ООД по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделирования Тема занятия: «Мышка и мишка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Колесникова Оксана Владимировна

ООД  по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделирования
Тема занятия: «Мышка и мишка»

 

Программное содержание (цели).

1. Создавать условия для развития речи как средства для общения: активизировать словарь детей посредством народного фольклора (загадки, потешки) и элементов технологии наглядного моделирования (картинки - геометрические фигуры, силуэты), учить детей понимать речь.

2. Продолжать развитие интонационной выразительности речи воспитанников, создавать условия для эффективного развития голосового аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, сенсорного восприятия, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, память, создавать условия для развития внимательности, наблюдательности.

3. Сформировать положительную эмоциональную среду: в процессе общения детей со сверстниками и воспитателем (взрослым) стимулировать у детей появление положительных эмоций.

Задачи.

1. Постепенно приучать детей слушать стишки, потешки, загадки: дать им возможность повторять слова и фразы текста за воспитателем, осуществлять в меру легкие действия, о которых было сказано в произведении.

2. Упражнять воспитанников в рассказывании стихотворений, потешек, сопровождая при этом процесс рассказывания демонстрацией картинок - геометрических фигур, силуэтов и т.п., учить детей основам моделирования.

3. Закреплять знание воспитанниками понятий формы, величины. Учить детей отличать разные фигуры между собой по величине и форме: большой, маленький; квадрат, круг. Познакомить детей с серым и коричневым цветом.

4. Продолжать совершенствовать знания детей об окружающем мире: учить их подражать звукам, издаваемым животными, закреплять имеющиеся знания о животных, узнавать их в процессе отгадывания загадок и показывать их на картинках.

Дидактический материал.

Фланелеграф, игрушки настольного театра: медведь, мышка; карточки с нарисованными животными: медведь и мышка; картинки с изображением силуэтов данных животных (их количество должно быть равно количеству детей), геометрические фигуры из фетра разных цветов и размеров (квадрат, круг), конфеты "Петушок на палочке" в мешочке (количество равно количеству присутствующих детей).

Методы и приемы.

Выкладывание и разглядывание картинок-силуэтов, геометрических фигур на фланелеграфе; чтение стихотворений, рассказывание потешек, загадывание загадок, все действия сопровождаются демонстрацией на фланелеграфе; чтение потешек происходит одновременно с игровыми действиями; вопросы-ответы.

Предварительная работа.

С детьми:

Предварительно с детьми разучиваются стихотворения, потешки, выполняются игровые действия: "Вышли мыши..." (С. Маршак), "Мишка косолапый" (народная), рассматривание детьми картинок.

Предварительная индивидуальная работа.

Изготовление фланелеграфа, центра "В гостях у сказки", подготовка карточек, картинок-силуэтов, геометрических фигур из фетра.

Ход занятия:

В группу входит воспитатель с куклой Машей. Он обращает внимание всех детей и гостей, находящихся в группе, на куклу.

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях. Это кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Покажем, как мы умеем здороваться".

Дети и воспитатель выполняют определенные движения под чтение текста: Вальфдорская педагогика

"Здравствуй, солнце золотое"

(руки поднимаем вверх);

"Здравствуй, небо голубое"

(руки вверх, встаем на носочки);

"Здравствуй, легкий ветерок"

(руки вверх и немного покачиваемся);

"Здравствуй, маленький дубок"

(приседаем);

"Здравствуй, утро, здравствуй, день"

(руки перед собой);

"Нам здороваться не лень!"

(хлопаем в ладоши)

"Здравствуйте" (3 раза).

Воспитатель предлагает детям подойти к центру "В гостях у сказки" (фланелеграфу). Все дети присаживаются на стулья, на столе перед ними находятся картинки животных (медведя, курочки, мышки, петуха, белки и других животных), разноцветные геометрические фигуры, разной формы и размера (квадрат, круг).

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики. Дети, кукла Маша хочет поиграть с вами, она загадает вам загадки, а нам нужно их отгадать, рассказать стишки и потешки".

Кукла Маша (воспитатель): "Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее".

"Маленькие зверьки, серенькие шубки,

Длинные хосты, черненькие глазки,

Остренькие зубки".

"Живет в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки".

"Что за серенький зверек,

Хвостик тонкий,

Голос тонкий,

Пи-пи-пи - поет звонко,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал".

Дети говорят ответ к загадке, показывая соответствующую картинку, воспитатель продолжает читать загадки, пока дети их все не отгадают; картинку-силуэт с мышкой закрепляют на фланелеграфе.

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Правильно, это мышка".

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответами.

Воспитатель: "Мышка какая?"

Дети: "Маленькая"

Воспитатель: "Какого она цвета?"

Дети: "Серенькая"

Воспитатель: "А как мышка говорит?"

Дети: "Пи-пи-пи".

Воспитатель показывает детям маленький серый круг, закрепляет его на фланелеграфе и поясняет детям, что это будет мышка. Еще воспитатель просит детей показать такой же круг и тоже прикрепить на фланелеграфе.

Воспитатель: "Где живет мышка?"

Дети: "В норке, в домике"

Воспитатель: "Какой домик - норка у Мышки?"

Дети: "Маленький". Пробковый тренажер

Воспитатель показывает маленький зеленый квадрат и фиксирует его на фланелеграфе, объясняя детям, что это будет мышкин домик. Затем просит найти такой же квадрат и тоже закрепить его на фланелеграфе (получается цепочка: картинка - круг - квадрат).

Воспитатель: "Вы все молодцы, ребята! А сейчас мы расскажем кукле Маше стихотворение про мышек и покажем его".

Дети и воспитатель начинают движения согласно тексту (физкультминутка). Воспитатель читает текст стихотворения "Вышли мыши...", автор С. Маршак, (изменяя немного авторские слова: "Звон - гром, вон - дом").

"Вышли мыши как-то раз,

(шаг на месте, можно двигаться по кругу)

Поглядеть, который час,

(переводим взгляд на ручки)

1, 2, 3, 4.

(озвучиваем: 1, 2, 3, 4)

Мыши дернули за гири,

(сжимаем пальчики в кулачки)

Вдруг раздался страшный гром! (звон)

Убежали мышки в дом (вон)

(изображаем "дом", ручки над головой)".

Кукла Маша (воспитатель):

"Какие молодцы, ребята!!! А сейчас вам нужно отгадать следующую загадку"

Неуклюжий, косолапый

Он зимой в берлоге спит,

Когда спит, сосет он лапу,

Потихонечку храпит,

Ест малину, любит мед,

А проснется, ну, реветь.

Он в берлоге живет.

Как зовут его... (медведь).

Дети показывают картинку в ответ на загадку, и дальше педагог читает загадки, пока все дети не отгадают; картинку-силуэт (медведь) устанавливают на фланелеграфе.

Педагог продолжает задавать вопросы детям, а они отвечают. Если воспитанники затрудняются с ответом, то взрослый им помогает.

Воспитатель: "Мишка какой?"

Дети: "Большой"

Воспитатель: "Какого цвета?"

Дети: "Коричневый"

Воспитатель: "А как мишка рычит?"

Дети: "Р-Р-Р".

Педагог берет большой коричневый круг, крепит его на фланелеграфе и объясняет ребятам, что это будет медведь. Затем он просит найти еще один такой круг и закрепить на фланелеграфе.

Воспитатель: "Где живет мишка?"

Дети: "В берлоге, в домике"

Воспитатель: "Какой домик или берлога у медведя?"

Дети: "Большой"

Педагог демонстрирует большой зеленый квадрат, фиксирует его на фланелеграфе и говорит детям, что это будет мишкин дом. Затем педагог просит воспитанников найти еще один такой квадрат и также закрепить его на фланелеграфе (получается цепочка: картинка-круг-квадрат).

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Давайте мы с Вами покажем и расскажем кукле Маше потешку про мишку" (потешка "Косолапый мишка").

Дети вместе с воспитателем производят движения согласно тексту потешки.

"Мишка косолапый

(шаг "вперевалочку"

По лесу идет

Шишки собирает,

(делаем наклоны)

В корзиночку кладет,

Вдруг упала шишка,

("стучим" кулачком в лоб)

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

(показываем рассердившегося мишку)

И ногою - топ-топ-топ

(топаем ножкой три раза)".

Кукла Маша (воспитатель): "Ребята, Молодцы! Я расскажу Вам стихотворение про Мышку и Мишку".

Воспитатель читает стихотворение, показывая геометрические фигуры (квадраты, круги) на фланелеграфе:

"Какой большой у Мишки дом,

Чтоб поместился Мишка в нем,

Р-Р-Р-Р-Р,

У Мышки домик маленький,

Лишь для нее удаленький

Пи-Пи-Пи-Пи-Пи

Любит Мишка ходить к Мышке,

Нет, совсем наоборот,

Он же к ней не попадет!

Мышка ходит в гости к Мишке!!!"

Воспитатель: "Ребята, а почему Мишка не может попасть в домик к мышке?"

Дети: "Потому что Мишка большой, а мышка маленькая и домик у мишки большой, а у мышки маленький".

Воспитатель: "Правильно, Мишка большой, мышка маленькая".

Воспитатель снова демонстрирует геометрические фигуры на фланелеграфе: большой круг коричневого цвета, маленький круг серого цвета, большой квадрат зеленого цвета, маленький квадрат зеленого цвета. После этого педагог и дети играют в игру "Мышка и Мишка".

Подвижная игра "Мышка и Мишка"

"Какой большой у Мишки дом

(дети выпрямляются и встают на носки)

Чтоб поместился Мишка в нем

(ручки поднимаются вверх)

"Р-Р-Р-Р-Р"

("прорычать").

У Мышки домик маленький

(присесть, обхватив руками колени)

Лишь для нее удаленький

(голову опускаем)

"Пи-Пи-Пи-Пи-Пи"

("попищать").

Любит Мишка ходить к Мышке

(походить вразвалочку по комнате)

Нет, совсем наоборот,

(дети грозят указательным пальчиком)

Он же к ней не попадет!

(пожать плечиками),

Мышка ходит в гости к Мишке

(на носочках дети ходят по комнате)".

Воспитатель: "Кукла Маша, тебе понравилось стихотворение про Мишку и Мышку?"

Педагог смотрит туда, где должна быть кукла. Но вместо нее лежит "волшебный мешочек", педагог обращает внимание ребят на то, что кукла исчезла, а появился мешочек.

Воспитатель: "Кукла Маша спешила к бабушке и дедушке, она ушла, пока мы играли, но она оставила для нас "волшебный мешочек". Давайте, мы все вместе поглядим, что в нем".

Дети смотрят в мешочек, и достают оттуда "Петушка на палочке". Занятие подошло к концу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myshka_i_mishka_1ml.gr_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ООД  по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделирования
Тема занятия: «Мышка и мишка»

 

Программное содержание (цели).

1. Создавать условия для развития речи как средства для общения: активизировать словарь детей посредством народного фольклора (загадки, потешки) и элементов технологии наглядного моделирования (картинки - геометрические фигуры, силуэты), учить детей понимать речь.

2. Продолжать развитие интонационной выразительности речи воспитанников, создавать условия для эффективного развития голосового аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, сенсорного восприятия, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, память, создавать условия для развития внимательности, наблюдательности.

3. Сформировать положительную эмоциональную среду: в процессе общения детей со сверстниками и воспитателем (взрослым) стимулировать у детей появление положительных эмоций.

Задачи.

1. Постепенно приучать детей слушать стишки, потешки, загадки: дать им возможность повторять слова и фразы текста за воспитателем, осуществлять в меру легкие действия, о которых было сказано в произведении.

2. Упражнять воспитанников в рассказывании стихотворений, потешек, сопровождая при этом процесс рассказывания демонстрацией картинок - геометрических фигур, силуэтов и т.п., учить детей основам моделирования.

3. Закреплять знание воспитанниками понятий формы, величины. Учить детей отличать разные фигуры между собой по величине и форме: большой, маленький; квадрат, круг. Познакомить детей с серым и коричневым цветом.

4. Продолжать совершенствовать знания детей об окружающем мире: учить их подражать звукам, издаваемым животными, закреплять имеющиеся знания о животных, узнавать их в процессе отгадывания загадок и показывать их на картинках.

Дидактический материал.

Фланелеграф, игрушки настольного театра: медведь, мышка; карточки с нарисованными животными: медведь и мышка; картинки с изображением силуэтов данных животных (их количество должно быть равно количеству детей), геометрические фигуры из фетра разных цветов и размеров (квадрат, круг), конфеты "Петушок на палочке" в мешочке (количество равно количеству присутствующих детей).

Методы и приемы.

Выкладывание и разглядывание картинок-силуэтов, геометрических фигур на фланелеграфе; чтение стихотворений, рассказывание потешек, загадывание загадок, все действия сопровождаются демонстрацией на фланелеграфе; чтение потешек происходит одновременно с игровыми действиями; вопросы-ответы.

Предварительная работа.

С детьми:

Предварительно с детьми разучиваются стихотворения, потешки, выполняются игровые действия: "Вышли мыши..." (С. Маршак), "Мишка косолапый" (народная), рассматривание детьми картинок.

Предварительная индивидуальная работа.

Изготовление фланелеграфа, центра "В гостях у сказки", подготовка карточек, картинок-силуэтов, геометрических фигур из фетра.

Ход занятия:

В группу входит воспитатель с куклой Машей. Он обращает внимание всех детей и гостей, находящихся в группе, на куклу.

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях. Это кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Покажем, как мы умеем здороваться".

Дети и воспитатель выполняют определенные движения под чтение текста: Вальфдорская педагогика

"Здравствуй, солнце золотое"

(руки поднимаем вверх);

"Здравствуй, небо голубое"

(руки вверх, встаем на носочки);

"Здравствуй, легкий ветерок"

(руки вверх и немного покачиваемся);

"Здравствуй, маленький дубок"

(приседаем);

"Здравствуй, утро, здравствуй, день"

(руки перед собой);

"Нам здороваться не лень!"

(хлопаем в ладоши)

"Здравствуйте" (3 раза).

Воспитатель предлагает детям подойти к центру "В гостях у сказки" (фланелеграфу). Все дети присаживаются на стулья, на столе перед ними находятся картинки животных (медведя, курочки, мышки, петуха, белки и других животных), разноцветные геометрические фигуры, разной формы и размера (квадрат, круг).

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики. Дети, кукла Маша хочет поиграть с вами, она загадает вам загадки, а нам нужно их отгадать, рассказать стишки и потешки".

Кукла Маша (воспитатель): "Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее".

"Маленькие зверьки, серенькие шубки,

Длинные хосты, черненькие глазки,

Остренькие зубки".

"Живет в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки".

"Что за серенький зверек,

Хвостик тонкий,

Голос тонкий,

Пи-пи-пи - поет звонко,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал".

Дети говорят ответ к загадке, показывая соответствующую картинку, воспитатель продолжает читать загадки, пока дети их все не отгадают; картинку-силуэт с мышкой закрепляют на фланелеграфе.

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Правильно, это мышка".

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответами.

Воспитатель: "Мышка какая?"

Дети: "Маленькая"

Воспитатель: "Какого она цвета?"

Дети: "Серенькая"

Воспитатель: "А как мышка говорит?"

Дети: "Пи-пи-пи".

Воспитатель показывает детям маленький серый круг, закрепляет его на фланелеграфе и поясняет детям, что это будет мышка. Еще воспитатель просит детей показать такой же круг и тоже прикрепить на фланелеграфе.

Воспитатель: "Где живет мышка?"

Дети: "В норке, в домике"

Воспитатель: "Какой домик - норка у Мышки?"

Дети: "Маленький". Пробковый тренажер

Воспитатель показывает маленький зеленый квадрат и фиксирует его на фланелеграфе, объясняя детям, что это будет мышкин домик. Затем просит найти такой же квадрат и тоже закрепить его на фланелеграфе (получается цепочка: картинка - круг - квадрат).

Воспитатель: "Вы все молодцы, ребята! А сейчас мы расскажем кукле Маше стихотворение про мышек и покажем его".

Дети и воспитатель начинают движения согласно тексту (физкультминутка). Воспитатель читает текст стихотворения "Вышли мыши...", автор С. Маршак, (изменяя немного авторские слова: "Звон - гром, вон - дом").

"Вышли мыши как-то раз,

(шаг на месте, можно двигаться по кругу)

Поглядеть, который час,

(переводим взгляд на ручки)

1, 2, 3, 4.

(озвучиваем: 1, 2, 3, 4)

Мыши дернули за гири,

(сжимаем пальчики в кулачки)

Вдруг раздался страшный гром! (звон)

Убежали мышки в дом (вон)

(изображаем "дом", ручки над головой)".

Кукла Маша (воспитатель):

"Какие молодцы, ребята!!! А сейчас вам нужно отгадать следующую загадку"

Неуклюжий, косолапый

Он зимой в берлоге спит,

Когда спит, сосет он лапу,

Потихонечку храпит,

Ест малину, любит мед,

А проснется, ну, реветь.

Он в берлоге живет.

Как зовут его... (медведь).

Дети показывают картинку в ответ на загадку, и дальше педагог читает загадки, пока все дети не отгадают; картинку-силуэт (медведь) устанавливают на фланелеграфе.

Педагог продолжает задавать вопросы детям, а они отвечают. Если воспитанники затрудняются с ответом, то взрослый им помогает.

Воспитатель: "Мишка какой?"

Дети: "Большой"

Воспитатель: "Какого цвета?"

Дети: "Коричневый"

Воспитатель: "А как мишка рычит?"

Дети: "Р-Р-Р".

Педагог берет большой коричневый круг, крепит его на фланелеграфе и объясняет ребятам, что это будет медведь. Затем он просит найти еще один такой круг и закрепить на фланелеграфе.

Воспитатель: "Где живет мишка?"

Дети: "В берлоге, в домике"

Воспитатель: "Какой домик или берлога у медведя?"

Дети: "Большой"

Педагог демонстрирует большой зеленый квадрат, фиксирует его на фланелеграфе и говорит детям, что это будет мишкин дом. Затем педагог просит воспитанников найти еще один такой квадрат и также закрепить его на фланелеграфе (получается цепочка: картинка-круг-квадрат).

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Давайте мы с Вами покажем и расскажем кукле Маше потешку про мишку" (потешка "Косолапый мишка").

Дети вместе с воспитателем производят движения согласно тексту потешки.

"Мишка косолапый

(шаг "вперевалочку"

По лесу идет

Шишки собирает,

(делаем наклоны)

В корзиночку кладет,

Вдруг упала шишка,

("стучим" кулачком в лоб)

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

(показываем рассердившегося мишку)

И ногою - топ-топ-топ

(топаем ножкой три раза)".

Кукла Маша (воспитатель): "Ребята, Молодцы! Я расскажу Вам стихотворение про Мышку и Мишку".

Воспитатель читает стихотворение, показывая геометрические фигуры (квадраты, круги) на фланелеграфе:

"Какой большой у Мишки дом,

Чтоб поместился Мишка в нем,

Р-Р-Р-Р-Р,

У Мышки домик маленький,

Лишь для нее удаленький

Пи-Пи-Пи-Пи-Пи

Любит Мишка ходить к Мышке,

Нет, совсем наоборот,

Он же к ней не попадет!

Мышка ходит в гости к Мишке!!!"

Воспитатель: "Ребята, а почему Мишка не может попасть в домик к мышке?"

Дети: "Потому что Мишка большой, а мышка маленькая и домик у мишки большой, а у мышки маленький".

Воспитатель: "Правильно, Мишка большой, мышка маленькая".

Воспитатель снова демонстрирует геометрические фигуры на фланелеграфе: большой круг коричневого цвета, маленький круг серого цвета, большой квадрат зеленого цвета, маленький квадрат зеленого цвета. После этого педагог и дети играют в игру "Мышка и Мишка".

Подвижная игра "Мышка и Мишка"

"Какой большой у Мишки дом

(дети выпрямляются и встают на носки)

Чтоб поместился Мишка в нем

(ручки поднимаются вверх)

"Р-Р-Р-Р-Р"

("прорычать").

У Мышки домик маленький

(присесть, обхватив руками колени)

Лишь для нее удаленький

(голову опускаем)

"Пи-Пи-Пи-Пи-Пи"

("попищать").

Любит Мишка ходить к Мышке

(походить вразвалочку по комнате)

Нет, совсем наоборот,

(дети грозят указательным пальчиком)

Он же к ней не попадет!

(пожать плечиками),

Мышка ходит в гости к Мишке

(на носочках дети ходят по комнате)".

Воспитатель: "Кукла Маша, тебе понравилось стихотворение про Мишку и Мышку?"

Педагог смотрит туда, где должна быть кукла. Но вместо нее лежит "волшебный мешочек", педагог обращает внимание ребят на то, что кукла исчезла, а появился мешочек.

Воспитатель: "Кукла Маша спешила к бабушке и дедушке, она ушла, пока мы играли, но она оставила для нас "волшебный мешочек". Давайте, мы все вместе поглядим, что в нем".

Дети смотрят в мешочек, и достают оттуда "Петушка на палочке". Занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия с использованием технологии наглядного моделирования. Тема: "Звук "э" и буква Э. Экскурсия".

В данном занятии коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языковог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии наглядного моделирования Тема «Осенняя ярмарка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей подготовительной группы с ОНР с использованием технологии наглядного моделированияТема «Осенняя  ярмарка»...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы с интеллектуальной недостаточностью. Использование игровых технологий и технологий наглядного моделирования. Тема: «Огонь друг, огонь враг»

Конспект совместной деятельности с детьми средней группыс интеллектуальной недостаточностью.Использование игровых технологийи технологий наглядного моделирования.Тема: «Огонь друг, огонь вр...

«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....

Дифференцированный подход к познавательно - речевому РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Применение метода моделированияопосредованное решение познавательных задач; формирование представлений о логических отношениях;развитие способности к перспективной абстракции  (Н.М. Ветрова,...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологий наглядного моделирования в старшей группе «В ожидании Весны»

Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи технологии наглядного моделирования....