Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками
опыты и эксперименты по развитию речи (средняя группа) на тему
Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогические основы процесса социального развития детей дошкольного возраста
Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
Процесс социального развития личности сложный он включает в себя: усвоение социальных норм и ценностей ребенком, вхождение его в данную культуру и последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Каждый индивид социализируется по-своему, у разных людей накапливается различный социальный опыт.
Важнейшим условием социального развития детей является личносто-ориентированное педагогическое общение, т.е. воздействие воспитателя на детей с помощью коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических) направлено не только на эффективность обучения, но и на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического климата в группе.
Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми
Дети этого возраста проявляют активность в общении с окружающими, овладевают ситуативно-деловым общением и элементарным сотрудничеством с взрослым. Ребенок сохраняет преимущественно эмоционально-позитивное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, выражает стремление к позитивной оценке окружающих, позитивно отзывается о себе и своих близких. Речевое общение с ровесниками имеет форму эмоционально-практического общения. К ровесникам относится дружелюбно, имеет друзей. Знает свои возможности, что способствует формированию «Я - концепции».
Ребенок дошкольного возраста обогащает свой позитивный опыт общения с окружающими людьми, стремится к общению, приобретает гибкость в социальном поведении, пытается решить проблемы, «мириться», используя слова, жесты и мимику, задает много вопросов познавательного характера.
На протяжении детства появляются и развиваются различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического и социального развития ребенка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям ребенка.
Методические аспекты работы воспитателя по решению задач социального развития детей младшего дошкольного возраста
Отбор содержания с детьми для решения задач социального развития основывается на тематическом принципе. Каждая тема дает возможности решать в комплексе задачи умственного, речевого, социального, нравственного развития. Например, тема «Семья, родственники». Развитие этой темы позволяет подвести детей к выводу, что жизнь семьи зависит от отношения ее членов к своим обязанностям.
Успешной для решения задач социального развития ребенка будет деятельность, которая развивает ребенка, которая отвечает таким педагогическим условиям: 1. Она опирается на жизненный опыт ребенка 2. Она вызывает заинтересованность ребенка 3. Стимулирует ребенка к активным действиям 4. Предусматривает необходимость взаимопомощи.
Основные направления работы педагогов по социальному развитию детей нацелены на формирование социально – моральных чувств, качеств: доверия, чувства безопасности, ответственности, благодарности, честности, правдивости, миролюбия, доброты и др. Решая проблему социально – морального развития дошкольника, воспитатель может использовать коллективные формы работы с детьми, работы в малых группах, индивидуальную деятельность.
Одна из главных задач взрослых, особенно педагогов – социальное развитие детей, которая решается путем обеспечения условий для успешной социализации. Процесс социального развития – это сложное явление, в ходе которого осуществляется усвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общества и постоянное открытие, и утверждение себя как социального субъекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, спосо...
Педагогический проект инновационной деятельности «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр» (3-4 год обучения)
Одно из основных направлений работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности...
Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".
Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных мето...
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе краеведческого образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе краеведческого образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО является одной из годовых задач групп ДО. Детский сад – ...
"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...