Конспект занятия по познавательному развитию с применением элементов технологии ТРИЗ на тему: «Поможем Муравьишке».
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
по познавательному развитию с применением элементов технологии ТРИЗ на тему: «Поможем Муравьишке».
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель высшей квалификационной категории
Чернышева О.О.
Основная образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема НОД: Конспект занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ на тему: «Поможем Муравьишке».
Цель: создать условия для формирования исследовательской деятельности по средствам познания окружающего мира.
Задачи:
- Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;
- Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
- Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
- Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
- Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.
Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: картинка «Муравьишка-хвастунишка», игра «Теремок» (карточки к ней), волшебная палочка, мультимедийное оборудование, бревнышки разные по длине, Палочки для строительства муравейника, дидактическая игра «Чудо –Юдо».
Ход НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Вводная часть: | |
В начале занятия дети встают в круг. Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И играть с вами начнём. Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей из мультфильма, котором мы вчера смотрели «Муравьишка-хвастунишка». С ним произошла неприятная история. Вспомните и скажите, что случилось с муравьишкой? - А как вы думаете, сможет муравьишка сам, один вернуться в лес, или его нужно проводить до дома? | - идут направо, - идут налево, - сходятся в центр круга, - расходятся на свои места, - улыбаются и подмигивают друг другу. - ответы детей.
- Помочь муравью вернуться домой в лес. - Его нужно проводить. |
2. Основная часть: | |
Муравей (игрушка): Спасибо, что не оставили меня в беде. В лес со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок» Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и имитируют стук в дверь –Я, муравей, а ты кто? -Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу. Муравей: -Молодцы! Хорошо поиграли! А, посмотрите, в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились. (На экране проецируется изображение леса). Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко. Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег? Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек» Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. (На экране проектора появляется цветочный луг. Звучат звуки летнего луга) Воспитатель: а вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Дыхательная гимнастика: «Пион» Воспитатель: Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки. - Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.) - Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.) - Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.) - Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.) - Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка, полосатище. (Пчела) Физминутка «Комар» Воспитатель: а вот еще одно насекомое, которое я забыла, как называется и думаю вы мне поможете узнать кто это. Предлагаю поиграть в игру «Да – Нетка» и выяснить, что же это за насекомое. (Звучит запись писка комара) Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать. (На экране появляется картинка комара) Воспитатель: Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы? Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется? Комар: Муравейник я видел, только его кто-то сломал! Воспитатель. Кто же это сделал? Воспитатель. Что же делать? Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать? Воспитатель: Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника. Дидактическая игра: «Чудо-Юдо» Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем? Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем? Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец. | -Тук, тук, кто в теремочке живёт? – А я (называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок? Дети должны сравнить оба предмета, назвать общие признаки. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь. - Дети закрывают глаза, и под музыку кружатся. - Предположения детей, как и каким способом можно перебраться на другой берег. (соорудить плот, построить мост, пройти вдоль речки и найти мель и перейти реку) - дети подбирают нужное бревнышко к нужному, строят прочный мост и переходят по нему на другой берег. - Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие действия. (Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.) Дети выполняют движения в соответствии со словами физминутки. - Предположения детей. Дети находят разбросанные палочки. Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей. Собирают разбросанные палочки и приступают к строительству. - Ответы детей. (построить высокий забор, нужен охранник или сторож.) - Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть. - Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы. - Ответы детей. Дети благодарят муравья. |
3.Заключительная часть: | |
Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад. Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились. Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья! Воспитатель читает стихотворение. Не обижайте лесных насекомых! В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки… У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой… | - дети закрывают глаза и кружатся. - ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ с детьми 4-6 лет
Более сложный вид рассказывания - творческий. При составлении таких рассказов, в отличие от репродуктивных, дети не имеют опоры в виде слов, картинок, символов. Они могут опираться только на свои знан...
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....
Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...
Конспекты НОД с применением элементов технологии ТРИЗ
Методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) помогают воспитывать детей не только здоровыми и крепкими, но и инициативными, думающими, творческими, способными достойно выйти из л...
ООД по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделирования Тема занятия: «Мышка и мишка»
ООД по речевому развитию с применением элементов технологии наглядного моделированияТема занятия: «Мышка и мишка» Программное содержание (цели).1. Создавать условия для развития...
Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные
Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...
Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по познавательному развитию с применением ИКТ технологий, элементов финансовой грамотности и исследовательской деятельности Тема «Лунтик в гостях у малышей» (младший дошкольный возраст 3-4 лет)
Данная разработка будет очень интереснаи познавательна малышам....