НОД "Путешествие ручейка."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Мусиенко Наталья Александровна

 

 

Конспект  Н.О.Д. по  познавательному развитию.

       (Экология)

На тему: « Путешествие ручейка»

В старшей группе.

Подготовлен :  воспитатель  Мусиенко Натальей Александровной.                                   

 МБДОУ «Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак  Саратовская область .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    

Цель: Уточнить представление детей о разных состояниях воды,  о природных  водоисточниках родного поселка . Объяснить детям для чего вода нуждается в очистке и дать элементарное представление о процессе очистки воды. Способствовать развитию социальных навыков:  умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту. Воспитывать бережное отношение к воде. Создать у детей радостное настроение , вызвать желание участвовать в развлечении.

Интегрированные  области: Познавательно речевая, коммуникативная, социализация, музыкальная, физическая культура, художественная литература.

Оборудование и материал: презентации: голоса птиц ,дождя и родников поселка. Ширма, игрушка – речеек, веточка березы, домик, герой Федора, ведерко с талой водой, бутылочка  с водой из колодца .

Для экспериментов: на столах стаканчики – непроливайки  по количеству детей с ватными дисками  для экспериментальной деятельности.

Сказочный герой Снежная Королева , ведерко с льдинками , игра

« Разрезные картинки» с изображением источников воды в Карабулакском районе.

 

Ход НОД:

           Воспитатель:  Собрались все дети в круг

                                      Я   твой друг и ты мой друг

                                     Крепко за руки возьмемся

                                      И друг   другу улыбнемся

Я хочу сообщить вам очень важную новость, да вы и сами , наверное ,уже  догадались , что с каждым  днем солнышко светит все ярче , день прибывает, воробьи щебечут громко, зима заканчивает свае царствование.

 Давайте послушаем  как щебечет птицы, журчит ручей, природа оживает.

 ( Просмотр презентации "Природа весной в Базарном Карабулаке.")

 

Воспитатель читает стих:

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле.

Появился ручеек

Молодой веселый

К нам решил он заглянуть

Погостить немного

Поиграть и убежать

В дальнюю дорогу.

(за ширмой появляется ручеек)

Ручеек: Здравствуйте ребята! Пробегал я мимо садика. Интересно стало , как здесь живут. как у вас весело, красиво, уютно. Вижу, вы ребятишки  умные, добрые .А играть вы любите?(Да)

-Я тоже люблю играть. Пробегал  мимо рощи, подул ветерок и сорвал с березы веточку , а та угодила прямо ко мне. Вот было весело. Вот она.

( показываю веточку) Веточка то помчится по воде как кораблик, то спрячется за камушек. А вы хотите с ней поиграть ?  (дети: Да)

Провожу игру «Подбери признаки воды»

Воспитатель: Вставайте скорее в круг. Мы будем передавать веточку друг другу по кругу и у кого веточка  останется  , должен назвать какая бывает вода.( газированная холодная, теплая, морская)

После игры дети остаются в центре зала.

Ручеек: Правильно ребята , вода бывает разная.

А мне пора бежать дальше. Очень уж я любопытный, хочу посмотреть, где еще есть вода , в каком состоянии и нужна ли где моя помощь. Люблю я путешествовать.

Воспитатель: Подожди ручеек, ребятам  тоже интересно и мы бы  попутешествовали. Возьми нас с собой.

Ручеек: Хорошо, вместе веселее. А чтобы вам проще было путешествовать, я сейчас зажурчу свою песенку и вы все превратитесь в частички воды – капельки, что бы не растеряться по дороге, капельки крепко держатся друг за друга.( одеваем шапочки капелек всем детям) Вставайте скорее  беритесь за руки.

 ( звучит журчание воды)

Проводится русская народная игра « Ручеек» После игры дети садятся на стульчики.

Основная часть.

Ручеек: На нашем пути дом стоит ( за ширмой появляется дом Федоры из сказки «Федорено горе» Интересно , кто в нем живет. Да это же Федора!

(Появляется Федора)

Федора: Здравствуйте! Здравствуйте! А я теперь не грязнуля. Вот хочу посуду помыть , да до колодца  мне идти далеко, вышла во двор , а там снег белый – белый, дай думаю посуду помою снегом, и она будет  такая же белая. Вот у меня в ведре снег лежит.

- Ой батюшки, да что же это такое. Что за колдовство: был снег , а сейчас вода.

Воспитатель: Да не какое это не колдовство,  даже ребята могут тебе объяснить, как в ведре оказалась вода.( дети объясняют, что снег это замершая вода, а в тепле она тает и опять становится водой).

Ты знаешь , что даже талой водой нельзя мыть посуду и пить ее, она грязная и можно заразится и заболеть.

Федора: Да какая она грязная , вот какая чистая, прозрачная. Правда ребята! ( ответы детей)

Воспитатель: А мы сейчас проверим.

Экспериментальная  деятельность : Очистка воды.

Переливаем талую воду из одного ведра в другое через фильтр из ваты. В завершении , демонстрирует детям и Федоре результаты эксперимента, а дети делают выводы.( в талой воде  много  мелких частичек грязи ).

Воспитатель:  Ручеек а ты нам принес нам воды из колодца?

Ручеек: Да , вот она.

Экспериментальная  деятельность:  Очистка воды из колодца.

Очищаем через фильтр и дети делают выводы: (из колодца вода чистая)

Федора: Ой спасибо ребята ,научили меня уму – разуму, пойду ,до колодца схожу , да воды принесу . Ребята , а вы знаете , в чем  можно перенести воду? ( дети: ведро, стакан, тарелка , и так далее.)  До свидания  ребята.

Ручеек: До свидание Федора! А нам пора в путь.

Воспитатель: А  по пути я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику  «Дождик.»

Капля раз, капля два.  (дети стучат указательными пальчиками по коленям)

Очень медленно сперва.

А потом, потом , потом,   ( Дети наращивают темп скучания ладошками по коленям)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли  ( Дети разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли         ( Руки полукругом над головой)

 

Воспитатель: Ребята в какое красивое царство мы попали. Кто здесь живет? Да это сама госпожа  Снежная Королева  ( за ширмой появляется Снежная Королева.)

Снежная Королева: Здравствуйте! Да ,это мое царство. У меня здесь много воды. Только чтоб она не утекала . я ее  заморозила, превратила в снег и лед. Посмотрите какие красивые льдинки

( показываю ведро со льдинками) Из них можно складывать различные узоры. Вот и ваш ручеек я сейчас заморожу.

Воспитатель: Снежная Королева , пожалуйста ,не замораживай наш ручеек , иначе мы обратной дороги домой не найдем.

Снежная Королева: Хорошо но за это вы мне должны помочь. Уронила я свои льдинки , и они разбились на мелкие кусочки, не могу их собрать. На льдинках изображены разные источники воды нашего района. Справитесь – отпущу ваш ручеек.

Проводится игра « Разрезные картинки с изображением родников района.»

Воспитатель: Ребята расскажите , что у вас получилось Снежной Королеве, и какие источники воды  существуют. ( дети: болото, река, море, пруд, озеро )

Снежная Королева  отпускает ручеек.

 

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Капелька».                                                                                       

          Дети представьте себе что мы с вами капельки. Все капельки свободно  перемещаются по группе                                                                                                                                                                                                       Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.                                                                     

     Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за   другом.   

 А теперь ручеек течет и впадает в море. 

     Дети берутся за руки и образуют большой круг. 

    Наш круг может менять форму, как и вода.   

  Круг из детей вытягивается в овал. Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята пока мы играли , ручеек исчез , а почему как вы думаете?

( Выслушиваю ответы детей)

От нашей игры его припекло солнышком он и испарился, а как же мы теперь вернемся в детский сад?  А я знаю у нас осталась веточка, она нам и поможет.

Заключение:

Воспитатель: Вставайте скорее в круг и мы будим веточку передавать по кругу и называть для чего человеку нужна вода. ( Дети: мыть руки, стирать, поливать, пить ,) 

А сейчас все закрыли глазки и послушаем звуки  природы.( дети слушают) Девайте вспомним как журчит ручеек , как поют птицы. Вот мы и в Детском саду, открывайте глазки. Понравилось вам путешествие? ( ответы детей)

Итог:

Ребята у кого мы сегодня побывали?

Какой самый главный урок мы вынесли из нашего путешествия ?

Хорошо ребята в заключении нашего занятия я хотела бы вам прочитать стих:

Человек , запомни навсегда

Символ жизни на земле – вода!

Ее и береги-

Ведь на планете мы не одни!

Воспитатель: Ребята посмотрите на месте ручейка появился мешочек давайте заглянем в него и посмотрим , что там нам ручеек оставил в подарок? ( Дети  достают из мешочка и угощаются леденцами)

Занятие окончено.Молодцы ребята!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  Н.О.Д. по  познавательному развитию.

       (Экология)

На тему: « Путешествие ручейка»

В старшей группе.

Подготовлен :  воспитатель  Мусиенко Натальей Александровной.                                             МБДОУ «Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак  Саратовская область .

                                                                                                     

Цель: Уточнить представление детей о разных состояниях воды,  о природных  водоисточниках родного поселка . Объяснить детям для чего вода нуждается в очистке и дать элементарное представление о процессе очистки воды. Способствовать развитию социальных навыков:  умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту. Воспитывать бережное отношение к воде. Создать у детей радостное настроение , вызвать желание участвовать в развлечении.

Интегрированные  области: Познавательно речевая, коммуникативная, социализация, музыкальная, физическая культура, художественная литература.

Оборудование и материал: презентации: голоса птиц ,дождя и родников поселка. Ширма, игрушка – речеек, веточка березы, домик, герой Федора, ведерко с талой водой, бутылочка  с водой из колодца .

Для экспериментов: на столах стаканчики – непроливайки  по количеству детей с ватными дисками  для экспериментальной деятельности.

Сказочный герой Снежная Королева , ведерко с льдинками , игра

« Разрезные картинки» с изображением источников воды в Карабулакском районе.

Ход НОД:

           Воспитатель:  Собрались все дети в круг

                                      Я   твой друг и ты мой друг

                                     Крепко за руки возьмемся

                                      И друг   другу улыбнемся

Я хочу сообщить вам очень важную новость, да вы и сами , наверное ,уже  догадались , что с каждым  днем солнышко светит все ярче , день прибывает, воробьи щебечут громко, зима заканчивает свае царствование.

 Давайте послушаем  как щебечет птицы, журчит ручей, природа оживает.

 ( Просмотр презентации "Природа весной в Базарном Карабулаке.")

Воспитатель читает стих:

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле.

Появился ручеек

Молодой веселый

К нам решил он заглянуть

Погостить немного

Поиграть и убежать

В дальнюю дорогу.

(за ширмой появляется ручеек)

Ручеек: Здравствуйте ребята! Пробегал я мимо садика. Интересно стало , как здесь живут. как у вас весело, красиво, уютно. Вижу, вы ребятишки  умные, добрые .А играть вы любите?(Да)

-Я тоже люблю играть. Пробегал  мимо рощи, подул ветерок и сорвал с березы веточку , а та угодила прямо ко мне. Вот было весело. Вот она.

( показываю веточку) Веточка то помчится по воде как кораблик, то спрячется за камушек. А вы хотите с ней поиграть ?  (дети: Да)

Провожу игру «Подбери признаки воды»

Воспитатель: Вставайте скорее в круг. Мы будем передавать веточку друг другу по кругу и у кого веточка  останется  , должен назвать какая бывает вода.( газированная холодная, теплая, морская)

После игры дети остаются в центре зала.

Ручеек: Правильно ребята , вода бывает разная.

А мне пора бежать дальше. Очень уж я любопытный, хочу посмотреть, где еще есть вода , в каком состоянии и нужна ли где моя помощь. Люблю я путешествовать.

Воспитатель: Подожди ручеек, ребятам  тоже интересно и мы бы  попутешествовали. Возьми нас с собой.

Ручеек: Хорошо, вместе веселее. А чтобы вам проще было путешествовать, я сейчас зажурчу свою песенку и вы все превратитесь в частички воды – капельки, что бы не растеряться по дороге, капельки крепко держатся друг за друга.( одеваем шапочки капелек всем детям) Вставайте скорее  беритесь за руки.

 ( звучит журчание воды)

Проводится русская народная игра « Ручеек» После игры дети садятся на стульчики.

Основная часть.

Ручеек: На нашем пути дом стоит ( за ширмой появляется дом Федоры из сказки «Федорено горе» Интересно , кто в нем живет. Да это же Федора!

(Появляется Федора)

Федора: Здравствуйте! Здравствуйте! А я теперь не грязнуля. Вот хочу посуду помыть , да до колодца  мне идти далеко, вышла во двор , а там снег белый – белый, дай думаю посуду помою снегом, и она будет  такая же белая. Вот у меня в ведре снег лежит.

- Ой батюшки, да что же это такое. Что за колдовство: был снег , а сейчас вода.

Воспитатель: Да не какое это не колдовство,  даже ребята могут тебе объяснить, как в ведре оказалась вода.( дети объясняют, что снег это замершая вода, а в тепле она тает и опять становится водой).

Ты знаешь , что даже талой водой нельзя мыть посуду и пить ее, она грязная и можно заразится и заболеть.

Федора: Да какая она грязная , вот какая чистая, прозрачная. Правда ребята! ( ответы детей)

Воспитатель: А мы сейчас проверим.

Экспериментальная  деятельность : Очистка воды.

Переливаем талую воду из одного ведра в другое через фильтр из ваты. В завершении , демонстрирует детям и Федоре результаты эксперимента, а дети делают выводы.( в талой воде  много  мелких частичек грязи ).

Воспитатель:  Ручеек а ты нам принес нам воды из колодца?

Ручеек: Да , вот она.

Экспериментальная  деятельность:  Очистка воды из колодца.

Очищаем через фильтр и дети делают выводы: (из колодца вода чистая)

Федора: Ой спасибо ребята ,научили меня уму – разуму, пойду ,до колодца схожу , да воды принесу . Ребята , а вы знаете , в чем  можно перенести воду? ( дети: ведро, стакан, тарелка , и так далее.)  До свидания  ребята.

Ручеек: До свидание Федора! А нам пора в путь.

Воспитатель: А  по пути я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику  «Дождик.»

Капля раз, капля два.  (дети стучат указательными пальчиками по коленям)

Очень медленно сперва.

А потом, потом , потом,   ( Дети наращивают темп скучания ладошками по коленям)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли  ( Дети разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли         ( Руки полукругом над головой)

Воспитатель: Ребята в какое красивое царство мы попали. Кто здесь живет? Да это сама госпожа  Снежная Королева  ( за ширмой появляется Снежная Королева.)

Снежная Королева: Здравствуйте! Да ,это мое царство. У меня здесь много воды. Только чтоб она не утекала . я ее  заморозила, превратила в снег и лед. Посмотрите какие красивые льдинки

( показываю ведро со льдинками) Из них можно складывать различные узоры. Вот и ваш ручеек я сейчас заморожу.

Воспитатель: Снежная Королева , пожалуйста ,не замораживай наш ручеек , иначе мы обратной дороги домой не найдем.

Снежная Королева: Хорошо но за это вы мне должны помочь. Уронила я свои льдинки , и они разбились на мелкие кусочки, не могу их собрать. На льдинках изображены разные источники воды нашего района. Справитесь – отпущу ваш ручеек.

Проводится игра « Разрезные картинки с изображением родников района.»

Воспитатель: Ребята расскажите , что у вас получилось Снежной Королеве, и какие источники воды  существуют. ( дети: болото, река, море, пруд, озеро )

Снежная Королева  отпускает ручеек.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Капелька».                                                                                                 Дети представьте себе что мы с вами капельки. Все капельки свободно                                                             перемещаются по группе                                                                                                                                                                                                                                            Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.                                                                          Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за                                                                        другом.                                                                                                                                                                                                                                А теперь ручеек течет и впадает в море.                                                                                                                                                            Дети берутся за руки и образуют большой круг.                                                                                                                                                 Наш круг может менять форму, как и вода.                                                                                                                                                                                                                    Круг из детей вытягивается в овал. Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята пока мы играли , ручеек исчез , а почему как вы думаете?

( Выслушиваю ответы детей)

От нашей игры его припекло солнышком он и испарился, а как же мы теперь вернемся в детский сад?  А я знаю у нас осталась веточка, она нам и поможет.

Заключение:

Воспитатель: Вставайте скорее в круг и мы будим веточку передавать по кругу и называть для чего человеку нужна вода. ( Дети: мыть руки, стирать, поливать, пить ,)  

А сейчас все закрыли глазки и послушаем звуки  природы.( дети слушают) Девайте вспомним как журчит ручеек , как поют птицы. Вот мы и в Детском саду, открывайте глазки. Понравилось вам путешествие? ( ответы детей)

Итог:

Ребята у кого мы сегодня побывали?

Какой самый главный урок мы вынесли из нашего путешествия ?

Хорошо ребята в заключении нашего занятия я хотела бы вам прочитать стих:

Человек , запомни навсегда

Символ жизни на земле – вода!

Ее и береги-

Ведь на планете мы не одни!

Воспитатель: Ребята посмотрите на месте ручейка появился мешочек давайте заглянем в него и посмотрим , что там нам ручеек оставил в подарок? ( Дети  достают из мешочка и угощаются леденцами)

Занятие окончено.Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Ручейки и лужицы"

Конспект интегрированного занятия направлен на приобщение детей к восприятию примет весны средствами разных видов искусств....

Технологическая карта развлечения «Как ребята «ручейку» помогали»

Интегрируемые образовательные области    «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»  Вид детской деятельности, лежащей в основе  совместной  деятельност...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Интегрированное занятие "День рождение Весеннего ручейка" для детей младшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие - сказка, музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим миром....

Сценарий весеннего интерактивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие ручейка»

Описание материала: Предлагаю вам сценарий весеннего праздника для детей старшего возраста «Приключения ручейка». Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, так как подготовка к этому пр...