Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы
материал на тему
Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.
Задачи:
- Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
- Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
- Воспитывать у детей интерес к пению.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук), коробочка с кусочками фольги.
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».
Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
План занятия:
- Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
- Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
- Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер).
- Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль). Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
- Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах(Lento, Moderato, Allegro, Precto).
- Песенка «Паучина», м. д. фольклор.
- Попевочка «Светлячок» д. ф.
- «Украл котик клубочек», р. н. к.
- Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
- Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.
Методика проведения:
Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.
Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.
М. Р. : Ребята, посмотрите!
На волшебных ниточках
Бусинки висят.
Не простые бусинки –
Все они звучат.
Ожерелье славное –
Нотное оно.
Мной для вас припасено!
Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.
М. р. берет «ноты» - они падают на стол.
М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе. .
И наверно музыки больше не звучать.
Помогите мне бусинки нотные собрать?!
Ответы детей.
М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Вот ладошка, вот кулак.
Ты умеешь делать так?
Упражнение «Ладошки».
А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.
Артикуляционная гимнастика.
«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».
Вокально-интонационные упражнения.
Нас веселый паровозик в путешествие увозит.
«Паровоз» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
Звучит труба (фонограмма).
М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.
Услышал тревогу и мотылек.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.
После исполнения скороговорки раздается звук.
М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.
М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.
М. Р. : А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.
Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук ( удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.
Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».
Бусинка прикрепляется на нотный стан.
М. Р. : В кулачке моем спряталась загадка:
Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.
Станет капельку светлей этой ночью на земле.
Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок).
Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.
М. Р. подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.
М. Р. : Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.
Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.
Звучат два звука – дети угадывают.
Две бусинки возвращаются в домик.
М. Р. : Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.
В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?
Работа над песенкой «Украл котик клубочек».
Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.
М. Р. исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.
Работа над песней «До чего же грустно!».
- Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
- С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
- Работа над интонацией с 29 такта.
- Исполнение с самого начала.
Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.
М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!
Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».
Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами).
М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.
Трудно нам без музыки петь и танцевать
Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.
Снова чудной музыки рады все друзья
И терять те бусинки больше нам нельзя.
М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».
Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.
Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носи и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА МУЗЫКИ.
Программное содержание:
Формировать привычку к здоровому образу жизни и укреплению своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.
Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья.
Воспитывать у детей умение слушать музыку, эмоционально откликаться на неё.
Продолжать работу над чистотой интонирования в пении, правильно брать дыхание при пении песен.
Развивать творческую активность детей.
Направленность:
Занятие носит интегрированный характер, комплексно решает задачи музыкального и валеологического воспитания.
Научная основа:
Использование здоровьесберегающих технологий : программа «Здравствуй!»
М.Лазарева, гимнастика для развития речи Е. Косиновой, валеологические рас-
певки О.Арсеневской.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Под музыку дети заходят в зал.
М.рук. Здравствуйте, ребята! Вы пришли на музыкальное занятие в наш музыкальный зал. У нас сегодня не простое занятие. Мы будем с помощью музыки укреплять своё здоровье. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Они тоже хотят посмотреть, как музыка помогает улучшить здоровье.
А на какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, на слово «здравствуй». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы .
Приветствие «Музыка, здравствуй!». М.Лазарев.
М.рук. А сейчас давайте познакомимся с нашими гостями.
Игра-знакомство «Как тебя зовут?».
М. рук. Очень хорошо, ребята! Мы поздоровались с нашими воспитателями, назвали все свои имена. А сейчас давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания, руки и ноги для танца.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажом «Доброе утро!»
сл. и музыка Арсеневской.
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
2. Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
М. рук. А скажите, ребята, из чего состоит песенка?
Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков. А ещё мы с вами знаем, что с помощью звуков мы не только разговариваем и поём, но и можем сами себя вылечить. Давайте вспомним, какие целебные звуки мы знаем.
Целебный звук «В» - лечит насморк (когда начинается насморк)
Целебный звук «З» - когда болит горло
Целебный звук «Ж» - можно излечить кашель
Целебный звук «Н» - излечивает головную и зубную боль
Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению
Целебный звук «Р» (Тр) - помогает снять усталость в конце дня
Звуки С, Ш (шипящие) - помогают отдохнуть, расслабиться.
Подсказка для детей – видеопоказ картинок букв.
М. рук: Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку.
(открывает ноты и видит пустые листы с дырками)
Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?
(ответы детей)
М.рук: Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать?
(задумывается) Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную.
Вера Николаевна, наберите, пожалуйста, справочную.
Воспитатель: (звонит по телефону)
Алло! Справочная? Помогите!
Нам помощника пришлите!
Надо нотки нам найти,
Чтоб занятие провести.
Говорит детям: Нам сейчас пришлют кота!
Вот спасибо! Красота!
М.рук: Про кота игру мы знаем
И сейчас в нее сыграем!
Речевая игра-диалог "Тра-та-та"
(модель Т.Тютюнниковой)
Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку с интонациями, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов, кисточек на ушах.
Вместе: Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота!
Дев: За Кота-Котовича?
Мальч: За Петра Петровича!
Вместе: Он усат, полосат,
В ушах кисточки висят.
Ну, не Кот, а просто клад!
Появляется Кот Мурлыка.
Кот: Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят!
Мяу! Всем привет, друзья!
Как же рад вас видеть я!
М. рук: Какой красивый котик! Как тебя зовут?
Кот: Песенку вы про меня спойте поскорее,
Ну, а я вам подпою «Мяу!» веселее!
Дети исполняют песню «Мурлыка».
М. рук.: Кот Мурлыка, где же нам нотки найти?
Кот : Все мыши живут в Мышином королевстве. Я думаю, что нотки надо искать там.
М.рук: Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?
Кот: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Суперкот! Вперед, мои друзья!
Не сутультесь, грудь вперёд,
Приключение нас ждёт!
Под музыку «Не нужны нам доктора» дети шагают по залу.
М.рук: Ребята, впереди домик. Кот Мурлыка, это уже Мышиное королевство?
Кот (принюхивается): Нет. Здесь мышами не пахнет. Но в домике кто-то есть!
Мурлыка выводит из домика двух Гномиков.
Гномик До:
В доме До Мажор живет,
Звонко песенки поет.
Добрые, мажорные,
Веселые, задорные!
Гномик Ре:
Ре Минор к реке пошел
Песню грустную завел.
Ох! Река проворная.
Ох! Судьба минорная!
М.рук: Ребята, это же братцы- гномики: Мажор и Минор! Откуда у них такие имена?
(Ответы детей).
Гномик До: Как же вы сюда попали?
Гномик Ре: Вы здесь что-то потеряли?
М.рук: Мы ищем Мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.
Гномик До: Ребята, а хотите с нами поиграть? Мы с братцем часто играем в интересную игру с волшебными человечками.
М.рук: Ребята, давайте и мы поиграем с Гномиками! (Раздать картинки).
Внимательно посмотрите на своих человечков. И сейчас будем угадывать характер
музыки с помощью волшебных человечков и передавать его своей мимикой.
Слушание музыки (спокойная, грустная, весёлая).
«Весёлые движения» Весёлая музыка улучшает настроение
«Нытик» Неприятная музыка - учащённое сердцебиение
«Баю-баиньки» Спокойная музыка – восстанавливает дыхание
Программа М.Лазарева «Здравствуй!» (Диск с песнями).
Гномик Ре: Дети, как же всё кругом болит!
Что-то хрумкает в груди.
В горле все дерёт, горит.
Нос мой булькает, сопит.
М.рук: Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат! Мы знаем целебные звуки и сейчас с помощью музыки будем тебя лечить.
Лечим грудь от кашля – целебный звук «Ж».
Пение песенки «Жуки» М.Лазарева. (при пении руку держим на груди).
Лечим горло – целебный звук «З».
Пение песни «Комар» М.Лазарева. (при пении рука на горле).
Лечим насморк – целебный звук «В».
Пение песни «Дунул ветерочек» М.Лазарева. (при пении указательные пальцы рук на крыльях носа).
Гномик Ре: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду петь эти замечательные
песенки!
М.рук: А чтобы вы их не забывали, мы оставляем вам эти целебные звуки (картинки букв).
Гномик До: Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать!
Танец «Летка-Енька» для зверей.
Гномик Ре: Как с вами весело!
М.рук: А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому давайте подарим
друг другу и всем нашим гостям свои улыбки. Смейтесь на здоровье!
Кот: Время нам нельзя терять,
Нужно нотки отыскать!
Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (О. Арсеневская) Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Кот: Ребята, слышу какой-то чудесный запах! Посмотрите, цветочная поляна!
Вот так чудо!
М.рук: На поляне, у реки,
Собрались в кружок цветы.
Жёлтые и синие,
Белые и красные –
До чего ж красивые,
До чего ж прекрасные!
Ребята, чтобы взять эти чудесные цветы в руки, давайте приготовим свои ладошки.
Пальчиковая игра «Волшебный цветок».
Спал цветок волшебным сном:
(кулачок крепко сжат).
Показался лепесток,
(Распрямить большой палец).
А за ним - его дружок,
(Указательный палец)
Вот и третий не проспал,
(Средний палец)
И четвёртый не отстал,
(Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток,
(мизинец)
Вот раскрылся весь цветок! (кисть руки - в форме чашечки).
М.рук: А сейчас, ребята, возьмём все по цветочку, сядем на ковёр и понюхаем, какой
аромат у цветов. Заодно немного отдохнём. Какой целебный звук поможет нам
отдохнуть и расслабиться? ( «Ш» ).
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» под музыку «Дыхание» М.Лазарева.
М.рук: Дети, послушайте, какая прекрасная музыка звучит! Что это? -Вальс!
Правильно, но это не простой вальс, а «Вальс цветов», а написал композитор
П.И.Чайковский. А какая музыка у вальса? Я предлагаю вам стать парами и мы
вместе попробуем сочинить танец. Не забудьте нашего Мурлыку и Веру
Николаевну.
Танцевальная импровизация «Вальс цветов».
Кот: Ребята, мне кажется, здесь где-то рядом находятся нотки. Я слышу их запах.
Давайте искать!
(Кот принюхивается, берёт один цветок, предлагает детям найти нотки в цветах).
М.рук: Здорово! С помощью своего хорошего настроения, с помощью любви к музыке и, конечно, с помощью Кота Мурлыки мы отыскали нотки и теперь я могу сыграть вам добрую песенку о целебных звуках.
Песня «Целебные звуки» М.Лазарева.
М.рук: Вот и закончилось наше занятие. Послушайте мой совет здоровья.
Любите себя и окружающих вас людей, уважайте их. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы
наполнят ваше сердце радостью и подарят здоровье.
Чтобы жить и не болеть,
Каждый день старайся петь!
Прогони подальше лень,
Улыбайся каждый день!
Веселись, пляши и пой –
Будь здоровый – вот такой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект музыкального занятия по развитию певческих навыков " Музыкальный волчок"
музыкальное занятие "Музыкальный волчок"...
Открытое занятия по развитию певческих навыков
«Сочетание интонационнойвыразительности с чистотой и правильностью речи в пении»для детей подготовительной группы. Цель: Формирование правильной и ясной певческой дикции....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре на тему «Тренировка Олимпийцев» с использованием квест-технологии и информационно коммуникативной технологии для детей подготовительной к школе группе
Приложение № Этап занятияСтруктурные компоненты деятельностиСодержание Дозировка ОМУвремя 1....
Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...
конспект музыкального занятия по развитию певческих навыков " В гостях у феи Гармонии"
Непосредственная образовательная деятельность построена в виде доминантного занятия для детей подготовительной группы. В нем описываются игровые приемы по развитию певческих навыков, объединенных одни...
Занятие по развитию речи "Волшебное семечко"для детей подготовительной к школе группы.
Цель: развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.Образовательные задачи:- Продолжать знакомить детей с процессом появления растения из семян.- Совершенствовать навык составления ...
КОНСПЕКТ Тематического занятия по развитию певческих навыков с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в Музыкальную страну» для детей старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №3 «Берёзка» городского округа город Навашино, Нижегородской области...