Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимая сказка «Лиса и журавль»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста.
«Любимая сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать текст произведения близко к тексту.
2. Развивать умение инсценировать сказку по ролям.
3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в своей речи.
4. Активизировать диалогическую и монологическую речь детей.
5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.
6. Воспитывать умение внимательно слушать окружающих.
7. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.
Ход:
Педагог: - Вы, ребята, проходите.
Друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Педагог: - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!
Педагог: - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)
Педагог: - Правильно, в сказку.
- А собой я принесла сундучок домовёнка Кузи. Сказки повсюду ходят с нами, а Кузенька их собирает: какие - в народе услышит, какие - сам сочинит. Сундучок его волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.
- Ребята, а вы сказки любите?
- Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Педагог:
- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).
- Ребята, я буду из заветного сундучка Кузи волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие черты характера человека показывают животные в сказках:
- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);
- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);
-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);
-заяц (трусливый, слабый).
- Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …
Педагог: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.
Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится
Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Педагог: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.
- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.
«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса»,...
- Какие ещё сказки о лисе вы знаете?
- Посмотрите на экран.
- Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка).
Педагог: - Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.
Физминутка «Лисица»
У лисицы острый нос (показать «острый нос»)
У нее пушистый хвост. Показывают руками
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. ("Оглаживает" воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (Идет медленно, величаво, поворачивает голову
направо, налево).
Педагог: - Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили.
Педагог: - Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».
Педагог: - Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.
Педагог: - В волшебный сундучок Кузенька положил нам книгу со сказкой «Лиса и журавль».
- И я хочу вам прочитать эту сказку. Рассаживайтесь поудобнее, спинка прямая и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)
(Разбор новых слов и словосочетаний)
Педагог: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.
Потчевать, стряпала , не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.
- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)
Потчевать – угощать;
Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;
Стряпала – приготовила пищу;
Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.
Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.
Педагог:
- Назовите героев сказки?
- Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)
-Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)
- Кто первым решил пригласить в гости?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)
- В какой посуде она подала угощение?
- Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)
- Кому было удобнее есть из тарелки?
- Распробовал ли журавль угощение?
-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)
-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)
- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Решил лисе отомстить).
- Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).
- Осталась ли лиса довольна? (Нет)
- Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).
- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).
Педагог: - Ребята, сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Журавль»
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте
Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)
- Пересказ сказки «Лиса и журавль» (1-2 человека)
- Инсценировка сказки «Лиса и журавль» по ролям.
Педагог: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.
-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).
-Я буду автором, …-лисой, … - журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинают показ).
- Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)
-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.
Педагог: - Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
- Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?
- Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).
Педагог: - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» - пословицы о дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,
«Друга ищи, а найдёшь - … (береги)»,
«Все за одного и один … (за всех)»,
«Друзья познаются … (в беде)»,
«Старый друг лучше… (новых двух)»,
«Дерево живёт корнями, а человек - … (друзьями)»,
«Дружбу помни, а зло … (забывай)»,
«Любят того, кто не обидит … (никого)».
Педагог: - Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
- Придумайте, как подружить лису с журавлём? (Да, если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).
- Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).
Рефлексия
Педагог: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.
-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке, отвечали на вопросы).
- Как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?
- Вам понравилась сказка?
- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)
- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.
Итог занятия: Дружбой надо дорожить!
Воспитатель: - Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем Кузе… и волшебному сундучку.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и я вам вручаю медальки «За умение дружить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой совместной деятельности является формиров...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"
Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"...
конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"
Используемые технологии:Ø Технология интегрированного занятия;Ø Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø Т...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраст"Путешествие в сказку колобок"
Задачи Образовательные · узнавать геометрические фигуры – круг, квадрат;· ...
План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»
План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»...
Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...