Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.
Педагогический проект реализовывался 2011-2012 учебном году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.
Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования:
На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели.
На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели.
На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план.[5]
Основная задача при формировании способности к моделированию - расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития. По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход её в заместитель. Элементами модели – заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется педагогом, затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому пересказу.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [3]
Мониторинг развития связной речи и умения использовать разного рода заместители детьми старшего дошкольного возраста с ОНР проводилось в МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Министерства Чувашии в сентябре 2011 года. В обследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с заключениями ГПМПК «ОНР, III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом на резидуально-органическом фоне». Для выявления умения использовать разного рода заместители нами использованы игры, предложенные Т.А.Ткаченко[8], а для исследования связной речи была использована методика, предложенная В.П.Глуховым[2].
Цель обследования – определение уровня развития связной речи и способности к наглядному замещению у дошкольников с ОНР.
Задачи:
- Выбор и модификация методики исследования связной речи и способности к замещению, наглядному моделированию у детей с ОНР.
- Выявление уровня сформированности к замещению и наглядному моделированию у детей с ОНР.
- Определение возможностей построения связного высказывания с опорой и без опоры на наглядность.
- Количественная и качественная обработка результатов, полученных в ходе эксперимента.
В ходе проведения игровых упражнений мы выявили, что детям трудно выполнять задания на замещение и наглядное моделирование. Дошкольникам трудно соотносить реальные предметы и их символы, они не могут выделить основные качества заместителя – образность, краткость, обобщенность.
Полученные данные позволили выявить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования. Уровень успешности развития связной речи был выведен путем суммирования баллов за каждое задание.
Сопоставляя процентное соотношение старших дошкольников с общим недоразвитием речи по уровням успешности выполнения заданий методик, можно сделать вывод, что достаточного (высокого) уровня успешности не удалось достигнуть ни одному дошкольнику, удовлетворительного (среднего) уровня достигли 50% обследованных детей, проблемного (низкого) – 50% дошкольников.
Качественный анализ полученных экспериментальных данных показал, что дети с ОНР III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.
Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, предметов и их частей.
Таким образом, у детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются значительные отставания в формировании связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми и трудности в замещении и наглядном моделировании. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с системной речевой патологией и способности к замещению и наглядному моделированию, а также работы по развитию умственных способностей у дошкольников с системной речевой патологией.
Проведенная работа по изучению состояния связной речи и способности к замещению и наглядному моделированию показала, что у детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Исследования показали ограниченность словарного запаса, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, их качественные характеристики. Правильно понимая логическую связь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание для детей с ОНР мало доступен, обычно он подменяется отдельным перечислением предметов и их частей.
Конечный анализ результатов по следам коррекционно-образовательной работы был проведен в марте 2012 года. В эксперименте участвовали дети контрольной и экспериментальной групп.
Осуществив всю намеченную работу, и мы, и родители, ощутили значительную динамику в развитии связной речи и умения использовать разного рода заместители у детей. Для того чтобы убедиться, что выбранная работа действительно эффективна и результативна, мы провели контрольное обследование.
Обследование проводилось по методикам, идентичным методикам констатирующего эксперимента.
Анализ результатов после формирующего эксперимента по исследованию связной речи и способности к замещению, наглядному моделированию старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы показал, что у них произошла положительная динамика. Улучшились следующие показатели: составление предложений по картине – на 30%, составление предложений по трем картинкам – на 40%, пересказ сказки – на 20%, составление рассказа по серии картин – на 45%, составление описательного рассказа – на 15%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 40%, в игре «Предмет и имя» - на 50%.
Сравнительные результаты исследования связной речи дошкольников контрольной группы в конце коррекционного обучения дали не столь успешные результаты. Например: составление предложений по картине – на 20%, составление предложений по трем картинкам – на 20%, пересказ сказки – на 25%, составление рассказа по серии картин – на 15%, составление описательного рассказа – на 5%, в игре «Найдем спрятанные слова» - на 15%, в игре «Предмет и имя» - на 25%.
В ходе проведения коррекционно-образовательной работы были получены следующие данные: в экспериментальной группе значительно улучшилось качество пересказов детей и способности к замещению и наглядному моделированию. Например, при пересказе детей с опорой на наглядность (картинки) детей с проблемным уровнем нет, количество детей с удовлетворительным увеличилось до 40% (2 детей), а количество детей с достаточным уровнем увеличилось на 60% (3 детей).
Изменились результаты и в заданиях на замещение и наглядное моделирование. Вот в игре «Найдем спрятанные слова» детей с минимальным (низким) уровнем нет, процент улучшения составляет 20% (1 ребенок), детей с проблемным уровнем тоже нет, процент улучшения – 80% (4 детей), а удовлетворительный уровень увеличился на 60% (3 детей), с достаточным уровнем выросло до 40% (2 детей).
Количественные изменения произошли и в игре «Предмет и имя». Детей с минимальным и проблемным уровнями в контрольном эксперименте нет, количество детей со удовлетворительным уровнем увеличилось до 80% (4 детей), с достаточным уровнем - на 20% (1 ребенок).
Средний стартовый процент успешности при проведении констатирующего среза в экспериментальной и контрольной группах составил – 52%.
Среднегрупповой результат успешности в конце учебного года, после осуществления коррекционно-педагогического воздействия в ходе коррекционно-образовательной работы, в экспериментальной группе составил 84%, а в контрольной – 68%.
Таким образом, эффективность проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе составила 32%, а в контрольной – 16%, что в два раза ниже, чем в экспериментальной группе.
Проведенная коррекционная работа по развитию связной речи средствами наглядного моделирования была эффективной. Метод моделирования при систематизации даёт ощутимые положительные результаты: положительно влияет на развитие умения рассказывать, обогащает словарный запас ребёнка; улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязи составных частей объекта, явления (в ознакомлении с окружающим); повышает уровень воображения, наблюдательность ребёнка, даёт ему возможность заметить особенности персонажей и окружающего мира; формирует цельное представление.
В ходе изучения метода моделирования в процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено, что все формы моделирования активизируют познавательную деятельность детей с системной речевой патологией.
Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2009. (Высшая школа).
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М.: Ювента,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270723-1372388909.jpg)
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270723-1372388909.jpg)
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270723-1372388909.jpg)
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593614-1423941539.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-832130-1516195100.jpg)
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-241392-1366037707.jpg)
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделировани...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/15/picture-1143900-1557929689.jpg)
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему ...