Конспект НОД по развитию речи с использованием технологий наглядного моделирования в старшей группе «В ожидании Весны»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Казакова Марина Владимировна

Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи технологии наглядного моделирования.

                

Задачи:

Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях весеннего пейзажа через создание его словесного образа, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод наглядного моделирования.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Воспитывать желание внимательно слушать своих товарищей, приходить им на помощь.

Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках весны, чтение стихов и загадок о весне, рассматривание иллюстраций, разучивание игр

Материалы и оборудование к занятию: снежок, презентация с изображением природы весной; снежинки для зрительной гимнастики, презентация по разучиванию стихотворения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологий наглядного моделирования в старшей группе «В ожидании Весны»

Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи технологии наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях весеннего пейзажа через создание его словесного образа, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод наглядного моделирования.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Воспитывать желание внимательно слушать своих товарищей, приходить им на помощь.

Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках весны, чтение стихов и загадок о весне, рассматривание иллюстраций, разучивание игр

Материалы и оборудование к занятию: снежок, презентация с изображением природы весной; снежинки для зрительной гимнастики, презентация по разучиванию стихотворения

Ход занятия:

Организационный момент.

  1. Заходят дети в группу и встают полукругом.

Доброе утро ребята! Сегодня у нас очень ответственное занятие!

Предлагаю настроиться на него с помощью игры «Да-да-да, нет-нет-нет». Я буду задавать вопросы, а вы, если хотите ответить «да» - хлопаете в ладоши, если хотите ответить «нет» - показываете указательным пальчиком отрицание.

ИГРА «ДА-ДА-ДА, НЕТ-НЕТ-НЕТ».

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Вы дружные, веселые и самые красивые ребята!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь лежит какая-то коробочка! Интересно, что в ней? Письмо, книга, карта! (смотрят, читает кому и загадку, дети отгадывают)

Значит это письмо от весны. Давайте его поскорее прочтем!

Воспитатель: Ребята, сможем помочь Весне? (Да)

Тогда давайте посмотрим на карту, она нам подскажет куда идти! Нужно выполнить задания на каждой полянке и собрать картинки для создания книги с рассказами о весне. Итак, в путь к полянке «Весенние пейзажи» (показывает карту детям)

Шагают по следам к 1 полянке.

1.Мы веселые ребята,

Непоседы, дошколята

Любим мы играть, смеяться,

Наблюдать и удивляться.

Мир хотим мы познавать

Никогда не унывать!

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы пришли с вами к полянке «Весенний пейзаж».

Беседа. Весна – волшебное, и чудесное время года. Время, когда природа оживает после зимней спячки. О весне написано много картин и стихов. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь весенними пейзажами.

- На первой картине изображено начало марта, ранняя весна. На земле лежит еще много снега, четко видна лыжня на тропе в лесу.

- На этой картине тоже ранняя весна, но конец марта.

Чем отличается эта картина от предыдущей?

Дети: На деревьях снег растаял, а солнце уже начинает пригревать землю.

- На следующей картине середина весны. Ребята, какие признаки весны вы заметили на ней?

Дети: проталины стали больше, больше снега растаяло, бегут ручьи

- На четвертой картине весна уже уверенно вступает в свои права. Ребята, какие изменения природы вы видите здесь?

Дети: апрельское весеннее буйство, паводок, затопивший поле и дома. Тоненькие стволы деревьев, еще без листвы, на картине тянутся вверх, к голубому небу

- И, наконец, белый цвет сменился зеленым – впереди май, первые листочки и цветы! Ребята, как же изменилась природа на этой картине?

В какой цвет нарядилась природа?

После какого времени года наступает весна?

Назовите мне пожалуйста, три весенних месяца?

Гимнастика для глаз. «ЛУЧИК СОЛНЦА»

Воспитатель: Ребята вы молодцы справились с заданиями и получили картинки. Предлагаю нашим глазкам отдохнуть.

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)

Пора отправляться дальше. Карта показывает направление направо. Переходим на следующую полянку, смотрят карту. 

Игра «Назови ласково». Каждый из нас очень ждет тепла. А когда холодно за окном, нас может согреть ласковое слово! Доставайте из корзинки картинки, и называйте то, что нарисовано на них ласково.

Солнце – солнышко.

Снег - снежок

Ручей – ручеек

Лужа - лужица

Дерево – деревце

Почка – почечка

Птица – птичка

     Цветок – цветочек.

Молодцы! Выполнили задание. Значит, можем взять с этой полянки картинки (солнце, снег, ручей, сосульки) для книги и идти дальше.

А следующая по карте полянка «Помощники весны»

Воспитатель: Ребята, на мольберте картинка, с изображением Весны! Необходимо составить словосочетание, состоящее из слова весенний  и слова, которое будет на вашей картинке. Например: весеннее настроение.

Весеннее солнце

Весенний ручей

Весенний снег и  т.д. (берут картинки)

Молодцы ребята! Не забудьте картинки!

Давайте посмотрим на карту, Дальше наш путь лежит на полянку «Путаница», а пройти мы туда сможем только определенным образом. Повторяйте за мной.

 Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши
(соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод
(повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный
(показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!»
(руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Полянка №3. «Путаница»

 Воспитатель: Ребята, жил на свете один художник, который кроме как писать картины, ничего не умел и не знал. Вот он и нарисовал два времени года, да только что-то напутал.

Какое время года изобразил художник на картинах?

Посмотрите внимательно и объясните, что перепутал художник?

Молодцы, ребята! (берут картинки, с изображением лиц, сердец, одежды)

Снова карту достаем, и поляночку найдем…Полянка под номером 4, «Птичья трель» А попадем мы на нее, при помощи загадки!

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ГРАЧ

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. ЛАСТОЧКА

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
СКВОРЕЦ

игра «Третий лишний».

Ребята, посмотрите, как много птиц прилетело к нам в гости. Одни сидят на заборчике. Другие на проводах. А третьи на ветке дерева. Да как интересно расселись, дружненько. Или нет ребята? Кто-то лишний среди них. Кто же это, назовите? И почему?

Синица, скворец, воробей.

Ласточка, ворона, голубь.

Грач, снегирь, дятел.

Ласточка, скворец, голубь.

Молодцы ребята! Как вы думаете, почему к нам вернулись перелетные птицы?

Ответы, детей (стало теплее).

 Восп.: Хорошо! Не забываем брать картинки для нашей книги. (птицы) (гнезда).

Смотрим карту, куда нам дальше двигаться, полянка номер 5 «Экспериментальная». 

Перейдем мы на полянку при помощи стишков, повторяем за мной только звуки.

Сидит комар на дубочке,

На зеленом на листочке.

Он сидит, в рожок играет,

Мушек песней забавляет.

З-з-з-з-з(громко)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук «Ж» твержу (тихо)

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Ж-ж-ж-ж-ж (громко)

Прилетел к нам в гости

Маленький комарик

А в руках у него

Маленький фонарик

З-з-з-з-з(тихо)

А сейчас ребята, экспериментальным путем мы выясним, почему перелетные птицы возвращаются к нам весной.

Игра с фонариком «Насекомые»

Ребята, посмотрите, на столе лежат лупы. Как вы думаете, что мы будем делать? (искать кого - то). Мы сейчас с вами проведем небольшой эксперимент. Возьмите, в руки лупы. И посмотрите на нее. Видите что-нибудь? А давайте попробуем нагреть ее  лампочкой фонарика.  Возьмите фонарики и просветите лупу.

Кого вы увидели?

Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

От чего просыпаются насекомые?

Ребята, мы с вами выяснили, что с наступлением тепла просыпаются насекомые.

А как связано появление насекомых и прилет птиц?

(берут картинки с изображением насекомых)

Воспитатель: Ну что же ребята, вы молодцы! И здесь справились с заданиями. Отправляемся на последнюю полянку «Цветочная». Дети отправляются на следующую полянку.

 Воспитатель: Вот мы и добрались до цветочной поляны, она находится на краю леса. Присаживайтесь на пригорки, и отдохните, слушая звуки леса. Что вы слышите ребята? (дети отвечают) (Звучит аудио запись голосов птиц).

А что за цветы растут на полянке? (дети отвечают)

Да, это первые цветы, которые появляются из-под снега. И поэтому они называются подснежники.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

 Потом потянулся из всех своих маленьких сил

 И тихо спросил: "Я вижу, погода тепла и ясна,

 Скажите, ведь, правда, что это весна?

А какой в лесу воздух чистый! Давайте мы с вами подышим этим воздухом.

Возьмите в руки снежок. Сделайте глубокий вдох через нос, и выдохните ртом на снежок. (3 раза)

От теплого воздуха наш снежок растаял, а из-под снега вышли подснежники.

А теперь возьмем картинки с подснежниками и отправимся дальше. Посмотрим карту. Следующим пунктом отмечен наш детский сад. Пора вернуться и составить волшебную книгу. Много картинок мы собрали для нее.

7. Детский сад

Восп: Ох и труден был наш путь! Ребята, садитесь за столы. Вот как много мы собрали картинок. Теперь самое главное, нужно при помощи речевого конструктора, с помощью наших картинок придумать рассказы о весне. Вспомните все, что мы с вами делали на полянках. И постарайтесь придумать яркие весенние рассказы.

Складываем рассказы в книгу.

Итог. Оценка. Рефлексия.

- Посмотрите, какая чудесная книга у нас получилась. И я уверена, что Весна с нашей помощью скоро вступит в сои права в полную силу!

Смотрите, ребята, этот обруч не простой, он может превратиться в весеннее солнышко. Если вам понравилось занятие, возьмитесь за лучик и скажите, что именно вам понравилось больше всего!

Дети дают ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы...

Конспект НОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе «Расскажем сказку»

Цель:Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:Образовательные:- обучать детей умению составлять знакомые образы героев сказки с символами; самостоятельно пересказывать и понима...

ООД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе Тема: «Волшебные приключения снежинки»

ООД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в старшей группеТема: «Волшебные приключения снежинки»Задачи:  •        п...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования (первая младшая группа) Тема: «В гостях у Мишутки»

Цель: организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка по предложенной теме.Задачи:Образовательная:-Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать...