Конспект организованной образовательной деятельности «Как спасаются звери от стужи зимой» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный конспект формирует лексико-грамматические средства языка в различных приемах ( играх, упражнениях) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_kak_spasayutsya_zveri_ot_stuzhi_zimoy.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
«Как спасаются звери от стужи зимой»
(для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Подготовила: Мучкаева Ирина Валерьевна, учитель-логопед
Образовательные области: «Речевое развитие».
Форма проведения ООД: подгрупповое занятие.
Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой».
Цель – дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, волк, белка, лиса, медведь).
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме,
- пополнять словарь детей новыми понятиями на тему «звери зимой»,
- совершенствовать навыки в образовании сущ. с уменьшительно - ласкательных суффиксами,
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить названия детёнышей животных в единственном и множественном числе;
Коррекционно – развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление посредством отгадывания загадок,
- закреплять умения классифицировать предметы по существенным признакам, на основе игры «4 лишний»,
- развивать зрительное восприятие посредством выполнения заданий.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к животным, доброжелательное отношение к ним,
- развивать умение внимательно слушать педагога.
Оборудование: сюжетные картинки (зима, зимний лес), предметные картинки
(животные, жилища у животных), мяч.
Ход.
I Организационный момент
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети: зимой
Учитель-логопед: Какое сейчас время года?
Дети: зима
II Основная часть
Учитель-логопед: Мы сегодня с вами отправимся в зимний лес. В этом лесу можно встретить много разных животных, отгадайте каких, слушайте внимательно:
Это что за шалунишка,
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? Белка.
Дети: белка
Учитель-логопед:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. Лиса.
Дети: лиса.
Учитель-логопед:
Чей тоскливый вой
Слышится зимой? Волк.
Дети: волк
Учитель-логопед:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы —
Уши больше головы? Заяц.
Дети: заяц
Учитель-логопед:
Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? Медведь.
Дети: медведь
Учитель-логопед: Молодцы! Все загадки отгадали про зверей! Ребята, зимой холодно всем и зверятам в лесу. Что же помогает им согреться?
Дети: шкура, мех, шуба, пух и т.д.
Учитель-логопед: У лисы и белки какого цвета шубки?
Дети: рыжие.
(Педагог демонстрирует детям картинки летнего периода).
Учитель-логопед: А у зайца и волка какого цвета шубки?
Дети: серые.
Учитель-логопед: У медведя какого цвета шубка?
Дети: коричневая.
Учитель-логопед: Молодцы! Это было летом, а зимой, произошла вот какая история.
Встретились как-то под ёлкой в морозный день белка и заяц (педагог рассказывает историю и выкладывает изображения животных на доске).
Белка говорит: «Здравствуй, ты кто такой?»
- Я – заяц. А ты кто такая?
- А я белка. А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала.
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно, лиса пройдет мимо, не заметит. А ты, белка, почему стала другого цвета?
- Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно, куница не заметит.
Учитель-логопед: Ребята, все зверята, поменяли летние шубки на зимние, а зимние шубки теплее, пушистее, теперь зверята не замёрзнут.
Учитель-логопед: Не только звери готовятся к зиме, и люди тоже зимой надевают теплую одежду, чтобы не замерзнут (перечислите теплую одежду у людей). Зачем людям одежда?
Дети: чтобы не замерзнуть.
Учитель-логопед: Да, и животных и людей есть шуба (животные не могут снять ее с себя, а люди снимают, когда приходят домой).
Учитель-логопед: Давайте превратимся с вами в зверей. Ребята «превращаются» в разных лесных зверей: белка, заяц, волк, лиса, медведь, и имитируют движения этих животных.
Учитель-логопед: Какие вы молодцы! Как хорошо вы можете имитировать зверей! Садитесь.
Учитель-логопед: А теперь закроите глаза, я уберу картинку, какой картинки не стало?
медведь, белка, лиса, заяц (убирает по выбору педагога)
Дети: отвечают
Учитель-логопед: Но в лесу дует сильная метель, чтобы нам не замёрзнуть, давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (с мячиком) (снег – снежок, снежинка, лес, заяц, белка, лиса).
Учитель-логопед: Ребята, но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги, снегопады, что и шубки не спасают зверят, хочется в домике спрятаться. Ребята, вас зверята попросили спрятать их в свои домики (д/игра «Спрячьте нас в наши домики»).
Учитель-логопед: На доске педагог прикрепляет: нору, заросли, логово, берлогу, дупло. Дети прячут зверей в свои домики.
Учитель-логопед: Куда спрячем лису?
Дети: В нору.
Учитель-логопед: Куда спрячем зайца?
Дети: В кусты.
Учитель-логопед: Куда спрячем волка?
Дети: В логово.
Учитель-логопед: Куда спрячем медведя?
Дети: В берлогу.
Учитель-логопед: Куда спрячем белку?
Дети: В дупло.
Учитель-логопед: Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят. Все до весны доживут, перенесут и холод и стужу. А весной у всех зверей детёныши появятся. Угадайте, у кого какие? У белки кто?...
Дети: бельчата.
Учитель-логопед: У лисы?...
Дети: лисята.
Учитель-логопед: п- У зайца?...
Дети: зайчата.
Учитель-логопед: У медведя?...
Дети: медвежата.
Учитель-логопед: У волка?...
Дети: волчата.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Правильно угадали у кого какие детёныши! Ребята, скажите, какие шубки у зверей зимой?
Дети: тёплые, пушистые.
Учитель-логопед: У зайца летом шубка какая?
Дети:серая.
Учитель-логопед: А зимой?
Дети: белая.
Учитель-логопед: Правильно! А летом у белки, какая шубка?
Дети: рыжая.
Учитель-логопед: А зимой?
Дети: серая.
Учитель-логопед: Правильно, молодцы!
Учитель-логопед: На сегодня наше путешествие заканчивается, на следующем занятии мы продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
III итог
Учитель-логопед: Ребята, где мы сегодня побывали?
Учитель-логопед: Назовите животных, которые живут в зимнем лесу?
Список использованной литературы:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи "Прогулка по сказкам"
Конспект занятия...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Как спасаются звери от стужи зимой» (вторая младшая группа)
Конспект НОД...
Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».
Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫв старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...