Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Еремеева Раиса Евгеньевна

Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Программу составили: Чукманцева Ю.М;                                                                                     Маркова Н.Г., Еремеева Р.Е.

                                                                         Владимирова Н.Н.

Татарстан, г.Нижнекамск, МАДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида №35» НМР РТ.

Пояснительная записка

  • связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов   позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Данная программа направлена на решение задач речевого развития детей в процессе Лего – конструирования. Она определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.

Новизна программы заключается в том, что здесь представлены такие методики и такие решения, которые помогают легко, интересно и ненавязчиво стимулировать речевое развитие детей.

Актуальность: Развитие речи детей дошкольного возраста является важнейшей задачей дошкольного учреждения. От этого зависит успешность ребенка в обучении в школе, процесс его социализации в обществе, уровень его интеллектуального развития. Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы: способствовать речевому развитию детей дошкольного возраста, развивать мелкую моторику рук, развивать творческий потенциал, воображение, умение работать в команде.

Задачи программы:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • создать условия для овладения  основами конструирования;
  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем;
  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной и речевой деятельности;
  • учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
  •  Развивающие:
  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • развивать речь как средство общения, расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
  • развивать связную речь, звуковую культуру, грамматический строй.

Воспитательные: 

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию»

В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».

  • Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
  • Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста (6-7 лет) и рассчитана на один год. Предполагает проведение одного занятия, то есть, непосредственно образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию в неделю во второй половине дня с продолжительностью не более 30 минут, а также интеграцию содержания с другими образовательными областями. Общее количество учебных занятий в год - 36.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, воспитывающихся в МАДОУ

Подготовительная к школе группа  (от 6 до 7 лет)

Развитие социальных навыков.

Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость от взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети уже сами организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. Дети проявляют большой интерес к устройству  окружающего мира.

Развитие мышления.

Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет, количество предметов, последовательность событий).  В этом возрасте дети способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут выполнять предложенные им задания.

Речевое развитие.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций при описании предметов, пересказе.

Развитие творческих способностей.

Шестилетние дети более старательно относятся к своей деятельности. Это выражается в прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке какой-либо конструкции. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие воспринимают и оценивают их деятельность.

Физическое развитие.

Дети 6 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравиться пробовать свои силы в новых областях. Полезно давать детям мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и умений.

Планируемые результаты освоения программы

Дети научатся:

-   рассказывать о постройке, составлять описательные рассказы о ней;

- связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы и сказки, составлять рассказы творческого характера;

-  различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым, по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе, договариваться друг с другом, решать спорные вопросы, улаживать конфликты с помощью речи;

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

У детей сформируются:

-  морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

-  конструкторские навыки и умения;

- предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- навыки овладения устной речью, смогут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Формы организации детей по всем образовательным областям:  подгрупповая, индивидуальная.

Виды организации детей: организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

игровые упражнения;

Игровая

сюжетные игры;

развивающие игры;

дидактические игры;

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;                                                                                                                             реализация проектов

Коммуникативная

беседа;

ситуативный разговор;

составление и отгадывание загадок;

сюжетные игры;

общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

придумывание историй;

создание сказок.

Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице)

совместные действия;

дежурство;

поручение;

задания;

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций;  

проектирование решения проблемы;

моделирование;  

реализация проекта;  

познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художест-венного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

исследования объектов окружающего мира;

Конструирование

конструирование из различного материала: конструкторы, модули.

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

                                                                                                                         

Методические приёмы, используемые в деятельности

с Лего-конструктором

  • Обследование Лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа), восприятия целостности постройки из Лего – деталей.
  • Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
  • Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний.
  • Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются воспитателем, а потом – детьми.
  • Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.    
  • Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением Лего-деталей, моделей Лего и предметов окружающего мира.
  • Проведение бесед.
  • Оценка работы.

Организация, содержание и методы обучения конструированию

Первое-второе полугодие:

- закреплять навыки, полученные в старшей группе;

- обучать конструированию по графической модели;

- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;

- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).

        

Перспективное планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Программное содержание:

Сентябрь

«Знакомство с лего-конструктором»

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. Знакомство с названиями деталей лего, учить различать и называть их. Показать новые способы соединения деталей.  Учить анализировать свою деятельность.

«Карандаш»

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуком ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звук ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуком ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

«Цифры»

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуком ф; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звук ф в словах; совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить строить по предложенной схеме, правильно соединять детали, вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

«По замыслу»

Закрепить у детей отчетливое произнесение слов со звуком ш; совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать ориентировку в пространстве. Уточнять представления детей о строительных деталях, о способах соединения, свойствах деталей и конструкций; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.

Октябрь

«Акула»

Развитие адъективного словаря: зубастая, злая, хищная, опасная;  развитие умения подбирать слова – антонимы; побуждать детей использовать в своей речи простые и сложные предложения. Учить строить по предложенной схеме, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию;  вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

«Краб»

Расширить представления детей о крабе (внешний вид, особенности поведения, повадки); закрепить правильное согласование существительных с числительными. Учить правильно соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.

«Крокодил»

Упражнять детей в творческом рассказывании;  последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Учить правильно соединять детали, анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Учить строить по предложенной схеме, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию;  вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

«По замыслу»

Учить детей составлять рассказ по плану; учить участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. Воспитывать коммуникативные навыки в работе в команде. Закреплять конструкторские навыки; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций.

Ноябрь

«Ракета»

Уточнить представления детей о космосе и о различных летательных аппаратах. Закреплять правильную артикуляцию звуков [р], [р'], произносительные умения; развивать фонематический слух; совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей; учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.

«Овечка»

Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине. Закрепить умение образовать  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить строить животных, опираясь на схему. Развитие общей и мелкой моторики.

«Корова»

Закрепить знания о домашних животных и их детенышей, упражнять в правильном звукопроизношении. Учить детей подбирать слова-антонимы. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику).

«Собака»

Развивать у детей связную монологическую речь; активизировать речь детей; закрепить умение пересказывать текст без пропусков и повторений, используя отдельные фразы авторского текста; активизировать в речи слова действий, уточнить и расширить представления детей о домашних животных; закреплять представления о частях тела собаки. Развивать умение конструировать по образцу; развивать мышление, мелкую моторику, память.

Декабрь

«По замыслу» (домашние животные)

Учить детей составлять описательный рассказ по схеме, закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний учить согласовывать прилагательные с числительными и существительными формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; учить пересказывать художественный текст; активизировать и обогащать словарь по теме «Домашние животные». Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику).

«Лев»

Закрепить знания детей о животных Африки и их детёнышах; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Подвести к пониманию переносного значения некоторых выражений. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными; формировать умения образовывать существительные во множественном числе; формировать умения составлять предложения по картинкам; совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать знакомить детей с приёмами конструирования из Lego – конструктора. Создание условий для формирования исследовательских умений у детей. Учить анализировать свою деятельность. Учить создавать модель льва по схеме. Содействовать формированию функции самоконтроля – ребенок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их. Формировать умение и желание доводить дело до конца.

«Цветы»

Расширить представление детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают); совершенствовать навык употребления существительных в родительном падеже единственного и множественного числа; упражнять в счете в пределах пяти; развивать фонематический слух; упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением; воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос; упражнять детей в суффиксальном образовании слов; развитие логического мышления, памяти внимания. Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования. Учить строить по предложенной схеме, инструкциям, учитывая способы крепления деталей, передавать особенности предмета средствами конструктора Lego. Определять пространственное расположения деталей, выбирать правильную последовательность действий, сочетания форм, цвета, пропорций.

 Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.

«Самолет»

Расширить знания детей о самолете, уточнить понятия о воздушном виде транспорта, а также названия некоторых профессий в данной сфере; обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Транспорт»; совершенствовать грамматический строй речи детей: закреплять умение согласовывать числительные с существительными; согласование существительных в родительном падеже ед. числа; закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных; закреплять умение образовывать множественные числа существительных в именительном и родительном падежах. Упражнять в умении конструировать LEGO - модель по заданной теме с опорой на схему; воспитывать умение работать в коллективе, не мешая другим, создавая общий сюжет.

Январь

«Машина»

Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”. Продолжать учить: образовывать  сравнительную степень прилагательных; образовывать прилагательные от существительных; образовывать глаголы с помощью приставок. Формировать навыки инициативности и ответственности. Учить анализировать свою деятельность. Учить создавать модели транспорта по схеме. Развивать у детей интерес к конструированию. Умение работать по чертежу. Формировать умение и желание доводить дело до конца. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

«Трактор»

Закрепить  и расширить  знаний детей о профессиях и технике по теме. Учить детей пересказывать, составлять рассказы по картинкам. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Совершенствовать умения детей создавать конструкцию, используя конструктор Lego. Развивать умение анализировать (постройку, конструкцию), выделяя характерные особенности конструкции. Формировать познавательный интерес к конструктивной деятельности. Формировать умение совместно работать со сверстниками по созданию единой (общей) конструкции.

«Динозавр»

Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части. Развивать у детей умение  передавать характерные особенности животных, опираясь на схему.

Расширить знания о динозаврах. Закрепить знания детей об изменениях в окружающем мире и на планете Земля. Упражнять в умении образовывать сложные слова (прилагательные) от двух простых слов (существительных). Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным предложением.

«Тигр»

Активизация глагольного словаря по теме. Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным предложением. Развитие фонематического и речевого слуха, мелкой мускулатуры руки.  Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука «Р» в чистоговорках.

Развитие способности детей к наглядному моделированию по схематическому пошаговому алгоритму. Развитие способности осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части. Развивать у детей умение  передавать характерные особенности животных, опираясь на схему.

Февраль

«Субмарина»

Формирование дыхательного аппарата. Активизация и обогащение словаря существительными и глаголами по теме «Водный вид транспорта». Упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове. Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным предложением. Активизация словаря словами – признаками. Развитие общей и мелкой моторики посредством легоконструирования.

«Пиратский корабль»

Формировать конструкторские навыки и умения, продолжать учить строить по схеме, учить детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде иллюстраций отображающих последовательность событий. Упражнять в умении отвечать на вопрос полным предложением, формировать связную речь, зрительную память и мышление. Выработка дифференцированного дыхания.

«Маяк»

Развитие дыхательного аппарата, упражнять в словообразовании существительных со значением преувеличенности, развитие связной и фразовой речи, упражнять в правильном определении первого и последнего звука в слове, подборе слов, начинающихся на заданный педагогом звук.

«Поезд»

Развивать конструктивное мышление, воображение, творческие способности, развитие связной речи, автоматизация звука «Ч» в словах, активизировать в речи прилагательные.

Март

«Квадроцикл»

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, развитие слухового внимания, обогащать словарь детей глаголами, развитие связной речи, развитие мелкой и общей моторики посредством легоконструирования.

«Супершаттл»

Расширение знаний детей о космосе через конструирование модели космического корабля с помощью лего. Развивать грамматический строй речи, упражнять в образовании родственных слов, обогащать словарь детей. Упражнять детей в подборе слов противоположных по значению.

«Винтовой самолет»

Активизация словаря существительных и глагольного словаря по теме, упражнение в образовании множественного числа существительных, развитие фразовой речи, связной речи. Формирование дыхательного аппарата. Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в», «за», развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

«По замыслу»

Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, рассказывать о постройке, используя сложносочиненные предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже продолжать учить детей отбирать предметы с заданным звуком, учить отвечать на вопросы, рассуждать, развивать мелкую моторику, формировать пространственное мышление, воспитывать умение работать в коллективе.

Апрель

«Ветряная мельница»

Развивать дыхательный аппарат, учить рассуждать, понимать значение пословиц, обогащать словарный запас, формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, в паре, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, развивать логическое мышление; пространственное воображение, развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

«Тостер»

Развивать речь, память, интонационную выразительность речи,  развивать конструкторские навыки, воображение, мышление, воспитывать желание довести начатое дело до конца, бережное отношение к материалу.

«Робот»

Продолжать учить детей составлять звуко – буквенный анализ слов, закрепить в речи названия деталей (кирпичики, полукуб, брусок, куб или маленький цилиндр и конус), учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, развивать мелкую моторику, конструкторские знания и навыки, умение выполнять творческие задания, формировать представление об объемных телах, их формах, размере, количестве, воспитывать доброту, отзывчивость, желание приходить на помощь.

«Замок для принцессы»

Упражнять детей в творческом рассказывании, развивать умение правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, развивать конструкторские навыки, воображение, мышление, развивать навыки сотрудничества: распределять между собой работу по подготовке строительного материала; совместно проверять правильность выполнения здания.

Май

«Обезьяна»

Продолжать учить детей составлять небольшие стихотворения – синвквейны, развивать словарный запас детей, развивать логическое и пространственное мышление, навыки конструирования, творческий подход к выполнению задания, умение работать в команде и эффективно распределять обязанности,  развивать мелкую моторику, творчество, воображение, воспитывать желание довести начатое дело до конца, бережное отношение к материалу и дружественное отношение к сверстникам.

«Подсолнухи»

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему, развивать логическое и пространственное мышление, навыки конструирования, творческий подход к выполнению задания, умение работать в команде и эффективно распределять обязанности,  развивать мелкую моторику, воспитывать желание довести начатое дело до конца.

«Вертолет»

Обогащать речь детей, активизировать в речи слова (крылья, фюзеляж, пассажирские и грузовые, воздушный), рассказывать стихотворение используя мнемосхему, развивать интонационную выразительность речи, закреплять знания о названиях деталей, форме, цвете; продолжать учить выполнять постройки по образцу, развивать мелкую моторику рук, воспитывать доброжелательные отношения в процессе работы.

«Карусель»

Учить детей составлять рассказ из личного опыта, развивать воображение, учить правильно строить предложения, закрепить употребление предлогов (за, около, у, перед, на, над, под), систематизировать и обобщить полученные в течение года знания детей, стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка, развивать мелкую моторику, способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников и социальными партнерами

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Формы работы с родителями по познавательному развитию детей:

  • Наблюдение за детьми на занятиях. Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умения общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
  • Организация выставок "Наши увлечения" с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
  • Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (Лего-конструирование, робототехника).
  • Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
  • Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками ЛЕГО-конструирования.

Формы работы с родителями по речевому развитию детей:

  • Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед "Мои любимые игры и игрушки", "Игрушки из бросового материала" и т.д.

Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей:

  • Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными видами конструирования", "Как создать дома условия для развития творческих способностей детей", "Развитие креативности дошкольника").

Направления и формы работы с семьей по физическому развитию и воспитанию здорового ребенка:

  • Обучение конкретным приемам развития мелкой моторики рук.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной Программы

Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,  материально-техническим и финансовым условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» должны быть обеспечены следующие  психолого-педагогические условия:

- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешного  выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

- фотоопарат;

- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Методическое обеспечение программы

  1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми подготовительной группы.
  2. В подготовительной группе главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары. Основные приемы, используемые в работе с детьми – работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта и по замыслу.
  1. Составление перспективного планирования по ЛЕГО-конструированию с учетом методических рекомендаций по организации работы с детьми.
  2. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию на основе перспективного плана.
  3. Изучение методической литературы по Лего-конструированию.

Мониторинг образовательных результатов

Важное направление применения Лего - использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированность эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей дошкольного возраста требует квалифицированного руководства со стороны педагога.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 6 -7 лет

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать по образцу, схеме

Умение правильно

конструировать по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании  по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Список литературы

1) Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.

2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. Москва, Просвещение, 1967.

3) Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве (сборник трудов АПН СССР НИИ дошкольного воспитания). М., 1986.

4) Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. Москва, 1986.

5) Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

6) Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

7) Лиштван З.В. Конструирование, Москва, 1981.

8) Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А.. Всестороннее воспитание детей в игре// Игра дошкольника. Москва, 1989.

9) Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности// Умственное воспитание дошкольников под ред. Поддьякова Н.Н, Москва, 1987

10) Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно- игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003.

11) Новикова В.П., Тихонова Л.И.. Лего- мозаика в играх и занятиях. Мозаика-Синтез, 2005г.

12) Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М.;Академия,2002г.-192с.

13) Парамонова  Л.А.  Детское  творческое  конструирование,  Москва, 1999.

14) Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М., 1998.

15) Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль, 1997.

16) Тихомирова Л.Ф., Базов А.В. Развитие логического мышления. Ярославль, 1995.

17) Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх с ЛЕГО-конструктором: Методическое пособие. СПб.,2003.

18) Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

19) Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию связной речи «Мой папа» для детей подготовительной к школе группы

В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные  виды деятельности совместно с родителями....

Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛЕГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛЕГО»...

Занятие по развитию речи "Волшебное семечко"для детей подготовительной к школе группы.

Цель: развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.Образовательные задачи:- Продолжать знакомить детей с процессом появления растения из семян.- Совершенствовать навык составления ...