Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №67
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие»
«Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
Составила:
Воспитатель I квалификационной категории
Полякова. И.П.
Г. Ангарск 2015 год
Проект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. Речевое развитие
1.Обоснование проекта:
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В своей работе я использую приёмы мнемотехники. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство). Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. С помощью мнемотехники дети учатся понимать символы, схемы. Поэзия это источник и средство обогащения речи детей.
2.При составлении проекта совместной деятельности детей с взрослым были заимствованы идеи следующих авторов:
- Татьяны Александровны Ткаченко «Система коррекции речи у детей 6 лет»
- В.К. Воробьёвой «Сенсорно графические схемы»
3. Цель, задачи, предполагаемый результат:
Цель: Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.
Задачи:
Образовательная:
- Учить, эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста.
Развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие
- Развивать речевой слух, память.
- Развивать умение выразительно читать стихотворение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
- Воспитывать интерес к природе, через художественную литературу.
Речевая: Обогащать словарь детей путём введения слов и словосочетаний: лютик, соседский мальчик, скуки зимней, в золото одета.
4. Предварительная работа:
- Изготовление с детьми цветочной полянки
- Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное» чтение произведений К.И Чуковского «Таракнище» «Муха Цокотуха», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
- Раскрашивание силуэтов насекомых.
• Проведение дидактической игры «Что сначала, что потом» - Пазлы «Лунтик и компания»
- Рассматривание игрушек насекомые.
- Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка»
- Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых.
5. Мотивация: Игровая
Приход бабочки красавицы (девочка из подготовительной группы)
6. Методологическое и дидактическое обеспечение:
Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка », магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки.
7.Предпологаемый результат: Дети научатся читать стихотворение на наизусть, используя метод мнемотехники, передавать интонационную выразительность стихотворения.
Тема занятия: « Заучивание стихотворения Алёны Павловой с использованием мнемотаблицы.
«Бабочка»
Опираясь на тематическое планирование дошкольного образовательного учреждения и в рамках лексической темы: «Насекомые» данная форма совместной деятельности и тема позволяет осуществлять предшествующею работу с дошкольниками, целью которой является. Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.
Характеристика группы: Дети шестого года жизни (старший дошкольный возраст) В соответствии с индивидуальными особенностями детей данной группы подобранны методы и приёмы, позволяющие активизировать внимание и речь детей, которые помогут эффективно решить поставленные задачи.
Структура | Задача, решаемая на данном этапе | Методы и приемы | Вид деятельности | Возможные проблемы; запасные варианты |
Вводная часть (3 мин.) | Вызвать эмоциональный отклик, интерес к деятельности | Беседа, отгадывание загадок пояснение, рассматривание насекомых. | Коммуникативная | При затруднении детей использовать наводящие вопросы, предложить свой вариант ответа |
Основная часть (10-12 мин.)
(1 мин.)
(1мин.)
(5 мин.)
(1 мин.)
1,5 мин. | Активизировать внимание детей | Беседа, пояснение, сюрпризный момент. | Коммуникативная | При появлении бабочки дети могут расшалиться. Можно провести пальчиковую игру «Цветок» |
Организация направленного внимания. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых знаний, представлений. | Беседа, пояснение, проблемное изложение, частично поисковый метод | Коммуникативно, игровая | ||
Активизировать внимание детей. | объяснение. | Коммуникативная. | Некоторые дети могут отвлекаться от процесса заучивания. Попросить повторить стихотворение совместно. | |
Смена вида деятельность, предупреждение утомляемости. | Физминутка. | Игровая, двигательная | Во время игры некоторые дети могут отвлекаться. Попросить провести игру ребёнка. Который не активен | |
.Выяснить, кто из детей запомнил последовательность стихотворения. | Применение полученных знаний | Коммуникативная, игровая. | Если ребёнок затрудняется с ответом. Попросить товарищей помочь ему. Затем повторить самостоятельно. | |
Заключительный этап (1,5мин.) | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта | Беседа, обсуждение. | Коммуникативная | При получении фото бабочки дети могут отвлекаться (показывать фото друг другу, делиться впечатлениями) Включить Вальс Цветов (спокойная музыка) Что бы дети порхали как пчёлки. |
Ход НОД
В группе на маломагнитной доске оформлена цветочная полянка.
Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас на улице весна.
Воспитатель: А, кто просыпается весной?
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на красочную коробочку.
Воспитатель: У меня в этой коробочке тоже кто- то спит и дожидается весны.
А хотите узнать кто?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ну, тогда отгадайте загадку.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это ... (Божья коровка)
После того как дети отгадали загадку, воспитатель достает из коробке насекомое на магните и прикрепляет на полянку.
Воспитатель: спрашивает детей. А знают ли они загадки про насекомых.
(Проверка домашнего задания детям надо было придумать загадку про насекомое или выучить) 2-3 ребёнка загадывают свои загадки.
После того как дети отгадывают загадку про бабочку. Под музыку вальс цветов появляется бабочка (девочка из подготовительной группы)
Бабочка: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй бабочка
Бабочка: В лугах и в полях мне приятно порхать,
А если устану – могу отдыхать.
Я крылышки пёстрые плотно сложу
И будто цветок на цветке посижу.
Ребятки привыкли гоняться за мной.
Не раз я видала сачок их цветной.
Но я в тот сачок попадать не хочу:
Ко мне подкрадутся, а я улечу!
Воспитатель: Мы бабочка с ребятами не будем ловить тебя.
Оставайся с нами мы как раз сегодня будем знакомиться со стихотворением про бабочку.
Правда, ребята?
Ответы детей.
Дети проходят на стулья, которые расставлены полукругом.
Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомится со стихотворением о
бабочке. Его написала Алла Павлова. Послушайте.
Воспитатель читает стихотворение.
БАБОЧКА
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Воспитатель сообщает детям, что это стихотворение они будут учить наизусть. А, что бы лучше его запомнить я приготовила Вам вот такую мнемотаблицу. Воспитатель еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Воспитатель задает, детям вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Вопросы к детям: О ком это стихотворение? В какой цвет окрашена бабочка?
Воспитатель выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть с бабочкой.
Проводится физкультминутка бабочка. Цель: учить слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.
Декламировать стихотворение и выполнять движения в соответствии с текстом:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела. Игра проводится 2 раза.
После игры дети становятся в круг воспитатель. Проводится, игра цепочка дети передают мячик по кругу и называют строчку из стихотворения с опорой на мнемотаблицу. (Если кто, то из детей испытывает затруднение, воспитатель обращает внимание ребёнка на таблицу, или просит помочь товарищей)
Рефлексия: Ребята про кого мы сегодня учили стихотворение?
Вам понравилось? А, тебе бабочка понравилось?
Бабочка: Мне очень понравилось. А в подарок я хочу подарить Вам фото моих подружек бабочек. Дарит картинку с изображением жёлтой бабочки.
Воспитатель: А мы сейчас с ребятами разукрасим твоих подружек. Показывает детям раскраски бабочек. Дети идут разукрашивать раскраски.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной идентичности через сюжетно-ролевую игру "Дом Моды"
План-конспект сюжетно-ролевой игры "Дом Моды" показывает как через игру формируется гендерная идентичность детей дошкольного возраста....
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме: «С чего начинается Родина».
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста. "Божьих коровок слепите деревья от тли спасите"
Конспект совместной образовательной деятельности педегога и детей младшего дошкольного возраста по образовательной области "Познание"...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста "Паутина для паучка"
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "Паутина для паучка"...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста "Цветы для пчелки"
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "Цветы для пчелки"...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по теме "В госте к кедровке"
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "В гости к кедровке"...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы и пчелы»
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы и пчелы»...