Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_programma_po_razvitiyu_rechi_gotovimsya_k_shkole.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №1 «АЛЁНУШКА» Г. АСИНО, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ |
Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте |
«Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» |
Автор:
воспитатель первой квалификационной категории
Турлевская О.А.
Асино – 2016г.
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)
Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С., «Программы обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» п/р Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи » под. ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию связной речи. Для речевого развития старших дошкольников характерно увеличение активного словарного запаса, в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению. Занятия строятся в форме речевой игры, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Актуальность программы:
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Основная цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.
Задачи:
- Обучение звукослоговому анализу слов.
- Развитие фонематического слуха.
3. Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Содержание программы рассчитано на 7 месяцев обучения: 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, 56 занятий, учитывая возрастные и психологические особенности детей 5,5 — 6,5 лет.
Ожидаемые результаты работы по программе курса:
В результате освоения данной программы, речь дошкольников станет более
содержательной, связной и выразительной.
Дети смогут:
- различать звуки и буквы;
- соединять звуки в слоги;
- выделять звук в начале слова;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития
ребенка. С этой целью проводится мониторинг по развитию речи.
Уровень развития воспитанников демонстрируется на итоговых занятиях, при проведении
массовых мероприятий. Некоторые занятия проводятся, как своеобразный отчет, итог
выполненной работы, с показом достижения детей за определенный промежуток времени.
Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях.
Тематический план обучения по курсу «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)
Содержание программы курса «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)
1. Лексическая и грамматическая работа (8 часов):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и
предложений.
2. Развитие связной речи (12 часов):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (23 часов):
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным
обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу (13 часов):
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
п/п | Лексическая и грамматическая работа | 8 |
1. | Развитие связной речи | 12 |
2. | Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха | 23 |
3. | Обучение звуко-слоговому анализу | 13 |
Итого: 56
Программно-методическое обеспечение.
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
3. Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
4. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе» О.С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
5. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе» О.С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
Материально-техническое обеспечение.
1. Интерактивная доска
2. Электронные презентации:
- буквы и звуки
- алфавит
- кто как говорит
3. Электронные физминутки для глаз.
Календарно-тематическое планирование курса
«Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего
дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Речь | 1 | |
2 | Речь: говорение | 1 | |
3 | Речь: слушание | 1 | |
4 | Речь: чтение | 1 | |
5 | Речь: письмо | 1 | |
6 | Звуки | 1 | |
7 | Звуки речи | 1 | |
8 | Гласные звуки | 1 | |
9 | Гласные звуки | 1 | |
10 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | 1 | |
11 | Повторение: звуки речи | 1 | |
12 | Слоги | 1 | |
13 | Слоги | 1 | |
14 | Ударение | 1 | |
15 | Ударение | 1 | |
16 | Слова | 1 | |
17 | Слова. Составление рассказа по картинкам | 1 | |
18 | Слова: добрые и вежливые. Составление рассказа по картинкам | 1 | |
19 | Слова. Всему дано название | 1 | |
20 | Игры со словами | 1 | |
21 | Звук [ а ] и буква А а. | 1 | |
22 | Буква Я я. | 1 | |
23 | Звук [o] и буква О о. | 1 | |
24 | Буква Е ё. | 1 | |
25 | Звук [у] и буква У у. | 1 | |
26 | Буква Ю ю. | 1 | |
27 | Звук [э] и буква Э э. | 1 | |
28 | Буква Е е. | 1 | |
29 | Звук [и] и буква И и. | 1 | |
30 | Звук [ы] и буква ы. | 1 | |
31 | Повторение: гласные звуки и буквы гласных. Составление рассказа по серии картинок «Рыбалка». | 1 | |
32 | Звуки [м] и [м'], буква М м. | 1 | |
33 | Звуки [н] и [н'], буква Н н. | 1 | |
34 | Звуки [р] и [р'], буква Р р. | 1 | |
35 | Звуки [л] и [л'], буква J1 л. | 1 | |
36 | Звуки [г] и [г'], буква Г г. | 1 | |
37 | Звуки [к] и [к'], буква К к. | 1 | |
38 | Игры со словами. Составление рассказа по серии картинок «Зайка заболел». | 1 | |
39 | Звуки [з] и [з'], буква 3 з. | 1 | |
40 | Звуки [с] и [с'], буква С с. | 1 | |
41 | Звуки [д] и [д'], буква Д д. | 1 | |
41 | Звуки [т] и [т'], буква Т т. | 1 | |
42 | Звуки [т] и [т'], буква Т т. | 1 | |
43 | Звуки [б] и [б'], буква Б б. | 1 | |
44 | Звуки [п] и [п'], буква П п. | 1 | |
45 | Звуки [в]и [в'], буква В в. | 1 | |
46 | Звуки [ф] и [ф'], буква Ф ф. | 1 | |
47 | Звук [ж], буква Ж ж | 1 | |
48 | Звук [ш], буква Ш ш. | 1 | |
49 | Звук [ц], буква Ц ц. | 1 | |
50 | Звук [ч'], буква Ч ч. | 1 | |
51 | Звук [щ'], буква Щ щ. | 1 | |
52 | Звуки [х] и [х'], буква X х. | 1 | |
53 | Звук [й'], буква Й й. | 1 | |
54 | Буквы ъ и ь. | 1 | |
55 | «Сделал дело - гуляй смело», ребусы. Составление рассказа по серии картинок «Дед Мазай и зайцы» | 1 | |
56 | «Сделал дело - гуляй смело», ребусы. Составление рассказа по серии картинок «Дед Мазай и зайцы» | 1 |
Список литературы:
- Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. – Логопедические технологии.
- Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 128-131.
- Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР/ В.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 78с.
- Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. – («Игра, обучение, развитие, развлечение»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».
В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования как средство подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Материал предназначен для педагогов детских садов...
Проект "Подготовка к письму детей старшего дошкольного возраста"
Систематизация работы по четырем основным направлениям: развитие руки; подготовка к технике письма; аналитико-синтетическая деятельность; формирование элементарных графических умений....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....
Подготовка к обучению письму детей старшего дошкольного возраста.
Подготовка к обучению детей письму сложную аналитико-синтетическую деятельность в структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями ме...
«Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...