Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Попова Алиса Ильинична

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.

 Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования:

На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели.

На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели.

На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план.[5]

Основная задача при формировании способности к моделированию - расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития. По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход её в заместитель. Элементами модели – заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется педагогом, затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому пересказу.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [3]

Мониторинг развития связной речи и умения использовать разного рода заместители детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  проводилось в МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Министерства Чувашии в сентябре 2011 года. В обследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с заключениями ГПМПК «ОНР, III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом на резидуально-органическом фоне». Для выявления умения использовать разного рода заместители нами использованы игры, предложенные Т.А.Ткаченко[8], а для исследования связной речи была использована методика, предложенная В.П.Глуховым[2].

 Цель обследования – определение уровня развития связной речи и  способности к наглядному замещению у дошкольников с ОНР.

Задачи:

  1. Выбор и модификация методики исследования связной речи и  способности к замещению, наглядному моделированию у детей с ОНР.
  2. Выявление уровня сформированности к замещению и наглядному моделированию у детей с ОНР.
  3. Определение возможностей построения связного высказывания с опорой и без опоры на наглядность.
  4. Количественная и качественная обработка результатов, полученных в  ходе эксперимента.

В ходе проведения игровых упражнений мы выявили, что детям трудно выполнять задания на замещение и наглядное моделирование. Дошкольникам трудно соотносить реальные предметы и их символы, они не могут выделить основные качества заместителя – образность, краткость, обобщенность.

Полученные данные позволили выявить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования. Уровень успешности развития связной речи был выведен путем суммирования баллов за каждое задание.

Сопоставляя процентное соотношение старших дошкольников с общим недоразвитием речи по уровням успешности выполнения заданий методик, можно сделать вывод, что достаточного (высокого) уровня успешности не удалось достигнуть ни одному дошкольнику, удовлетворительного (среднего) уровня достигли 50% обследованных детей, проблемного (низкого) – 50% дошкольников.

Качественный анализ полученных экспериментальных данных показал, что дети с ОНР III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, предметов и их частей.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются значительные отставания в формировании связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми и трудности в замещении и наглядном моделировании. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с системной речевой патологией и способности к замещению и наглядному моделированию, а также работы по развитию умственных способностей у дошкольников с системной речевой патологией.

Проведенная работа  по изучению состояния связной речи и способности к замещению и наглядному моделированию показала, что у детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Исследования показали ограниченность словарного запаса, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, их качественные характеристики. Правильно понимая логическую связь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание для детей с ОНР мало доступен, обычно он подменяется отдельным перечислением предметов и их частей.

Конечный анализ результатов по следам коррекционно-образовательной работы был проведен в марте 2012 года. В эксперименте участвовали дети контрольной и экспериментальной групп.

Осуществив всю намеченную работу, и мы, и родители, ощутили значительную динамику в развитии связной речи и умения использовать разного рода заместители у детей. Для того чтобы убедиться, что выбранная работа действительно эффективна и результативна, мы провели контрольное обследование.

Обследование проводилось по методикам, идентичным методикам констатирующего эксперимента.

Анализ результатов после формирующего эксперимента по исследованию связной речи и способности к замещению, наглядному моделированию старших дошкольников с ОНРэкспериментальной группы показал, что у них произошла положительная динамика. Улучшились следующие показатели: составление предложений по картине – на 30%, составление предложений по трем картинкам – на 40%, пересказ сказки – на 20%, составление рассказа по серии картин – на 45%, составление описательного рассказа – на 15%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 40%, в игре «Предмет и имя» - на 50%.

 Сравнительные результаты исследования связной речи дошкольников контрольной группы в конце коррекционного обучения дали не столь успешные результаты. Например: составление предложений по картине – на 20%,  составление предложений по трем картинкам – на 20%, пересказ сказки –  на 25%, составление рассказа по серии картин – на 15%, составление описательного рассказа – на 5%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 15%, в игре «Предмет и имя» - на 25%.

В ходе проведения коррекционно-образовательной работы были получены следующие данные: в экспериментальной группе значительно улучшилось качество пересказов детей и способности к замещению и наглядному моделированию. Например, при пересказе детей с опорой на наглядность (картинки) детей с проблемным уровнем  нет, количество детей с удовлетворительным  увеличилось до 40% (2 детей), а количество детей с достаточным уровнем увеличилось на 60% (3 детей).

Изменились результаты и в заданиях на замещение и наглядное моделирование. Вот в игре «Найдем спрятанные слова» детей с минимальным (низким)  уровнем нет, процент улучшения составляет 20% (1 ребенок), детей с проблемным уровнем тоже нет, процент улучшения – 80% (4 детей), а удовлетворительный уровень увеличился на 60% (3 детей), с достаточным  уровнем выросло до 40% (2 детей).

Количественные изменения произошли и в игре «Предмет и имя». Детей с минимальным и проблемным уровнями в контрольном эксперименте нет, количество детей со удовлетворительным уровнем увеличилось до 80% (4 детей), с достаточным уровнем -  на 20% (1 ребенок).

Средний стартовый процент успешности при проведении констатирующего среза в экспериментальной и контрольной группах составил – 52%.

Среднегрупповой результат успешности в конце учебного года, после осуществления коррекционно-педагогического воздействия в ходе коррекционно-образовательной работы, в экспериментальной группе составил 84%, а в контрольной – 68%.

Таким образом, эффективность проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе составила  32%, а в контрольной –    16%, что в два раза ниже, чем в экспериментальной группе.

Проведенная коррекционная работа по развитию связной речи средствами наглядного моделирования была эффективной. Метод моделирования при систематизации даёт ощутимые положительные результаты:  положительно влияет на развитие умения рассказывать, обогащает словарный запас ребёнка; улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязи составных частей объекта, явления (в ознакомлении с окружающим); повышает уровень воображения, наблюдательность ребёнка, даёт ему возможность заметить особенности персонажей и окружающего мира; формирует цельное представление.

В ходе изучения метода моделирования в процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено, что все формы моделирования активизируют познавательную деятельность детей с системной речевой патологией.

Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2009. (Высшая школа).
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М.: Ювента,2007.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.

Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования:

На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели.

На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели.

На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план.[5]

Основная задача при формировании способности к моделированию - расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития. По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход её в заместитель. Элементами модели – заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется педагогом, затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому пересказу.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [3]

Мониторинг развития связной речи и умения использовать разного рода заместители детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  проводилось в МБДОУ «Детский сад №136» г.Чебоксары Министерства образования Чувашии в сентябре 2012 года. В обследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с заключениями ТПМПК «ОНР, III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом на резидуально-органическом фоне». Для выявления умения использовать разного рода заместители нами использованы игры, предложенные Т.А.Ткаченко[8], а для исследования связной речи была использована методика, предложенная В.П.Глуховым[2].

Цель обследования – определение уровня развития связной речи и  способности к наглядному замещению у дошкольников с ОНР.

Задачи:

  • Выбор и модификация методики исследования связной речи и  способности к замещению, наглядному моделированию у детей с ОНР.
  • Выявление уровня сформированности к замещению и наглядному моделированию у детей с ОНР.
  • Определение возможностей построения связного высказывания с опорой и без опоры на наглядность.
  • Количественная и качественная обработка результатов, полученных в  ходе эксперимента.

В ходе проведения игровых упражнений мы выявили, что детям трудно выполнять задания на замещение и наглядное моделирование. Дошкольникам трудно соотносить реальные предметы и их символы, они не могут выделить основные качества заместителя – образность, краткость, обобщенность.

Полученные данные позволили выявить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования. Уровень успешности развития связной речи был выведен путем суммирования баллов за каждое задание.

Сопоставляя процентное соотношение старших дошкольников с общим недоразвитием речи по уровням успешности выполнения заданий методик, можно сделать вывод, что достаточного (высокого) уровня успешности не удалось достигнуть ни одному дошкольнику, удовлетворительного (среднего) уровня достигли 50% обследованных детей, проблемного (низкого) – 50% дошкольников.

Качественный анализ полученных экспериментальных данных показал, что дети с ОНР III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной.Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, предметов и их частей.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются значительные отставания в формировании связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми и трудности в замещении и наглядном моделировании. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с системной речевой патологией и способности к замещению и наглядному моделированию, а также работы по развитию умственных способностей у дошкольников с системной речевой патологией.

Проведенная работа  по изучению состояния связной речи и способности к замещению и наглядному моделированию показала, что у детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Исследования показали ограниченность словарного запаса, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, их качественные характеристики. Правильно понимая логическую связь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание для детей с ОНР мало доступен, обычно он подменяется отдельным перечислением предметов и их частей.

Конечный анализ результатов по следам коррекционно-образовательной работы был проведен в марте 2013 года. В эксперименте участвовали дети контрольной и экспериментальной групп.

Осуществив всю намеченную работу, и мы, и родители, ощутили значительную динамику в развитии связной речи и умения использовать разного рода заместители у детей. Для того чтобы убедиться, что выбранная работа действительно эффективна и результативна, мы провели контрольное обследование.

Обследование проводилось по методикам, идентичным методикам констатирующего эксперимента.

Анализ результатов после формирующего эксперимента по исследованию связной речи и способности к замещению, наглядному моделированию старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы показал, что у них произошла положительная динамика. Улучшились следующие показатели: составление предложений по картине – на 30%, составление предложений по трем картинкам – на 40%, пересказ сказки – на 20%, составление рассказа по серии картин – на 45%, составление описательного рассказа – на 15%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 40%, в игре «Предмет и имя» - на 50%.

 Сравнительные результаты исследования связной речи дошкольников контрольной группы в конце коррекционного обучения дали не столь успешные результаты. Например: составление предложений по картине – на 20%, составление предложений по трем картинкам – на 20%, пересказ сказки –  на 25%,составление рассказа по серии картин – на 15%, составление описательного рассказа – на 5%, в игре «Найдем спрятанные слова» («Вывески») - на 15%, в игре «Предмет и имя» («Кто именинник?») - на 25%.

В ходе проведения коррекционно-образовательной работы были получены следующие данные: в экспериментальной группе значительно улучшилось качество пересказов детей и способности к замещению и наглядному моделированию.Например, при пересказе детей с опорой на наглядность (картинки) детей с проблемным уровнем  нет, количество детей с удовлетворительным  увеличилось до 40% (2 детей), а количество детей с достаточным уровнем увеличилось на 60% (3 детей).

Изменились результаты и в заданиях на замещение и наглядное моделирование. Вот в игре «Найдем спрятанные слова» («Вывески») детей с минимальным (низким)  уровнем нет, процент улучшения составляет 20% (1 ребенок), детей с проблемным уровнем тоже нет, процент улучшения – 80% (4 детей), а удовлетворительный уровень увеличился на 60% (3 детей), с достаточным  уровнем выросло до 40% (2 детей).

Количественные изменения произошли и в игре «Предмет и имя» («Кто именинник?»). Детей с минимальным и проблемным уровнями в контрольном эксперименте нет, количество детей судовлетворительным уровнем увеличилось до 80% (4 детей), с достаточным уровнем -  на 20% (1 ребенок).

Средний стартовый процент успешности при проведении констатирующего среза в экспериментальной и контрольной группах составил – 52%.

Среднегрупповой результат успешности в конце учебного года, после осуществления коррекционно-педагогического воздействия в ходе коррекционно-образовательной работы, в экспериментальной группе составил 84%, а в контрольной – 68%.

Таким образом, эффективность проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе составила  32%, а в контрольной –    16%, что в два раза ниже, чем в экспериментальной группе.

Проведенная коррекционная работа по развитию связной речи средствами наглядного моделирования была эффективной.Метод моделирования при систематизации даёт ощутимые положительные результаты:  положительно влияет на развитие умения рассказывать, обогащает словарный запас ребёнка; улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязи составных частей объекта, явления (в ознакомлении с окружающим); повышает уровень воображения, наблюдательность ребёнка, даёт ему возможность заметить особенности персонажей и окружающего мира; формирует цельное представление.

В ходе изучения метода моделирования в процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено, что все формы моделирования активизируют познавательную деятельность детей с системной речевой патологией.

Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2009. (Высшая школа).
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. //Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М.: Ювента,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей ...

развитие связной речи старшего дошкольного возраста средсвами музейной педагогики.

речь-особый дар природы, который дает возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей в котором , ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами....

Развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Не надо ...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...