Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы образовательная область "Речевое развитие"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
подробное описание рабочей программы по обучению грамоты в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке к обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы
образовательная область
«Речевое развитие»
1 непосредственно образовательная деятельность в две недели
(всего 18 непосредственно образовательной деятельности)
- Пояснительная записка
Даная рабочая программа является нормативно управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной и коррекционной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становления общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.
Настоящая рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Колобок» является обязательным документом, обосновывающим выбор цели, содержания, форм организации непосредственной образовательной деятельности.
Цель рабочей программы – формирование у детей речевых навыков и умений владения речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте через решение следующих задач:
- Дать представления о предложении (без грамматического определения);
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
- Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части;
- Учить составлять слова из слогов (устно);
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа»;
- Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В. «Обучение дошкольников грамоте»;
- Жукова Р. А. «Грамота. Подготовительная группа. Разработка занятий. 1 и 2 части»;
- Рабочие тетради: "Уроки грамоты для дошкольников" Д.Денисова, Ю.Дорожин;
- Рабочие тетради: "Прописи для дошкольников" Д.Денисова, Ю.Доронин;
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов " Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ" для воспитателей детских дошкольных учреждений.
Структура организации непосредственной образовательной деятельности:
Подготовка к обучению грамоте | Кол-во компонентов | ||
Неделя | Месяц | Год | |
1 | 4 | 36 | |
Длительность НОД составляет 30 минут |
Содержание рабочей программы отражает: специфику федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному разделу, задачи которого решаются в ходе реализации других областей образовательной программы, а именно:
- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей;
- «Речевое развитие»: использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, окружающем мире;
- «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения образовательных областей;
- «Физическая культура»: развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.
Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы познавательных задач, создание условий для полноценного развития ребенка.
Особенностью организации образовательного процесса, является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению задания. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей – фронтальная (групповая); используемые методы: наглядные, словесные, практические.
Национально-региональный компонент реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности народов, его традициям и культуре. Формирование у дошкольников осмысленного отношения к родному краю через осознание ценности нашего региона, его значимости, красоты и неповторимости.
Рабочая программа для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса.
II. Требования к уровню достижения воспитанниками планируемых результатов в освоении компонента «Подготовка к обучению грамоте»,
образовательной области
«Речевое развитие»
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения в НОД по образовательной области «Речевое развитие» формируется конечная система знаний.
Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;
Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;
У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.
Выделяются следующие критерии.
- Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов,
- Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
- Проводит сравнительный звуковой анализ слов.
- Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
III. Тематический план по подготовке к обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы
№ НОД | Тема (раздел) | Количество НОД | В том числе практических НОД |
2,6,7,8,9,10,11,12,13,15, 16,17,18,19, 22,23, 24,25 | Звуковой анализ | 18 | 18 |
4,20,21,28 | Слог и ударение | 4 | 4 |
3,26,27, 30,31,32,33,34 | Составление и членение предложений | 8 | 8 |
1,5,14, 29,35,36 | Диагностические, итоговые | 6 | 6 |
Всего: | 36 | 36 |
IV. Содержание программы.
Содержание работы по освоению ребенком непосредственно образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте» образовательной области «Речевое развитие» в рабочей программе представлено календарно-тематическим планированием, которое разработано с учетом обязательного минимума содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программой дошкольного образования и в котором указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями и навыкам (программное содержание), включен национально-региональный компонент и компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
№ п/п | Содержание разделов программы | Кол-во часов в неделю |
1 | Звуковая культура речи (диагностическое) | 1 |
2 | Звуковой анализ слова «книга». Работа с предложением из 2–х слов. | 1 |
3 | Звуковой анализ слова «газета». Работа с предложением из 2–х слов. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 |
4 | Знакомство с гласными буквами. Звуковой анализ слов «кран», «Алёна». Работа с предложением из 2–х слов. Ударный гласный звук. | 1 |
5 | Звуковая культура речи | 1 |
6 | Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х слов. Знакомство с буквой Я. | 1 |
7 | Звуковой анализ слов «лягушка», «Яша». Работа с предложением из 2-х слов, буквы А, Я. | 1 |
8 | Буквы А, О. Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х слов. | 1 |
9 | Звуковая культура речи. Работа над предложением | 1 |
10 | Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов «полка», «свекла». Работа с предложением из 2-х слов. | 1 |
11 | Звуковой анализ слов «терка», «ёлка». Работа с предложением из 2–х слов. | 1 |
12 | Знакомство с буквой У, у. Звуковой анализ слов «груша», «сумка». Работа с предложением из 3–х слов. | 1 |
13 | Звуковая культура речи. | 1 |
14 | Знакомство с буквой Ю, ю. Звуковой анализ слов «лук», «люк», «утюг». Работа с предложением из 3–х слов. | 1 |
15 | Звуковой анализ слов «Юра», «юла», «клюв». Работа с предложением из 3–х слов. | 1 |
16 | Знакомство с буквой ы. Звуковой анализ слов «рыба», «шар», «мышка». Работа с предложением из 3–х слов. | 1 |
17 | Знакомство с буквой И, и. Звуковой анализ слов «мишка», «игрушка». Словоизменение. | 1 |
18 | Звуковой анализ слов «эхо», «люстра». Словоизменение. Знакомство с буквой Э, э. | 1 |
19 | Знакомство с буквой Е, е. Звуковой анализ слов «лес», «белка». Словоизменение. Составление предложений с союзом и. | 1 |
20 | Знакомство с буквой М, м. Звуковой анализ слов «мама», «мимо». Обучение чтению. | 1 |
21 | Звуковая культура речи. (стр. 59) | 1 |
22 | Знакомство с буквой Н,н. Звуковой анализ слова «Нина». Чтение слогов, текста. Работа с предложением. | 1 |
23 | Знакомство с буквой Р, р. Звуковой анализ слова «Марина», «норы». Чтение слогов, текста. Работа с предложением. Ударение. | 1 |
24 | Знакомство с буквой Л, л. Звуковой анализ слова «Лена», «луна». Чтение слогов, текста. Работа с предложением. | 1 |
25 | Звуковая культура речи. | 1 |
26 | Знакомство с буквой Г, г. Чтение слогов, текста. Выкладывание предложения. | 1 |
27 | Знакомство с буквой К, к. Звуковой анализ слова «яма». Чтение текста. Выкладывание предложения | 1 |
28 | Знакомство с буквами С, с, З, з. Звуковой анализ слов «елка», «ели». Чтение пословиц. Выкладывание предложения. | 1 |
29 | Звуковая культура речи. | 1 |
30 | Знакомство с буквами Ш, ш, Ж, ж. Чтение текста, пересказ рассказа, выкладывание предложения. | 1 |
31 | Знакомство с буквами Д, д, Т, т. Чтение текста, выкладывание предложения. | 1 |
32 | Знакомство с буквой П,п, Б, б. | 1 |
33 | Знакомство с буквой ь, ъ. Чтение текста, проставление ударения. | 1 |
34 | Звуковая культура речи. Буква Ц. | 1 |
35 | Выкладывание предложения. Чтение текста. | 1 |
36 | Диагностическое. Чтение текста, выкладывание предложения | 1 |
Всего: | 36 |
V. Способы проверки усвоения элементов содержания компонента «Подготовка к обучению грамоте» образовательной области
«Речевое развитие».
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем, педагог проводит специально организованные занятия в период, определенный в программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Диагностика представляет собой характеристику промежуточных результатов и методику оценки данного компонента. В зависимости от того, на сколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка (проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (0, 1 или 2 балла соответственно).
∙ часто – проявляющаяся характеристика считается устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуаций, присутствие или отсутствие взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности (2балла);
∙ иногда – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от способностей ситуации, наличие контроля, со стороны взрослого, настроения ребенка (1балл);
∙ крайне редко – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (0 балл).
Показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребенком диагностических заданий.
Планируемые промежуточные результаты освоения компонента «Аппликация»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Целевые ориентиры | Проявление целевых ориентиров в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребенка |
Подготовка к обучению грамоте |
|
Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;
Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;
У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.
Методика оценки.
- Владеет всеми средствами звукового анализа слов.
Инструкция к проведению: звуковой анализ слов (начало года 3 - 4 звука) (конец 3 - 6 звука)
На примере слов: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д. Принцип отбора слов, предлагаемых для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например, [С], | Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом отношении.
Упражнение «Выполни звуковой анализ слова»
Оценка:
2 балла – Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов.
1 балл – Самостоятельно проводит анализ пятизвучных слов без стечения согласных.
0 баллов – Допускает ошибки в звукопроизношении, при проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги.
- Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
Инструкция к проведению: обозначь гласные звуки – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым (рыба, лиса, сани, паук)
Упражнение «Назови и выдели звук в слове»
«Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?» И т.д.
Упражнение «Назови и выдели начальный гласный звук в слове»
Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? ИРА?
Какой звук ты слышишь в слове МАК? КОТ?
Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК? Звук, необходимый для выделения, произносится интонировано, т. е. выделяя его голосом.
Упражнение «Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС , ЛИСА?» Затем более точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?» Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором месте; в слове НОС на третьем месте». Звук [С] произносится интонировано в изолированном положении и в составе слов.
Оценка:
2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
1 балл – Упражнения выполняет. Затрудняется в определении места звука в слове, в определение основных качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные).
0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Не дает основные качественные характеристики звуков (безударный – ударный гласный, твердый – мягкий согласный)
- Проводит сравнительный звуковой анализ слов.
Инструкция к проведению: Упражнение «Подбери слова к схеме»
Из предложенных разных картинок ребенку предлагается отобрать те, названия которых подходят к данной схеме
Упражнение «Раздели слова на слоги» (роза, луна, дом, носок)
Оценка:
2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
1 балл – Упражнения выполняет. Проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит слоговой анализ с помощью взрослого.
0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. С помощью подбирает слова к схемам и деление слов на слоги.
- Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
Инструкция к проведению: Упражнение «Придумай предложение из 3 (4, 5) слов» по картинке, по заданным слова, самостоятельно. Составить схему выдерживая грамматические правила (большая буква в начале предложения, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка).
Упражнение «Составь предложение по схеме»
Придумай предложение со словом «яблоко» (употребляя слова действия и признаки)
Составь схему своего предложения.
Сколько в нем получилось слов?
Назови первое слово, второе, третье и т. д.
Оценка:
2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним.
1 балл – Упражнения выполняет. Составляет предложения с заданным количеством слов, с помощью воспитателя составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.
0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Ребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним, определения количества слов в предложении.
Критерии оценки уровня усвоения воспитанниками подготовительной группы общеразвивающей направленности
по непосредственно образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте»
образовательной области «Речевое развитие»
Начало года: Конец года:
Воспитатели:
№ | Ф.И. ребенка | Владеет всеми средствами звукового анализа слов | Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое) | Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям | Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним | УР | ||||||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||
12 |
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень
Календарно-тематический план по непосредственно образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте»
образовательной области «Речевое развитие»
(подготовительная группа комбинирующей направленности)
Планируемая дата | Фактическая дата | № п/п | Тема, форма проведения | Приобщение к культурно-историческим ценностям ("Этнокалендарь") | Содержание | Материал | УМК | ||
Фонематические процессы | Звуковой и звукобуквенный анализ слов | Состав и анализ предложения | |||||||
02.09.2015 | 1 | Звуковая культура речи (ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ) | "День знаний" стр.70 | Продолжать учить называть слова с заданными звуками, определять местоположение заданного звука в слове. | Умение различать на слух и правильно воспроизводить звуки родного языка, определять часть слова и слово. | Учить правильно употреблять слова, конструировать предложения, определять на слух слово и предложение, определять и называть порядок слов в предложении. | Фишки, мелкие предметы, картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши, художественная литература А. Шабунин «Считалочка», орфографический словарь | В.В .Гербова стр.21 | |
09.09.2015 | 2 | Тема: «Звуковой анализ слова «книга». Работа с предложением из 2–х слов».
| "Писатели и поэты разных стран" стр.74 | Дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. | Учить детей проводить звуковой анализ слов. Применять правила написания букв. Закреплять умение определять место ударения в словах. | Учить составлять предложение из двух слов, называть 1 -е и 2-е слово | Схема пятизвукового слова; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; кукла; мелкие игрушки. | Л.Е. Журова стр.80 | |
16.09.2015 | 3 | Тема: «Звуковой анализ слова «газета». Работа с предложением из 2–х слов. Твердые и мягкие согласные звуки». | Продолжать учить называть слова с заданными звуками, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
| Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове. | Учить составлять предложения из двух слов, называть слова по порядку | Схема шестизвукового слова; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; мишка, мяч; мелкие игрушки. | Л.Е. Журова стр.82 | ||
23.09.2015 | 4 | Тема: «Знакомство с гласными буквами А, а. Звуковой анализ слов «кран», «Алёна». Работа с предложением из 2–х слов. Ударный гласный звук». | Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с гласными буквами а. А. | Учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов. | Красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; буква а (3 шт.), буква А (2 шт.); фишки-игрушки, мяч, зайка. | Л.Е. Журова стр.83 | ||
30.09.2015 | 5 | Звуковая культура речи. | Продолжить учить определять заданный звук в перечне слов, местонахождение звука в слове | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. | Учить определять количество и порядок слов в предложении, правильно употреблять сложноподчиненные предложения. | Мелкие предметы, картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши, стих-ие Г.Лагдзынь «Расскажи» | В.В. Гербова стр.28 | ||
07.10.2015 | 6 | Тема: «Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х слов. Знакомство с буквой Я, я». | Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Определять Познакомить с гласными буквами я, Я. Правилами написания я после мягких согласных звуков. | Учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов).
| Фишки; касса с гласными буквами А, а, Я, я; указка; мелкие игрушки; лиса. | Л.Е. Журова стр.84 | ||
14.10.2015 | 7 | Тема: «Звуковой анализ слов «лягушка», «Яша». Работа над предложением из 2-4-х слов, буквы А, Я» | Познакомить с тем, что буква я может обозначать два звука «йа». . | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Продолжать учить детей называть слова по определенной модели. | Учить составлять предложения из двух слов о действиях детей, называть 1-е, 2-е слово. | Фишки; касса с гласными буквами; указка, мелкие игрушки | Л.Е. Журова стр.85 | ||
21.10.2015 | 8 | Тема: «Звуковой анализ слов роза, мясо, Оля. Знакомство с буквами о, О. Работа над предложением из 2-х слов». | "Религиозные праздники и традиции разных народов" стр.122 | Продолжать учить детей называть слова по определенной модели, определять ударный гласный звук. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв. Познакомить с буквами о, О. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук. | Учить составлять предложения о действиях, называть 1-е, 2-е слово. | Фишки; касса с гласными буквами; буквы о. О; указка; мелкие игрушки. | Л.Е. Журова стр.87 | |
28.10.2015 | 9 | Звуковая культура речи. Работа с предложением. | Совершенствовать фонетическое восприятие | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов , | Учить определять количество и последовательность слов в предложении. | Орфографический словарь, стих- Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной» и К.Бальмонта «Осень». | В.В. Гербова стр.37 | ||
11.11.2015 | 10 | Тема: «Знакомство с буквами Ё, ё. Звуковой анализ слов «полка», «свекла». Работа над предложением из 2-х слов». | Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. Познакомить с тем, что буква ё может обозначать звук «о» и пишется после мягких согласных звуков. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук. | Учить составлять предложения из двух слов с заданным словом. | Фишки; касса с гласными буквами; буквы ё, Ё; фишки или мелкие игрушки, указка | Л.Е. Журова стр.88 | ||
18.11.2015 | 11 | Тема: «Звуковой анализ слов «терка», «ёлка». Работа над предложением из 2–х слов». | "День матери" стр.77 | Познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука - «йо»; Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук. | Учить составлять предложения из двух слов с заданным словом. | Фишки; касса с гласными буквами; указка; мелкие игрушки. | Л.Е.Журова стр.89 | |
25.11.2015 | 12 | Тема: «Знакомство с буквой у, У. Звуковой анализ слов «груша», «сумка». Работа над предложением из 3–х слов» | Продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук. Познакомить с буквами у, У. | Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и. | Фишки; касса с гласными буквами; буквы у. У; указка; мелкие игрушки, мел. | Л.Е. Журова стр.90 | ||
02.12.2015 | 13 | Звуковая культура речи. | "День героев Отечества" стр.77 | Продолжить развивать фонематическое восприятие, учить правильно воспроизводить звуки | Учить выполнять звуковой анализ слова, определять и выделять ударное слово | Продолжать учить анализировать предложение | Орфографический словарь, загадка. | В.В. Гербова стр.46 | |
09.12.2015 | 14 | Тема: «Знакомство с буквой Ю, ю. Звуковой анализ слов «лук», «люк», «утюг». Работа над предложением из 3–х слов».
| Учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком. Познакомить с буквами ю, правилами ее написания после мягких согласных звуков. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук | Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и.
| Красные, синие, зеленые черные фишки; касса с пройденными гласными буквами, буквы ю, Ю, указка фишки или мелкие игрушки; мел; 10-12 игрушек. | Л.Е. Журова стр.92 | ||
16.12.2015 | 15 | Тема: « Звуковой анализ слов «Юра», «юла», «клюв». Работа над предложением из 3–х слов». | Продолжать учить детей называть слова по заданной модели. Познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука - «йу»; | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук. | Учить составлять предложения из трех слов с союзом и. | Фишки; касса с гласными буквами; мелкие игрушки; мел; 10-12 игрушек. | Л.Е. Журова стр.93 | ||
23.12.2015 | 16 | Тема «Знакомство с буквой ы, Ы. Звуковой анализ слов «рыба», «шар», «мышка». Работа над предложением из 3–х слов». | Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук, познакомить с буквой ы.. | Учить составлять предложения из трех слов с союзом и. | Фишки: касса с гласными буквами; буква ы, указка; мелкие игрушки; мел; 10—12 игрушек. | Л.Е. Журова стр.94 | ||
30.12.2015 | 17 | Тема: «Знакомство с буквой И, и. Звуковой анализ слов «мишка», «игрушка». Словоизменение». | "Рождество Христово" стр.34., стр.81 | Продолжать учить детей называть слова по заданной модели. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с буквами и, И и, правилом написания после мягких согласных звуков; учить детей словоизменению | Учить составлять предложения из трех слов с союзом и. Продолжать учить детей словоизменению | Фишки; касса с гласными буквами; буквы и, И; указка; фишки или мелкие игрушки. | Л.Е. Журова стр.95 | |
13.01.2015 | 18 | Тема: «Звуковой анализ слов «эхо», «люстра». Словоизменение. Знакомство с буквой э, Э». | Продолжать учить детей называть слова по заданной модели. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук; познакомить с буквой Э; учить детей словоизменению. | Фишки; касса с гласными буквами; буквы э, Э; указка; | Л.Е. Журова стр.96 | |||
20.01.2015 | 19 | Тема: «Знакомство с буквами Е, е. Звуковой анализ слов «лес», «белка». Словоизменение, составление предложений с союзом и». | Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с буквами е, Е правилами написания е после мягких согласных звуков. Продолжить учить детей словообразованию | Учить составлять предложения из трех слов с союзом и. | Фишки, касса с гласными буквами; буквы е, Е, указка, мелкие игрушки. | Л.Е. Журова стр.97 | ||
27.01.2015 | 20 | Тема: «Знакомство с буквами М, м. Звуковой анализ слов «мама», «мимо». | "День родного языка " стр.38., стр.87. | Закреплять знания о твердых и мягких согласных звуках. | Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквой м, учить читать слоги и слова с буквой м. | Фишки, касса с гласными буквами; «окошечко» и полоски с гласными и согласными буквами; буквы М (две), м (четыре). | Л.Е. Журова стр.107 | ||
03.02.2015 | 21 | Звуковая культура речи. | "День родного языка" стр.38., стр.87. | Продолжить совершенствовать фонематическое восприятие; учить правильно воспроизводить звуки; Закреплять знания о твердых и мягких согласных звуках. | Учить делить слова с открытыми слогами на части | Фишки или карточки из математического набора, изображения животных, | В.В. Гербова стр.58 | ||
10.02.2015 | 22 | Тема: «Знакомство с буквами Н, н. Звуковой анализ слова «Нина». Чтение слогов, текста, работа с предложением». | Учить называть слова определенной звуковой структуры. | Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквой н и тем, что она может обозначать звуки «н» и «нь». Учить читать слоги и слова с буквами м и н. | Учить составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку. | Фишки; касса с буквами н; указка; «окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами | Л.Е. Журова стр.108 | ||
17.02.2015 | 23 | Тема: «Знакомство с буквами Р, р. Звуковой анализ слова «Марина», «норы». Чтение слогов, текста. Работа с предложением. Ударение» | Учить детей называть слова определенной звуковой структуры. | Закреплять умение детей производить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного Познакомить детей с буквой р и тем, что она обозначает звуки «р» и «рь» | Фишки; касса с буквами; буквы (две), р (четыре); «окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами. | Л.Е. Журова стр.109 | |||
24.02.2015 | 24 | Тема: «Знакомство с буквой Л, л. Звуковой анализ слова «Лена», «луна». Чтение слогов, текста. Работа с предложением» | Учить детей называть слова определенной звуковой структуры. | Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с буквой л и тем, что она обозначает звуки «л» и «ль». Учить детей читать слоги с пройденными буквами; с буквой л. | Закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку. | Фишки; касса с буквами: буквы Л (две), л (четыре); «окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами. | Л.Е. Журова стр.110 | ||
02.03.2015 | 25 | Звуковая культура речи. | "Масленица" стр.42. | Совершенствовать фонематическое восприятие детей, словообразование. | Формировать умения делить слова на части, определять звук, изменивший значение слова, учить определять позицию звука в слове, мягкость и твердость звука. | Листы бумаги, карандаши, орфографический словарь, фишки или карточки геометрических фигур. | В.В. Гербова стр.64 | ||
09.03.2015 | 26 | Тема: «Знакомство с буквой Г, г. Чтение слогов, текста, выкладывание предложения». |
| Учить детей называть слова определенной звуковой структуры. | Познакомить с буквами Г и г и тем, что они обозначают звуки «г» и «гь». Учить читать слоги и слова с пройденными буквами | Учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки, познакомить с правилами выкладывания. | Фишки; касса с буквами; буквы Г(две), г (четыре). | Л.Е. Журова стр.111 | |
16.03.2015 | 27 | Тема «Знакомство с буквой К, к. Звуковой анализ слова «яма». Чтение текста, выкладывание предложения». | Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой структуры. | Закреплять знания, что буква я может обозначать два звука («й», «а» в начале слова и после гласной. Познакомить с буквами к и К. Рассказать, что буква К обозначает звуки «к» и «кь». | Учить детей выкладывать предложения в соответствии с правилами. | Фишки; касса с буквами; буквы К (две), к: (четыре). | Л.Е. Журова стр.113
|
23.03.2015 | 28 | Тема: «Знакомство с буквами С, с, З, з. Звуковой анализ слов «елка». Чтение пословиц. Выкладывание предложения» | Закреплять умение называть слова с определенным ударным гласным звуком. | Закреплять знания, что буквы ё, е могут обозначать два звука («й», «о», «й», «э» в начале слова и после гласного звука). Познакомить детей с буквами С, с и тем, что они обозначают звуки «с», «сь» | Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил. Совершенствовать навык чтения пословиц. | Фишки; касса с буквами; буквы С , З (две), с, з (четыре); мелкие игрушки. | Л.Е. Журова стр. 115 | ||
30.03.2015 | 29 | Звуковая культура речи. | "Народные праздники на Ямале" стр.44. | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие и правильное произношение звуков, формировать определять последовательность звуков в словах | Продолжать учить делить слова на части, определять последовательность звуков в словах, формировать умения делить слова на части | Закреплять знания о том, что предложение состоит из слов, называть слова в предложении в правильной последовательности. | Раздаточный материал. | В.В. Гербова стр.74 | |
06.04.2015 | 30 | Тема: «Знакомство с буквами Ш, ш, Ж, ж. Чтение текста, пересказ рассказа, выкладывание предложения». | Учить называть слова определенной звуковой структуры. | Познакомить с буквами Ш, Ж, с правилом написания сочетаний ши, жи. | Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей пересказывать прочитанный рассказ. Продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил. | Фишки; касса с буквами; буквы Ш, Ж(две), ш,ж (четыре) таблица с написанным сочетанием ши, жи. | Л.Е. Журова стр.117 | ||
13.04.2015 | 31 | Тема: «Знакомство с буквами Д, д, Т, т. Чтение текста. выкладывание предложения» | Учить называть слова определенной звуковой структуры. | Закрепить знание правила написания сочетаний ши, жи. Познакомить детей с буквами Д, д, Т, т и тем, что они обозначают звуки «т», «ть», «д», «дь» | Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденным грамматических правил. | Фишки; касса с буквами; буквы Д, Т (две), д, т (четыре); мелкие игрушки; таблицы с сочетаниями жи, ши | Л.Е. Журова стр.120
| ||
20.04.2015 | 32 | Тема «Знакомство с буквой ь. Чтение текста, проставление ударения» | Учить детей отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). Познакомить с буквой ь. Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением. | Совершенствовать навык чтения детей.
| Фишки; касса с буквами; буква ь (две) | Л.Е. Журова стр.122 | |||
27.04.2015 | 33 | Звуковая культура речи.
| "День Победы" стр.57., стр.107. | Совершенствовать фонематическое восприятие, правильное произношение звуков. | Продолжать учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова. | Стих-ие С.Есенина «Черемуха», раздаточный материал | В.В. Гербова стр. 78 | ||
04.05.2015 | 34 | Тема ««Буква Ц. Выкладывание предложения. Чтение текста». | Продолжать учить отгадывать слова, выложенные фишками. | Познакомить детей с буквами Ц, ц и правилом, что звук «ц» — всегда твердый согласный; | Совершенствовать навык чтения детей. Продолжать учить выкладывать предложение с применением пройденных правил. | Фишки; касса с буквами; буквы Ц(две), ц (четыре). | Л.Е. Журова стр.133 | ||
11.05.2015 | 35 | Тема: «Знакомство с буквой ъ. Выкладывание слов, чтение текста» | Учить детей отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). | Познакомить с буквой ъ. Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их с использованием ударения | Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей составлять предложение с заданным словом. | Фишки; касса с буквами; буква ъ (две). | Л.Е. Журова стр.124 | ||
18.05.2015 | 36 | Тема: «Знакомство с буквами П, п, Б, б. Чтение текста, выкладывание предложения». | "Международный день защиты детей" стр.58.. стр.109. | Учить отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). | Познакомить детей с буквами П, п, Б, б и тем, что они обозначают звуки «п», «пь», «б», «бь». | Совершенствовать навык чтения детей; учить детей пересказывать прочитанный рассказ. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. | Фишки; касса с буквами; буквы П,Б (две), п, б (четыре). | Л.Е. Журова стр.125 | |
25.05.2015 | ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ |
Литература и средства обучения:
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» - из-во «Мозаика-синтез», Москва, 2015 г.;
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте - М., «Школьная пресса». 2001. .
- Жукова Р.А. « Грамота. Подготовительная группа. Разработки занятий. ! и 2 части».ИТД «Корифей», 2007г.
- Новотворцева Н.В. "Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома", Ярославль, 1998г.
- В.В. Гербова.; Бабаева Т. И., Михайлова З. А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в Детском саду» 1999 г.;
- "Подготовка к обучению грамоте в детском саду" под ред. Воронцовой Н.С., Старжинской Н.С., Самара, 1993г.;
- Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать", С.-П., 1998г.;
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Приключения Буратино".
Занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данный материал построен по традиционной в логопедии схеме.Сначала в занятии используются задания ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/14/picture-1198480-1652538982.jpg)
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Звук [С]. Буква «С»
ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком и буквой С. Задачи: 1. Закреплять навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;учить выдел...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/14/picture-1198480-1652538982.jpg)
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: «Скоро в школу». Дифференциация звуков «Л»-«Р»
Цель: дифференциация звуков «Л»-«Р». Задачи:учить дифференцировать звуки [л]-[р];совершенствовать умение выделять звуки [л] и [р] в начале, середи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/14/picture-1198480-1652538982.jpg)
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Дикие животные. Автоматизация Звука «Л».
ЦЕЛЬ – автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-обучающие:Закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.Учить определять место звука ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996777-1516127031.jpg)
Конспект по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Знакомство зо звуком Ч."
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группы со звуком Ч....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-215117-1362245663.jpg)
Конспект итоговой интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «ФЭМП», «Речевое развитие», «Подготовка к обучению грамоте», «Художественно-эстетическое».Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тем
Цель: систематизация знаний и умений детей по областям в соответствии с программными задачами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1285016-1604300091.jpg)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы по теме «Согласный звуки [Л] [Л’], буква Л»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы по теме «Согласный звуки [Л] [Л’], буква Л»...