всех сферах грамматики - морфологии (точном формообразовании, усвоении многообразия форм: столов, стульев, чулок, носков, ключей, этажей, карандашей), словообразовании (для хлеба - хлебница, для кофе - кофейник, для соли - солонка), синтаксисе (преодолении конструкций разговорной речи: нанизывания предложений при помощи многократного употребления союза «и», смешения в одном предложении прямой и косвенной речи и др.).

Стремление к грамматической правильности речи более характерно для седьмого года жизни. Пятилетний дошкольник все еще с упоением обыгрывает грамматические формы, и именно это экспериментирование со словом создает предпосылки для последующего грамматически правильного оформления речи.

Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности тесно связаны с усвоением способов построения связной речи (средств связи предложений при помощи союзов, местоимений, лексических повторов, синонимов; структуры описания, повествования, рассуждения).

Развиваясь в недрах диалогического общения, в связи с выполнением в нем многообразных функций (коммуникативной, планирующей) все стороны речи находятся в прямой зависимости от формирования языкового сознания и нуждаются для этого в определенных формах общения ребенка со взрослым. Такое общение направлено на познание не только внешнего мира и другого человека, но и самого языка, его строения и функционирования.

Индивидуальные особенности речевого развития выражаются как в проявлениях общительности, так и в темпах овладения языком и связной речью. Большинство детей любит комментировать свои действия, привлекать к себе внимание окружающих. У некоторых детей при этом речевое общение вступает в противоречие с практической деятельностью, и в результате такой говорливый ребенок отстает в выполнении работы от остальных детей группы. Менее общительные дети меньше говорят, но, как правило, быстрее и правильнее справляются с решением практических задач.

Могут различаться сроки возникновения и продуктивность связной речи. При раннем типе речевого развития рассказывание без специального обучения появляется в четыре-пять лет. Дети пересказывают волшебные сказки, былины, сочиняют оригинальные истории, действуя с игрушками. Нормально, если ребенок в семь лет может самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку («Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух» и др.), составить небольшое устное сочинение по набору игрушек, по картинке.

Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.

 Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи ребенка, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособностьграмматическиправильнопостроитьраспространенноепредложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школеприобрестиэтоумениепростонеобходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  8. Плохаядикция.

Какразвивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут ребенку в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у ребенка развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие  обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения мы можем проводить. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1.Упражнение "Беседа по картинке"

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания паззла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у ребенка не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…"). Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т.п.)" – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2.  Упражнение "Большой – маленький"

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

-        Смотри, кто это на картинке?

-        Девочка и мальчик.

-        Какая девочка?

-        Маленькая.

-        Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

-        Какая коса у девочки?

-        Большая.

-        Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

И т.д.

Сейчас в продаже есть также специальные игры и книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребляемым понятиям, запоминать новые значения слов, разбираться с тонкими определениями и уточнениями.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных "длинный", «старший», "высокий", "широкий", "толстый", "огромный", "вместительный", "великий" использует вездесущее "большой", следует задуматься над употреблением синонимов.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток"), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. Интервью

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

5.     "Отгадай загадку"

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание  ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том,  что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т.д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

Например, что значит "бить баклуши", "повесить нос", "задать головомойку", «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

Игры со словами:

Найди слово (лингвистическая игра)

Игра слов

Словодел

Значение речевого общения взрослых с ребенком в семье.

Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 5-6 лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребёнка общаться со взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто делать ему замечания или демонстрировать более совершенные и пока недоступные ребёнку виды общения, а вести его за собой, включать его в это общение.

 

Общение людей всегда имеет два разных, но связанных между собой аспекта – собственную инициативность и чувствительность к партнёру, т.е. человек должен строить собственное высказывание и уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра. Если хотя бы одна из этих сторон отсутствует, общение разрушается и превращается в нечто иное. Например, если человек постоянно стремится высказаться сам, продемонстрировать себя, настоять на своём, и совершенно не слышит своих собеседников (что достаточно часто встречается и у детей и у взрослых) – это будет похоже скорее на сольное выступление или на приказание, но не на общение. Если же один из партнёров предпочитает слушать, соглашаться, подчиняться, и при этом практически не высказывается сам, это также не общение, а управление и подчинение. И только наличие своей инициативы (а значит своего мнения, отношения, своих суждений) и умение слышать и отвечать партнёру составляют способность к диалогу, к общению. Эту драгоценную, но довольно редкую способность нужно воспитывать, начиная с детства.

 

Это возможно только в том случае, если родитель знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на уже достигнутый им уровень развития. Понятно, что общение может происходить по разным поводам и иметь разное содержание. «Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится ребенку и которую он сам выбирает: подвижные игры, игры с правилами и пр. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети ощущают радость от совместной деятельности с мамой или папой, чувствуют себя включенными в общее занятие.

 

В ходе такой игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр. Например, после игры в "кошки-мышки" можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные книжки с картинками – о животных, растениях, машинах, которых сейчас великое множество. Важно, чтобы родители не просто сообщали интересные сведения, а старались включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность со стороны детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такая беседа с рассматриванием картинок может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самих детей. Желательно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора оставалась постоянной. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выступать в роли учителя и выбирать слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

 

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстративный материал (книжки, картинки), но и прошлый опыт самого ребенка. Вовлечение своих впечатлений в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и пр. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уходил от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

 

По-другому происходит формированию личностного общения. Здесь важно создавать атмосферу близости, доверия, открытости друг другу. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности, но не навязывая его как единственное и не подавляя инициативу детей. В дальнейшем это умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием.

 

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Детям дошкольного возраста очень важно дать ценностные ориентиры для правильного отношения к человеческим качествам и поступкам. Именно в этом возрасте они могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде. К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки-нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

 

После прочтения такой книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Важно, чтобы ребенок сам все же попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с ребятами можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

 

Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется в поведении ребенка: в его взгляде в глаза, в сосредоточенности на словах взрослого, в ответах ребенка на все его вопросы и высказывания. Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книжках, можно перевести разговор на самые общие человеческие темы. При этом важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для 5-6 летних детей. Если в предыдущем случае эта тема удерживалась наглядным материалом (картинки, иллюстрации), то здесь такой наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому нужно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.), о различных профессиях взрослых и о тех качествах и умениях, которые требуют профессии врача, учителя, артиста.

 

Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если Вы почувствуете, что он тяготится разговором и не может заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.

 

Формирование личностного общения может включаться в повседневную жизнь ребенка, в его игру, занятия, общение с друзьями. Но для этого важно постоянно обращать внимание ребёнка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал), что будешь делать потом и т.д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность ребенку заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Значение этих вопросов (и, конечно же, ответов) состоит даже не в том, что они выявляют какие-то уже сложившиеся отношения и намерения, а в том, что эти вопросы заставляют дошкольника задуматься о себе, сформулировать, а значит во многом и сформировать свое собственное отношение, намерение, действие.

 

Итак, мы рассказали о возможных и проверенных на практике способах формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения со взрослым. Описанные приемы не являются единственно возможными, поскольку каждый раз приходится учитывать поведение конкретного ребенка, его отношение к предыдущим занятиям, его особенности характера. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть важность общения ребенка со взрослым.

 

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Но это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

   Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.       

   Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

   Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

   Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

   Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

   Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

   Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде,  глине, дереву и бумаге.  В  «возне»  с ними заключен большой  смысл: ребенок  занят делом,  он знакомится с материалом,  изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

   Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслитель¬ной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

   Замещение. «Представь, что...» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

   Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

    Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....

Особенности навыков общения дошкольников с ОНР.

Общение для ребенка - это активные действия.ю с помощью которых он стремиться передать другим и получать от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенны...

Особенности межличностного общения дошкольников

Особенности межличностного общения дошкольников...

Утренний прием как способ организации речевого общения дошкольников

Данная презентация отражает опыт работы в средней логопедичекой группы по обучению и вопитанию детей  нарушениями речи....

Доклад: Дидактическая игра, как средство развития и активизации речевого общения дошкольников

Игра на занятиях в детском саду и в режимных моментах необходима для снижения нагрузок у детей.  Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи.  Ведь дошкольный возраст – это время эн...