конспект НОД, область Речевое развитие в старшей возрастной группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" с детьми старшей возрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zima_nedarom_zlitsya.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 г.Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики башкортостан
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»
Возрастная группа: старшая группа №1 «Белочка»
Выполнил: воспитатель
МАДОУ детский сад №4
г,Туймазы
Габдрахманова Юлия
Николаевна
Туймазы
Цель: Выучить отрывок стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»
Задачи:
Образовательные:
-систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе;
- учить называть самостоятельно характерные признаки весны;
- познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его;
- продолжать учить понимать содержание стихотворений;
- активизировать словарный запас детей
Развивающие:
- развивать память, внимание, восприятие;
- развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;
- формировать умение слушать и запоминать стихотворение.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.
Методы и приемы:
беседа, пояснения, поощрение, физкультминутка, слушание музыки, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Оборудование и материалы:
1. портрет Ф.И. Тютчева;
2.Изображение весны;
3. Схема для запоминания -мнемотаблица;
4. Произведение А. Вивальди "Весна";
5. Презентация «Весна»;
6. Цветок подснежника для Дид.игры «Весенний цветок»;
7. Мяч для Дид.игры «Приметы весны»
Интеграция образовательных областей:
«Развитие речи» - отгадывание загадки, ответы на вопросы, дидактические игры «Приметы весны», «Эхо», «Весенний цветок»;
«Здоровье» - физминутка;
«Музыка» - слушание произведения Вивальди «Весна»;
«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание стихотворения
Словарная работа:нудит, трезвон
Ход занятия:
Орг. момент:
(Взявшись за руки дети встают в круг в середине группы.)
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся
В круг скорее соберёмся.
(Воспитатель приветствует детей)
Воспитатель: Здравствуйте мои друзья,
Рада встрече с вами я.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня не обычный день. К нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте, дорогие гости.
Воспитатель: А как ещё мы любим и умеем здороваться?
Дети:«Я здороваюсь везде.
Дома, и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравтвуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!»
Вводная часть:
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.
« Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт».
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: весна
Воспитатель: Правильно, это весна.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: весна
Воспитатель: а какое время года было до весны?
Дети: зима
Воспитатель: уж очень не хотелось зиме уходить, а мы так соскучились по весне…
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети: весну…
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игруД/и «Приметы весны»
Воспитатель: Передаём друг - другу мяч и называем весенние приметы.
(дети называют приметы, ориентируясь на экран)
Дети:
- Солнце светит ярко
- тает снег, с крыш капает капель
-появляются проталинки на земле
-дни становятся длиннее, а ночи короче
-бегут весенние ручейки
-вся природа просыпается от зимнего сна
-на деревьях и кустах появляются листья
-птицы прилетают с тёплых краёв и строят гнёзда
-от спячки просыпаются зимующие звери
-засцветают на полянах цветы
-появляются насекомые…
Воспитатель: Молодцы, дети!..
Воспитатель: Назовите весенние месяцы
Дети: март, апрель, май
Воспитатель: Сейчас у нас какой месяц?
Дети: апрель
Воспитатель: А вы знаете стихотворения о весенних месяцах? Кто расскажет?..
Дети: да ..
( читают стихотворения «Март» Алёна,, «Апрель, апрель» Сафина М.,
«Распустился ландыш в мае» Даниил Г.)
Основная часть:
Воспитатель: Многие поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали природу. О каждом времени года написано много красивых стихотворений.
Воспитатель: Один из них, это Ф.И. Тютчев. С его творчеством мы уже немного знакомы. Мы знаем его стихотворение…
Дети: «Весенние воды»
Воспитатель: Ф. И. Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Его чувства и отношение к природе он отражал в своей поэзии, в своих стихотворениях.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с новым стихотворением....
Воспитатель: Давайте пройдём на свои места. Сядем за свои парты.
(дети рассаживаются по местам за парты; вспомнить правило, как мы сидим за партой)
Воспитатель: Фёдор Иванович Тютчев. Вот его портрет.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся и даже попробуем выучить отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится».
Воспитатель: Зима у нас в этом году уж больно не хотела уходить, но весна всё – таки уговорила зиму и наконец –то светит яркое солнышко и зазвенела птичья трель… Стихотворение, которое вы сейчас услышите немного напомним нам об этом…Послушайте…
(читает отрывок стихотворения, в сопровождении мелодии Вивальди «Времена года. Весна» )
«Зима недаром злится.
Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон.
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.
Взбесилась ведьма злая,
И снегу, захватя,
Пустила, убегая, в прекрасное дитя»…
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Будем его учить?..
Дети: да
Воспитатель: Я прочитаю вам его ещё раз, а вы внимательно слушайте, и попробуйте его запомнить.
Воспитатель: На доске у нас схема, которая поможет вам запомнить стихотворение.
(вывешивает на доску схему - мнемотаблицу стихотворения «Зима недаром злится»; воспитатель читает повторно стихотворение, ориентируя детей на схему)
Воспитатель: Кто скажет, как называется стихотворение?
Дети: «Зима недаром злится»
Воспитатель: Кто автор этого стихотворения?
Дети: Ф.И.Тютчев
Воспитатель: Дети, скажите, почему злится зима?
Дети: «Зима не даром злится, прошла её пора..», ей пора уходить…
Воспитатель: Что идёт на смену зиме?
Дети: Весна.
- «Весна в окно стучится и гонит со двора»..
Воспитатель: Послушайте строчку «И всё засуетилось, всё нудит зиму вон»
Воспитатель: Почему всё суетится?
Дети: Весна с зимою спорят, кто останется..
Воспитатель: Как вы думаете, что значит нудит?
Дети: принуждает уходить, настаивает, гонит…
Воспитатель: А кто ещё суетится весной?
Дети: Птицы. Они спешат прилететь с юга.
-«И жаворонки в небе уж подняли трезвон»..
Воспитатель: Что значит подняли трезвон?
Дети: то есть запели звонко
Воспитатель: Как вы думаете, зима хотела уходить?
Дети: нет
-«Взбесилась ведьма злая, и снегу, захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя..»
Воспитатель: Кто это прекрасное дитя?
Дети: Весна
Воспитатель: Весна. Правильно.
Дид.игра «Эхо»
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами находимся в горах, где живёт эхо. Эхо хочет поиграть в игру.
Воспитатель: Я буду читать вам отрывок стихотворения, а вы будете моим эхом. На кого я посмотрю и укажу, будет повторять за мной строки стихотворения.
(воспитатель читает, дети повторяют)
Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть, давайте сделаем разминку
Физ.минутка
«Солнце засветило,
Сугробы растопило.
Тёплую погоду принесла весна.
Грачи к нам прилетают.
И ёж с медведем знают,
Пора им просыпаться, весною любоваться.»
Воспитатель:Я зачитаю вам ещё раз стихотворение, а вы, повторяйте его за мной без голоса, только шевеля губами..
(повторное чтение стихотворения воспитателем)
Дид.игра «Весенний цветок»
Воспитатель:Получается у вас запомнить новое стихотворение?.. Чтобы проверить это, предлагаю поиграть в игру «Весенний цветок»..Я даю весенний цветок Гульшат. Гульшат читает первые строчки стихотворения и передаёт цветок соседу, он читает следующие две строчки.. (и так далее, до конца стихотворения)
Воспитатель: Кто хочет самостоятельно прочитать отрывок стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»?
(чтение стихотворения детьми по желанию, 2-3 ребёнка)
Аналитическая часть:
Воспитатель: Что мы сегодня делали?
Дети: познакомились с новым стихотворением, отрывок из стихотворения, выучили его; узнали новое слово «нудит»…
(вынуждает, настаивает..)
Воспитатель: Как называется стихотворение?
Дети: «Зима недаром злится»
Воспитатель: Кто автор стихотворения?
Дети: Ф. И. Тютчев
Воспитатель: О чём это стихотворение?
Дети: о весне
Воспитатель: Как вы узнали, догадались, что оно о весне?
Дети: из строк стихотворения
« Весна в окно стучится», «И жаворонки в небе уж подняли трезвон», « Зима недаром злится, прошла её пора»…
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Дети: весеннее, радостное, потому что весна идёт, жаворонки летят, птицы прилетели, звонко поют…
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
Дети: да
Воспитатель: Сложно вам было его запомнить?..
Дети: нет, помогла схема и игры..
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Мы старались не напрасно, всё закончилось прекрасно! Молодцы, спасибо вам!
Воспитатель: Поблагодарим наших гостей, попрощаемся..
Дети: Спасибо. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в средней возрастной группе на тему: «Лесные жители»
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в средней возрастной группе на тему: «Лесные жители»...
Конспект по непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей комбинированной группе по теме: Весна.
Данный конспект занятия разработанн для детей с ЗПР (5-6 лет)....
НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе
НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе...
Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе
Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Снегири» (Н. Ульянов)
Конспект непосредственно – образовательнойдеятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Сне...
Конспект занятия ООД Область: Речевое развитие в средней возрастной группе «Лесные жители»
Конспект занятия ООДОбласть: Речевое развитие в средней возрастной группе «Лесные жители»...
Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...