Конспект занятия по познавательному развитию с применением элементов технологии ТРИЗ на тему: «Поможем Муравьишке».
методическая разработка (старшая группа)

Чернышева Ольга Олеговна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_na_ned.ped_mast.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

 по познавательному развитию с применением элементов технологии ТРИЗ на тему: «Поможем Муравьишке».

 (старший дошкольный возраст)

Воспитатель высшей квалификационной категории

Чернышева О.О.

Основная образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: Конспект занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ на тему: «Поможем Муравьишке».

Цель: создать условия для формирования исследовательской деятельности по средствам познания окружающего мира.

Задачи:

- Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;
- Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
- Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
- Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
- Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: картинка «Муравьишка-хвастунишка», игра «Теремок» (карточки к ней), волшебная палочка, мультимедийное оборудование, бревнышки разные по длине, Палочки для строительства муравейника, дидактическая игра «Чудо –Юдо».

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть:

В начале занятия дети встают в круг.
В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть с вами начнём.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей из мультфильма, котором мы вчера смотрели «Муравьишка-хвастунишка». С ним произошла неприятная история. Вспомните и скажите, что случилось с муравьишкой?
-В какую ситуацию попал муравей?
Далеко от дома, на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?

- А как вы думаете, сможет муравьишка сам, один вернуться в лес, или его нужно проводить до дома?

- идут направо,

- идут налево,

- сходятся в центр круга,

- расходятся на свои места,

- улыбаются и подмигивают друг другу.

- ответы детей.

 

- Помочь муравью вернуться домой в лес.

- Его нужно проводить.

2. Основная часть:

Муравей (игрушка): Спасибо, что не оставили меня в беде. В лес со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок»

Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и имитируют стук в дверь

–Я, муравей, а ты кто?

-Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.

Муравей: -Молодцы! Хорошо поиграли! А, посмотрите, в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились.

(На экране проецируется изображение леса).

Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко.

Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?

Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек»

Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик.

(На экране проектора появляется цветочный луг. Звучат звуки летнего луга)

Воспитатель: а вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его.

Дыхательная гимнастика: «Пион»

 Воспитатель: Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки.

- Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

- Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

- Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)

- Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)

- Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка, полосатище. (Пчела)

Физминутка «Комар»

Воспитатель: а вот еще одно насекомое, которое я забыла, как называется и думаю вы мне поможете узнать кто это. Предлагаю поиграть в игру «Да – Нетка» и выяснить, что же это за насекомое.

(Звучит запись писка комара) Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.

(На экране появляется картинка комара)

Воспитатель: Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?

Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?

Комар: Муравейник я видел, только его кто-то сломал!

Воспитатель. Кто же это сделал?

Воспитатель. Что же делать?

Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?

Воспитатель: Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.

Дидактическая игра: «Чудо-Юдо»

Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось.

Как его назовем?

Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец.

-Тук, тук, кто в теремочке живёт?

– А я (называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?

Дети должны сравнить оба предмета, назвать общие признаки. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.

- Дети закрывают глаза, и под музыку кружатся.

- Предположения детей, как и каким способом можно перебраться на другой берег. (соорудить плот, построить мост, пройти вдоль речки и найти мель и перейти реку)

- дети подбирают нужное бревнышко к нужному, строят прочный мост и переходят по нему на другой берег.

- Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие действия.

(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)

Дети выполняют движения в соответствии со словами физминутки.

- Предположения детей.

Дети находят разбросанные палочки.

Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей. Собирают разбросанные палочки и приступают к строительству.

- Ответы детей. (построить высокий забор, нужен охранник или сторож.)

- Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.

- Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

- Ответы детей.

Дети благодарят муравья.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад.

Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.

Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!

Воспитатель читает стихотворение.

Не обижайте лесных насекомых!

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой…

- дети закрывают глаза и кружатся.

- ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ с детьми 4-6 лет

Более сложный вид рассказывания - творческий. При составлении таких рассказов, в отличие от репродуктивных, дети не имеют опоры в виде слов, картинок, символов. Они могут опираться только на свои знан...

Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»

Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....

Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...

Конспекты НОД с применением элементов технологии ТРИЗ

Методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)  помогают воспитывать детей не только здоровыми и крепкими, но и инициативными, думающими, творческими, способными достойно выйти из л...

ООД по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделирования Тема занятия: «Мышка и мишка»

ООД  по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделированияТема занятия: «Мышка и мишка» Программное содержание (цели).1. Создавать условия для развития...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...