Проект по развитию связной речи «Мой папа» для детей подготовительной к школе группы
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные виды деятельности совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_detey_podgotovitelnoy_gruppy_moy_papa.docx | 308.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию связной речи «Мой папа»
для детей подготовительной к школе группы
Автор: Пичужкина
Мария Сергеевна, учитель-логопед
Соавтор: Головкина
Марина Викторовна, воспитатель
ГБОУ НШ с. Красноармейское
СП д/с «Огонек».
1.Краткая аннотация проекта
В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные виды деятельности совместно с родителями.
2. Актуальность
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка влияет на его адаптацию в социуме, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно связной.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому хороших результатов можно достичь при согласованной работе логопеда, родителей и воспитателей. Воспитанием в семье в основном занимается мама, а отец включается в процесс воспитания редко, в «аварийных» случаях. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Дефицит общения с отцом ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, ребенок получает представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения. Поэтому мы решили создать проект «Мой папа», в котором большую роль в воспитании и обучении детей мы отвели папам.
3. Новизна
Участниками проекта наряду с мамами стали папы, дедушки, дяди, братья воспитанников подготовительной группы, которые получили необходимый багаж знаний в виде игр, мнемотаблиц, использования инновационных технологий (ТРИЗ, синквейн) по развитию связной речи.
4. Цели проекта:
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- поддержание традиций уважительного отношения к отцу, закрепление традиционных семейных устоев;
- становление отношений партнерства и сотрудничества между отцом и ребенком в семье;
- воспитание у детей чувства гордости за своих отцов и уважения к ним.
5. Задачи проекта:
- формировать умение детей вести диалог, строить предложения, составлять рассказ о предметах, по картине, по набору картинок, составлять рассказы из личного опыта, правильно строить предложения, обогащать словарный запас детей, прививать интерес к художественной литературе, обращать внимание детей на выразительные средства языка, на устаревшие слова и выражения.
- углубить знания детей о роли папы в жизни ребенка
- формировать знания ребенка о своей родословной;
- воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях).
6. Участники проекта
Дети (6-7 лет) - подготовительная к школе группа (8 детей с ОВЗ) и их родители.
7. Ресурсы
Ноутбук, интернет ресурсы, видеокамера, фотоаппарат, цветной принтер, альбомы, цветные и простые карандаши, маркеры, картинки о профессиях.
7. Сроки реализации проекта
Тип проекта: долгосрочный - с сентября по февраль.
8. План реализации проекта
Этапы:
- Подготовительный: 1 – 3 недели сентября.
- подборка литературы, её изучение и анализ по данной проблеме;
- Составление плана мероприятий специалистами и педагогами.
- Практический: с 4 недели сентября по январь.
Проведение запланированных мероприятий.
- Заключительный.
Итоговое мероприятие - открытое занятие «Один день из жизни солдата»
Презентация проекта на районном МО.
9. Исполнители проекта и основных мероприятий
Участники проекта:
- Учитель-логопед: Пичужкина М.С.;
- Воспитатель подготовительной группы: Головкина М.В.;
- Инструктор по физической подготовке Бородина Л.Н.;
- Педагог-психолог Казакова Н.А.;
10. Прогнозируемый результат:
1. Обогащение словаря и развитие связной речи;
2. Расширение знаний детей о роли отца в их жизни, посредством раскрытия образа отца в художественной литературе и игровой деятельности.
3. Осознание доброго, уважительного и заботливого отношения к папе.
4. Развитие коммуникативных способностей детей в ходе игровой деятельности.
5. Развитие творческих способностей детей в ходе продуктивной деятельности.
6 Положительные изменения позиции отца в в вопросах воспитания ребенка.
11. Содержание проекта
№ п/п | Вид деятельности | Срок реализации | Ответственные |
1 | Заседание участников проекта: обсуждение проекта, составление плана, изучение литературы. | Сентябрь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
2 | Выставка рисунков детей «Моя семья». | Сентябрь | Головкина М.В. |
3 | Анкетирование родителей на тему: «Здоровый образ жизни» | Сентябрь | Головкина М.В. |
4 | НОД «Моя семья» (синквейн). | Сентябрь | Пичужкина М.С. |
5 | Семинар – практикум: (академия для родителей) «Здоровый ребенок в здоровой семье». | Сентябрь | Казакова Н.А., Бородина Л.Н., Власкина В.В., Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
6 | Спортивный праздник «Осенний марафон» | Сентябрь | Бородина Л.Н., Колосова Е.В., Казакова Н.А. Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
7 | НОД «Семейный ужин» | Сентябрь | Пичужкина М.С. |
8 | Выставка детских рисунков «Портрет моего папы» | Октябрь | Головкина М.В. |
9 | НОД «Портретная характеристика папы» (синквейн) | Октябрь | Пичужкина М.С. |
10 | Видео презентация «Что говорят дети о своем папе» | Октябрь | Пичужкина М.С. Головкина М.В. |
11 | Памятка для пап «Роль отца в воспитании ребенка» | Ноябрь | Пичужкина М.С. |
12 | Выставка поделок «Мастерим вместе с папой» | Ноябрь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
13 | НОД «У папы умелые сильные руки» | Ноябрь | Пичужкина М.С. |
14 | Праздник «Мой папа самый лучший» | Ноябрь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. Казакова Н.А., Бородина Л.Н. |
15 | Фотовыставка «Мы с папулею вдвоем – замечательно живем!» | Декабрь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
16 | Анкета «Роль отца в семье» | Декабрь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
17 | Выставка – «Родословное дерево моей семьи» | Декабрь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
18 | НОД «Вместе дружная семья» | Декабрь | Пичужкина М.С. |
19 | Подготовка и проведение Рождественской елки | Декабрь | Колосова Е.В. Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
20 | НОД «Кем работает мой папа» | Январь | |
21 | Экскурсия в пожарную часть. Ознакомление с профессией пожарный. | Январь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
22 | Стенгазета: «Армейские годы моего папы» | Январь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
23 | Деловая игра: «Папа, поиграй со мной!» | Январь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
24 | Экскурсия в Полицию. Знакомство с профессией полицейский. | Январь | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
25 | НОД «Папы, вы наши защитники» | Январь | Пичужкина М.С. |
26 | Выставка детских рисунков «Кем работает мой папа». | Февраль | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
27 | НОД «Один день из жизни солдата» | Февраль | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
28 | Выступление на районном МО «Презентация проекта «Мой папа»» | Февраль | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
29 | Праздник пап «23 февраля» | Февраль | Головкина М.В., Пичужкина М.С. |
12. Возможный риск:
Недостаточная заинтересованность пап, некомпетентность папы в вопросах воспитания.
13. Пути преодоления:
Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями. Информирование родителей о совместных делах с помощью информационных стендов, пригласительных билетов, буклетов, заинтересованного обсуждения проведенных мероприятий.
14. Список использованной литературы:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
3. Арнаутова. Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках от 5 до 7 лет. День защитника отечества. Спб.: Паритет, 2005.
5. Быховская А. М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. СПб.: Детство-Пресс, 2012.
6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. М. : Гном и Д, 2009 .
8. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002
9. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
10. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1999.
Электронные ресурсы:
1. Бойкова С.Г. Синквейн для дошкольников. Методическая разработка по логопедии. http://nsportal.ru
2. Блохина Е. Роль отца в воспитании ребенка. http://MAAAM.RU
2. Кабаченко Н.А., Кабаченко Е.И. Современные технологии в работе учителя-логопеда. http://pedsovet.su
3. http://ru.wikipedia.org Синквейн.
Справка о результативности проекта.
На начало и середину учебного года (начало и конец проекта) был проведен мониторинг (адаптированный мониторинг А.М. Быховской, Н.А. Казовой) развития экспрессивной речи (словарь, грамматический строй речи, связная речь). Было обследовано 20 детей подготовительной к школе группы (из них 8 детей с ОВЗ) . На начало года были выявлены следующие результаты: 25% (5 детей) – выше среднего, 45% (9 детей, из них двое детей с ОВЗ) – средний, 30% (6 детей с ОВЗ) - ниже среднего. На середину года: 40% (8 детей) – высокий уровень, 35%(7 детей, из них трое детей с ОВЗ) – выше среднего, 25% (5 детей с ОВЗ) – средний уровень развития экспрессивной речи.
Из результатов мониторинга видно, что у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития. Из этого следует, что использование инновационных технологий по развитию связной речи детей при тесном взаимодействии (сотрудничестве) с семьей, эффективно сказался не только на речи, но и на гармоничном развитии ребёнка - как личности в целом. В дальнейшей жизни, полученные знания и умения, дети смогут реализовать на практике, что должно положительно сказаться на адаптации и обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».
Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...
Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»
Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....
Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы
Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы...
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами биоэнергопластики в подготовительной к школе логопедической группе.
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи с элементами биоэнергопластики в подготовительной к школе логопедической группе по сказке С.Я.Маршака "Кошкин дом". Дети оче...
Конспект квест-игры по развитию связной речи посредством приемов мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Конспект квест- игры...
«А ну-ка, папы!» для детей подготовительной к школе группы.
laquo;А ну-ка, папы!» для детей подготовительной к школе группы....