СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
материал

Беспалова Ирина Александровна

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

 В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования.

На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Проблемы социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально – экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.

Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Процесс социально - личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:

- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

- Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

- Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

- Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги нашего дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Особенностью проектной деятельности дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В своей работе  я  использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:

  1. Беседы о различных профессиях, во время которых  воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями  и закрепляет  знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому,  о чем  он беседует с ними.
  2.  Наблюдения, которые  проводятся  не только в здании детского сада , но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника,   водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины
  3. Экскурсии, на которых  дошкольники узнают об особенностях данной профессии,   и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы,  для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя,  помощника воспитателя, медсестры, повара  и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как  завхоз, почтальон,  швея, строитель, каменщик, сварщик,  библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают  на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
  4. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли). Воспитанники с родителями и воспитателями  решили совместно найти  решение проблемы.  Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе.

Согласно годовому плану свой проект мы с ребятами назвали» профессии моих родителей «В ноябре стартовал проект свою работы мы решили начать с экскурсии и наблюдение за профессиями в детском саду. Ребята посещали рабочий кабинет медсестры где они с интересом рассматривали оборудование, инструменты, пособие с которым работает медицинский работник. Вели наблюдение за работой няни затем наблюдали за тяжёлой работы дворника, посещали столовую пообщались с поварами, которые готовят вкусные и полезные обеды и завтраки и с интересом рассматривали большие кастрюли огромные электрические плиты разделочные доски и так далее.С  помощью родителей с  создаем фотоальбом Где родители находятся на своем рабочем месте. родители с большим желанием откликнулись На просьбу И принимали участие в реализации проекта.  они высылали нам своё фото. совместно с детьми  отвечали на анкеты. Составляли мини рассказы сочинения вместе с детьми на тему моя будущая профессия.
Через онлайн экскурсии дети познакомились с профессиями инспектора ГИБДД просмотрели кино ролики о работе библиотекаря, работы пожарного спасателя. Благодаря работе над проектом шло и обогащение словарного запаса дошкольников развивалась Связная речь детей, пополнялась база познании детей. Для работы над проектной деятельностью мною был подобран методический материал: иллюстрации, книги по теме. Игры, стихи, песни, были просмотрены презентации на тему» Каждый должен сам решать кем , когда он хочет стать.» Дети с большим удовольствием обыгрывали профессии в сюжетно-ролевых играх. Была проведена музыкально-театральная театрализованная постановка»Кем быть»Работа над проектом осуществлялась во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов. Наши дети и родители с интересом и с большим желанием принимали участие во всех этапах проектов в ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям.Они увидели своих детей с другой стороны поскольку выдвигали различные идеи, открывая новые в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепив детско-родительские отношения.

Все меньше  мальчики говорят о профессии военного.В своей проектной деятельности я также затронула тему «знакомство детей с военными профессиями, где были проведены беседы «Что бы стать военным»; «Я служу на границе».Были просмотры слайд-шоу «Военная техника»,просмотр видео презентации «пограничник» Мы готовили книжные выставки»Окно в мир профессий».Читали художественную литературу, готовили открытку-аппликацию папе. Провели музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества-«А НУ_КА, мальчики»

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях. И метод проектов оказывает нам большую помощь в этой работе.

Методику работы с детьми в рамках профориентированного проекта  разрабатываем на основе интегрированного подхода.

В ходе работы над проектом мы с детьми беседуем, рассматриваем предметы, иллюстрации, фото- и видеоматериалы, ведем наблюдения, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем сказки, рассказы, стихотворения, слушаем музыку.

В ходе работы дети приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Особенностью проектной деятельности дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В процессе работы над проектом родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который переростает в тесное содружество детского сада и семьи.

Старшие дошкольники характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, также, стремлением к совместной деятельности и тематика проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста более разнообразна.

Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к  разным профессиям. 

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. 
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. 
рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.  Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены  Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников

Таким образом, проектная деятельность поднимет  на более высокий уровень профориентационную работу с дошкольниками и позволит педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»

Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»          ...

Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".

Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....