Конспект занятия "Как медведь сам себя напугал" по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Педагогический  замысел. Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Познавательное развитие. Уточнить и расширить знания о жизни диких животных. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности содержания пересказа, с опорой на наглядность.
Речевое развитие. Обучение детей приемам планирование собственного пересказа, активизация и обобщение словарного запаса. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Социально-коммуникативное развитие. Умение слушать рассказы сверстников и оценивать их, участвовать в анализе рассказов товарищей.
Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.
Методические приемы: Сюрпризный момент (письмо от Лесовичка), чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической  мнемодорожки;  договаривание  предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.
Оборудование ( Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси, ветка, шишка; набор схем для графического плана.)
Предварительная работа: Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. Рисование, аппликация по содержанию рассказа.
Организационный момент. 
Ребята, нам пришло письмо от нашего друга Лесовичка. Давайте, откроем и посмотрим, что же он нам прислал. Педагог  достает из конверта предметные картинки: волк, лис, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, шишка.
Подготовка к восприятию текста.
В письме не только картинки, но и вопросы к ним от Лесовичка. Давайте я задам вам эти вопросы, а вы ответите на них. Старайтесь подобрать красивые слова.
Педагог выставляет предметные картинки.
-Какой медведь, изображен на картинке? (косолапый, неуклюжий, неповоротливый)
-А заяц какой? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)
-Сорока какая? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)
-Белка какая? (ловкая пушистая, хлопотливая, рыжая)
-Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)
Молодцы! Много красивых слов знаете.
Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали (еж, волк, лиса).
А вот остальные звери встречаются в рассказе Н.Сладкова « Как медведь себя напугал» Давайте, внимательно послушаем рассказ.
Перед чтением проводится физкультминутка «Веселые зверята»
Зайка скачет по кусточкам,         (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
По болоту и по кочкам                  (прыгают, согнув руки перед грудью)
Белка прыгает по веткам, 
Гриб несет бельчатам – деткам.
Ходит мишка косолапый,                (идут вперевалку)
У него кривые лапы,
Без тропинок, без дорожек  
  Катиться колючий ежик         (двигаются, в полуприседе, сделав круглые спинки)                                                       
Чтение рассказа.
Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
     Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.
По мере чтения  педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
Беседа по содержанию. Дети дают полные ответы.
 Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)
 Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка)
 Что сделала белка? ( Белка испугалась и выронила шишку.)
  На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца)
  Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу)
  Кого увидела сорока? Что она сделала?  (Сорока увидела зайца. 
 Она крик подняла на весь лес.)
  Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит.        Пошли они по лесу кусты ломать.)
  Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
  Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
Коллективное составление предложений по опорному слову.
Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему. Я начну, а вы продолжите.
Вышел…Хрустнула…Испугалась…Упала…Затопал…Увидела…Подняла…Решили…
Пошли…Услышал…Испугался…Убежал…
Так медведь…
По ходу ответов выкладывается схема рассказа.
Повторное чтение рассказа.
Послушайте рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам помогут.
Пересказ по графическому плану.
Итог.
Не забудьте познакомить родителей  с новым произведением Н.И.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести, а мы с вами их рассмотрим, я сделаю фотографии,  и пошлем нашему другу Лесовичку. Он очень будет рад такому подарку. Ваши рисунки мы оформим на выставочном стенде. 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический  замысел. Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Познавательное развитие. Уточнить и расширить знания о жизни диких животных. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности содержания пересказа, с опорой на наглядность.

Речевое развитие. Обучение детей приемам планирование собственного пересказа, активизация и обобщение словарного запаса. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Социально-коммуникативное развитие. Умение слушать рассказы сверстников и оценивать их, участвовать в анализе рассказов товарищей.

Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Методические приемы: Сюрпризный момент (письмо от Лесовичка), чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической  мнемодорожки;  договаривание  предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование ( Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси, ветка, шишка; набор схем для графического плана.)

Предварительная работа: Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. Рисование, аппликация по содержанию рассказа.

Организационный момент.

Ребята, нам пришло письмо от нашего друга Лесовичка. Давайте, откроем и посмотрим, что же он нам прислал. Педагог  достает из конверта предметные картинки: волк, лис, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, шишка.

Подготовка к восприятию текста.

В письме не только картинки, но и вопросы к ним от Лесовичка. Давайте я задам вам эти вопросы, а вы ответите на них. Старайтесь подобрать красивые слова.

Педагог выставляет предметные картинки.

-Какой медведь, изображен на картинке? (косолапый, неуклюжий, неповоротливый)

-А заяц какой? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)

-Сорока какая? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)

-Белка какая? (ловкая пушистая, хлопотливая, рыжая)

-Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)

Молодцы! Много красивых слов знаете.

Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали (еж, волк, лиса).

А вот остальные звери встречаются в рассказе Н.Сладкова « Как медведь себя напугал» Давайте, внимательно послушаем рассказ.

Перед чтением проводится физкультминутка «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,         (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам                  (прыгают, согнув руки перед грудью)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый,                (идут вперевалку)

У него кривые лапы,

Без тропинок, без дорожек  

  Катиться колючий ежик         (двигаются, в полуприседе, сделав круглые спинки)                                                      

Чтение рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

     Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

По мере чтения  педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

Беседа по содержанию. Дети дают полные ответы.

 Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

 Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка)

 Что сделала белка? ( Белка испугалась и выронила шишку.)

  На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца)

  Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу)

  Кого увидела сорока? Что она сделала?  (Сорока увидела зайца.

 Она крик подняла на весь лес.)

  Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит.        Пошли они по лесу кусты ломать.)

  Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

  Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

Коллективное составление предложений по опорному слову.

Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему. Я начну, а вы продолжите.

Вышел…Хрустнула…Испугалась…Упала…Затопал…Увидела…Подняла…Решили…

Пошли…Услышал…Испугался…Убежал…

Так медведь…

По ходу ответов выкладывается схема рассказа.

Повторное чтение рассказа.

Послушайте рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам помогут.

Пересказ по графическому плану.

   

Итог.

Не забудьте познакомить родителей  с новым произведением Н.И.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести, а мы с вами их рассмотрим, я сделаю фотографии,  и пошлем нашему другу Лесовичку. Он очень будет рад такому подарку. Ваши рисунки мы оформим на выставочном стенде.

 



Предварительный просмотр:

Педагогический  замысел. Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Познавательное развитие. Уточнить и расширить знания о жизни диких животных. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности содержания пересказа, с опорой на наглядность.

Речевое развитие. Обучение детей приемам планирование собственного пересказа, активизация и обобщение словарного запаса. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Социально-коммуникативное развитие. Умение слушать рассказы сверстников и оценивать их, участвовать в анализе рассказов товарищей.

Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Методические приемы: Сюрпризный момент (письмо от Лесовичка), чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической  мнемодорожки;  договаривание  предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование ( Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси, ветка, шишка; набор схем для графического плана.)

Предварительная работа: Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. Рисование, аппликация по содержанию рассказа.

Организационный момент.

Ребята, нам пришло письмо от нашего друга Лесовичка. Давайте, откроем и посмотрим, что же он нам прислал. Педагог  достает из конверта предметные картинки: волк, лис, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, шишка.

Подготовка к восприятию текста.

В письме не только картинки, но и вопросы к ним от Лесовичка. Давайте я задам вам эти вопросы, а вы ответите на них. Старайтесь подобрать красивые слова.

Педагог выставляет предметные картинки.

-Какой медведь, изображен на картинке? (косолапый, неуклюжий, неповоротливый)

-А заяц какой? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)

-Сорока какая? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)

-Белка какая? (ловкая пушистая, хлопотливая, рыжая)

-Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)

Молодцы! Много красивых слов знаете.

Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали (еж, волк, лиса).

А вот остальные звери встречаются в рассказе Н.Сладкова « Как медведь себя напугал» Давайте, внимательно послушаем рассказ.

Перед чтением проводится физкультминутка «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,         (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам                  (прыгают, согнув руки перед грудью)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый,                (идут вперевалку)

У него кривые лапы,

Без тропинок, без дорожек  

  Катиться колючий ежик         (двигаются, в полуприседе, сделав круглые спинки)                                                      

Чтение рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

     Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

По мере чтения  педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

Беседа по содержанию. Дети дают полные ответы.

 Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

 Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка)

 Что сделала белка? ( Белка испугалась и выронила шишку.)

  На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца)

  Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу)

  Кого увидела сорока? Что она сделала?  (Сорока увидела зайца.

 Она крик подняла на весь лес.)

  Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит.        Пошли они по лесу кусты ломать.)

  Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

  Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

Коллективное составление предложений по опорному слову.

Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему. Я начну, а вы продолжите.

Вышел…Хрустнула…Испугалась…Упала…Затопал…Увидела…Подняла…Решили…

Пошли…Услышал…Испугался…Убежал…

Так медведь…

По ходу ответов выкладывается схема рассказа.

Повторное чтение рассказа.

Послушайте рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам помогут.

Пересказ по графическому плану.

   

Итог.

Не забудьте познакомить родителей  с новым произведением Н.И.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести, а мы с вами их рассмотрим, я сделаю фотографии,  и пошлем нашему другу Лесовичку. Он очень будет рад такому подарку. Ваши рисунки мы оформим на выставочном стенде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи " Маша и медведь"

НОД по обучению грамоте и развитию речи " Маша и медведь"...

"В гостях у трех медведей". Конспект интегрированного ИОС по математике и развитию речи в средней группе.

Цель:Учить детей ориентироваться в пространстве: возле, под, за, на стуле. Закрепить умение  сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Закрепить представление деление целого на равн...

НОД по теме "Что я знаю о себе" по развитию речи

Тематическое занятие с элементами игровой деятельности, направлено на развитие речи детей....

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи «Чтение сказки «Три медведя»

Задачи:• формировать умение слушать сказку, не перебивая взрослого, дослушивать до конца;• формировать умение отвечать на вопросы;• развивать связную речь, восприятие;• воспит...