Конспект НОД по речевому развитию в старшей компенсирующей группе (ЗПР)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кулева Инна Валерьевна

Тема: «Что такое осень».

Приоритетная образовательная область – «Речевое развитие».

Задачи приоритетной области:

• Развитие речевой активности

• Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля»

• Совершенствование функций словоизменения.

• Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

• Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).

Задачи образовательных областей в интеграции: «Познавательное развитие»

• Закрепление знаний детей об осени, отметить характерные особенности этого времени года.

«Социально-коммуникативное развитие»

• Способствовать развитию общения и взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослым.

«Физическое развитие»

• Накопление и обогащение двигательного опыта у детей.

Коррекционные задачи:

• Развитие познавательной активности

 • Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

• Развитие общей моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx531.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2»

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЕ (ЗПР)

Автор-составитель: Кулева И.В.,

учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР - Д/С №2» г.Тулы

Дата проведения: 23.10.2018г.

г. Тула, 2018

Тема: «Что такое осень».

Приоритетная образовательная область – «Речевое развитие».

Задачи приоритетной области:

  • Развитие речевой активности
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля»
  • Совершенствование функций словоизменения.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
  • Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).

Задачи образовательных областей в интеграции:

«Познавательное развитие»

  • Закрепление знаний детей об осени, отметить характерные особенности этого времени года.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Способствовать развитию общения и взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослым.

«Физическое развитие»

  • Накопление и обогащение двигательного опыта у детей.

Коррекционные задачи:

  • Развитие познавательной активности.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Развитие общей моторики.

Формы организации деятельности детей:

  1. Совместная деятельность с педагогом.
  2. Работа в коллективе.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Физкультминутка
  • Положительный психологический климат на занятии
  • Чередование видов детской деятельности

Оборудование: игрушка зайчик, схемы-пиктограммы семантического поля, магнитный фон «Осень» и картинки к нему.

Предварительная работа: рассматривание альбома с иллюстрациями по теме: «Осень», беседа с детьми про зайчиков – «листопадничков».

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Вводная часть (мотивационный этап, определение проблемной ситуации)

Учитель-дефектолог: Ребята, к нам в гости пришел листопадничек. А вы знаете кто такой листопадничек?

Дети: Это маленький зайчик.

Учитель-дефектолог: Почему его так называют?

Дети: Потому что он родился осенью, во время листопада.

Учитель-дефектолог: Правильно, молодцы! Он совсем еще маленький и ничего про осень не знает. Поможем ему? Расскажем про это время года?

Дети: Да, давайте поможем.

Учитель-дефектолог:

Все деревья пожелтели

Кроме пышных сосен,

Птицы к югу полетели.

Наступила осень.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Учитель-дефектолог: Сегодня мы с вами будем говорить об осени. Значит слово «осень» будет сегодня ключевым. (выставляется на доску схема -пиктограмма).

Учитель-дефектолог: К слову «Осень» мы с вами будем придумывать родственные слова (выставляется схема - пиктограмма «Родственные слова»)

Учитель-дефектолог: Какой лес?

Дети:Осенний.

- Какая погода?

Дети: Осенняя

Учитель-дефектолог:Какое дерево?

Дети: Осеннее

Учитель-дефектолог:Какие листья?

Дети: Осенние

Учитель-дефектолог: Молодцы! А теперь к схеме «Слова - действия» придумайте слова.  Осень что делает?

Дети:Наступает,приходит, начинается, шагает, идет

Учитель-дефектолог: Очень хорошо. А сейчас, ребята, придумываем слова, обозначающие признаки (выставляется схема «Слова - признаки предметов»). Осенью какая?

Дети: Золотая, красивая, нарядная, ранняя, поздняя, холодная, теплая, дождливая.

Учитель-дефектолог: Давайте назовем приметы осени. Что же происходит осенью?

Дети:Осенью опадают листья с деревьев.

Учитель-дефектолог: Листья что делают?

Дети:Падают, летят, шуршат, опадают, осыпаются.

Учитель-дефектолог: Листья какие?

Дети:Разноцветные, яркие, красивые, большие, маленькие, сухие, желтые, зеленые, золотые.

Учитель-дефектолог:Осенью деревья стоят голые. Деревья что делают?

Дети: Стоят, готовятся ко сну, сбрасывают листву

Учитель-дефектолог: Осенью птицы улетают в теплые края. Птицы что делают?

Дети: Улетают, собираются в стаи, чирикают, покидают.

Учитель-дефектолог: Осенью идет дождь. Дождь что делает?

Дети: Идет, моросит, капает, льет.

Учитель-дефектолог:Дождь какой?

Дети: Мелкий, сильный, теплый, проливной, затяжной, холодный.

Учитель-дефектолог:Осенью небо какое?

Дети: Пасмурное, серое, темное

Учитель-дефектолог: Осенью солнце какое?

Дети: Тусклое, грустное, холодное.

Учитель-дефектолог: Осенью дует сильный ветер. Ветер какой?

Дети: Холодный, сильный, слабый, теплый, северный

Учитель-дефектолог:Осенью собираем урожай. Урожай какой?

Дети: Богатый

Учитель-дефектолог:Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет.

Физкультминутка.

Капля раз, (прыжок на носочках, руки в стороны)

Капля два, (еще один прыжок)

Очень медленно сперва. (4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом)

Учитель-дефектолог: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Слова наоборот»

 Летом солнце яркое, а осенью….

Дети: Тусклое

Учитель-дефектолог:Летом небо светлое, а осенью….

Дети: Темное

Учитель-дефектолог:Летом день длинный, а осенью….

Дети: Короткий

Учитель-дефектолог:Летом тучи ходят высоко, а осенью…

Дети: Низко

Учитель-дефектолог:Летом люди растят урожай, а осенью….

Дети: Собирают урожай

Учитель-дефектолог: Летом деревья стоят одетые, а осенью…

Дети: Голые

Учитель-дефектолог: Молодцы, вы хорошо справились. Давайте сыграем еще в одну игру, она называется «Скажи иначе»:

Учитель-дефектолог: Осенью небо серое. Как можно сказать по-другому, какое небо?

Дети: Темное, хмурое, пасмурное.

Учитель-дефектолог: Осенью трава пожелтела. Как можно сказать по-другому?

Дети: Трава завяла, пожухла, высохла.

Учитель-дефектолог: Давайте соберем картинку для зайчика. У каждого из вас есть конверт, в котором часть картинки, придумайте предложение с этой картинкой об осени.

Заключительная часть (рефлексия)

Учитель-дефектолог: Вот какая замечательная картинка у нас получилась. Теперь зайка листопадничек знает, что же такое осень.

Учитель-дефектолог: У нас с вами получилась вот такая схема с ключевым словом «осень».

F:\9622_html_m5ae672ed.pngF:\9622_html_m42640cab.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей, подготовительной группе компенсирующей направленности на тему : "КОТ , ЛИСА И ПЕТУХ"

Действующие лица: Сказочница Кот Лиса Петух Задачи: Образовательные: рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе ФГОС; обе...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе. Тема: «По тропинке к сказке».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край. Конспект  ООД по речевому развитию в стар...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей общеобразовательной группе "Москва - столица нашей родины"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по  речевому развитию с детьми старшей группы (5 – 6 лет) общеобразовательной направленности с использованиеминтерактивной доски (SMART) «Москва ...

конспект НОД, область Речевое развитие в старшей возрастной группе

Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" с детьми старшей возрастной группы...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группеТема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»Цель: Совершенствовать диалогическую речь и монологич...

«Подснежник» Заучивание стихотворения по мнемотаблице. Конспект занятия по речевому развитию в старшей компенсирующей группе

Конспект НОД по развитию речи дете старшего возраста. «Подснежник» Заучивание стихотворения по мнемотаблице. Задачи:обучать детей заучивать стихотворение с помощью мнемотабл...