развитие связной речи старшего дошкольного возраста средсвами музейной педагогики.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
речь-особый дар природы, который дает возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей в котором , ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_8.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Новикова, воспитатель ГБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Развитие связной речи детей
старшего дошкольного возраста
средствами музейной педагогики
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают друг друга, объединяются по интересам и видам деятельности, формируют свои взгляды и убеждения. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – дошкольный возраст.
Теоретический фундамент исследований в области речевого развития детей дошкольного возраста выдвинут в трудах Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева Д.Б., Сохина Ф.А., Ушаковой О.С., Тихеевой Е.И.
Связная речь ребёнка представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или множества предложений, ведь ребёнок не просто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком-то явлении, событии, ощущении. Соответственно, для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами. И поскольку образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста – явление редкое, то необходимо заботиться о своевременном развитии речи детей.
Актуальность данной проблемы поставила перед нами задачу поиска способов ее решения. Свой выбор мы остановили на такой инновационной технологии, как создание интерактивного мини-музея. И направление «Транспорт» выбрано неслучайно.
Интерактивный мини – музей – это музей, где ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосредственной деятельности с ними.
которая на протяжении последних нескольких лет приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, издаются книги, методические рекомендации. В настоящее время существуют работы таких авторов, как: Дыбина О.В., Коваль М.Ю., Пантелеева Л.В., Рыжова Н.А.
современная музейная педагогика направлена, в первую очередь, на расширение задач по активизации и развитию речевых, коммуникативных и личностных способностей дошкольника, то опираясь на возрастные и индивидуально-личностные особенности каждого ребёнка, а так же учитывая требования ФГОС ДО, мы определили для своей работы следующие задачи:
- выстраивать монологическую речь, развивая умения преподносить знания сверстникам, опираясь на свой опыт;
- обогащать монологическую речь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
- продолжать развивать умение поддерживать диалогическую речь, чётко выражая свои мысли и желания, используя распространённые предложения;
- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий в общении, игре;
- способствовать развитию умения находить различия и сходства среди многообразия представленных экспонатов;
- способствовать развитию самостоятельности в общении с взрослыми и сверстникам.
Продолжая оставаться местом хранения экспонатов и информации, музей становится более эффективной базой для общения, повышения уровня культурно-образовательной сферы, местом проявления индивидуально-личностных качеств человека. В связи с тем, что музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях, событиях, предметах, способен воздействовать эмоционально, а так же вызывать чувство сопричастности, то пополнением коллекции музейных экспонатов могут заниматься не только взрослые, но и дети.
Наша работа по оформлению и пополнению пространства мини-музея началась с создания основного фонда, которые включал в себя: коллекция моделей легковых автомобилей, пассажирского, уборочного, сельскохозяйственного и транспорта специального назначения. Для изучения и систематизации работы с основным фондом музея по развитию речи нами было разработано календарно – тематическое планирование по направлению «Транспорт», которое включает в себя следующие формы работы:
-составление описательных рассказов о («Опиши машину», «Придумай рассказ про машину», «Скажи точнее про машину»).
-словесные игры на развитие связной речи («Назови транспорт», «Какой вид транспорта самый быстрый?», «Едем, летим, плывем»).
-Беседы «Как транспорт помогает людям?», «Транспорт в помощь
людям?»;
-Наблюдения во время прогулки за транспортом;
-Слушание звуков транспорта;
-Чтение художественной литературы: «Улица шумит» С.Михалкова, «Машина моет» К.Кубилинскас,
-Конструктивные игры «Гараж для больших машин», «Автопарк»;
-Рассказ воспитателя «Роль машин в жизни человека», «Польза и вред человеку от транспорта».
В результате работы пополнялся вспомогательный фонд музея:
- Макетами (сельскохозяйственного транспорта, пассажирского, уборочного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта),
- Самодельными моделями видов транспорта («Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская машина»);
- Атрибутами к сюжетно-ролевым («Трактористы», «Лётчики», «Моряки», «Машинист») и подвижным играм («Найди свой гараж», «Пограничники», «На уборке урожая»);
- Играми на интерактивном оборудовании («Составь поезд», «Уборочный транспорт»),
- Описательными рассказами и музейным словарем через рассматривание мелких деталей экспонатов («пескораспределитель», «мотовило») в документ – камере;
- Дидактическими пособиями («Разные машины», «Сложи транспорт», «Умные машины»),
- Детской художественной литературой («100 слов о машинах», Энциклопедия «Техника», Энциклопедия «Эти быстрые машины»),.
Для обучения составлению описательного рассказа о виде транспорта мы разработали технологические карты. Каждая из технологических карт представлена в виде таблицы с условными обозначениями, с помощью которых любой ребенок может составить рассказ о транспорте.
Алгоритм составления рассказа ребенком – экскурсоводом по технологическим картам на тему «Уборочный транспорт»:
- Какой это вид транспорта?
- Что общего у этого транспорта?
- В какое время года работает этот транспорт?
- Каким бывает этот транспорт?
- Что объединяет весь этот транспорт?
- Кто может управлять этим транспортом?
- Кому приносят пользу работники этого транспорта?
- Какой вред приносит окружающим этот вид транспорта?
Реализуя основные принципы ФГОС ДО индивидуализации образования, мы разработали технологические карты для детей с разным уровнем подготовки.
Приводим пример описательного рассказа ребенком – экскурсоводом по технологической карте №2 по теме «Уборочный транспорт: поливально – уборочная машина»
Ребенок -экскурсовод: В тёплую погоду наши дороги тоже нуждаются в уходе. Их нужно поливать, очищать от разного мусора, а для этого есть специальный транспорт – поливально-уборочная машина. Спереди у такой машины прикреплены жёсткие щётки и специальные трубки – сопла, через которые разбрызгивается вода на дорогу.
В кузове этой машины есть цистерна, которую нужно заправлять водой.
Приводим пример описательного рассказа ребенком – экскурсоводом по технологической карте №1 с усложнением по теме «Уборочный транспорт»
Ребенок – экскурсовод: В тёплую погоду наши дороги нуждаются в уходе. Их нужно поливать, очищать от разного мусора, сухих листьев, а для этого есть специальный транспорт – поливально-уборочная машина. Спереди у такой машины находится рама, к которой, крепятся жёсткие щётки и специальные трубки – сопла, через которые разбрызгивается вода на дорогу.
В кузове этой машины находится цистерна, которую нужно заправлять водой с помощью специального шланга. Такие машины многофункциональны – они предназначены для уборки дорог не только в тёплое время года, но и в прохладную погоду и в жаркую для тушения пожаров.
Наш опыт работы доказал, что с внедрением технологии интерактивного мини – музея в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения и использование инновационных компьютерных и других технологий положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по нашему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. //Дошкольное воспитание. – 2003 – №5 – с.38-41.
2.Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Сфера, 2002. – 328 с.
3.Гарькуша С. Здравствуй, музей! //Дошкольное воспитание – 2012 - №2 – с.75-76.
4.Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012 – № 6.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агентство, 2010
6.Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М., «Просвещение», 1976. - 224 с. с ил.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики
Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возра...
Презентация " Музейная педагогика , как один из образовательных факторов по развитию связной речи старшего дошкольного возраста через народный фольклор"
Сказка , как одна из форм работы над связной речи дошкольника....
Развитие связной речи старшего дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Не надо ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”
Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...
Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста
Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...