Конспект логопедического занятия с малой подгруппой детей старшего возраста компенсирующей направленности «Молодильные яблоки и живая вода»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: коррекция речевых нарушений через приобщение
детей к истокам русской культуры.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать правильное произношение звука [Л] изолированно, в слогах, словах, фразах (уточнение слов, содержащих данный звук по теме);
- дифференциация звуков [Л] - [Р]
- совершенствовать грамматический строй речи (словообразование при помощи приставок, суффиксов, согласование существительных с прилагательными);
- расширять и активизировать словарный запас по сказке «Молодилье яблоки и живая вода»;
- совершенствовать интонационный компонент речи.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки в процессе общения;
- развивать фонематический звуко-буквенный анализ
- развивать речевой слух, фонематические представления, чувство рифмы, зрительное восприятие, внимание, тонкую и общую моторику;
- создавать условия для накопления положительных эмоций.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу,
- развивать интерес к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_minigruppy.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С МАЛОЙ ПОДГРУППОЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Молодильные яблоки и живая вода»
Цель:
Цель: коррекция речевых нарушений через приобщение
детей к истокам русской культуры.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать правильное произношение звука [Л] изолированно, в слогах, словах, фразах (уточнение слов, содержащих данный звук по теме);
- дифференциация звуков [Л] - [Р]
- совершенствовать грамматический строй речи (словообразование при помощи приставок, суффиксов, согласование существительных с прилагательными);
- расширять и активизировать словарный запас по сказке «Молодилье яблоки и живая вода»;
- совершенствовать интонационный компонент речи.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки в процессе общения;
- развивать фонематический звуко-буквенный анализ
- развивать речевой слух, фонематические представления, чувство рифмы, зрительное восприятие, внимание, тонкую и общую моторику;
- создавать условия для накопления положительных эмоций.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу,
- развивать интерес к русским народным сказкам.
Предварительная работа: чтение сказкок «Молодильные яблочки и живая вода», «Гуси-лебеди», «Харвошечка», «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», «О мертвой царевни и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»
Оборудование:
№ | Педагог | Дети |
1. Организационный момент | ||
1 | До начала занятия ставит цель занятия перед детьми: Мы сегодня с вами будем упражняться в правильном произношении звука «Л», а для этого я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие в некоторое царство-государство. Жил был царь, и было у него три сына. Постарел царь, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть молодильные яблоки и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепца - будет видеть. Собирает он пир, созывает гостей, выбрать самых смелых что б добыли и привезли молодильных яблок и кувшин живой воды. За это отпишет (подарит) полцарства. Как можно туда добраться? Вы перечислили много видов транспорта, и назвали один, у которого нет колёс, кабины, салона, и летает он по воздуху. Догадались, о каком волшебном транспорте я говорю. Вспомним наше упражнение «Лошадка», которое поможет нам добраться быстрее. На пути возникла река, как нам перебраться через неё? Выберем транспорт название которого начинается на звук [Л] (лодка). Сложим из ладоней «лодку» и поплывём, чётко произнося звук [Л] Плывём, а чтобы было не скучно, поиграем в игру. | Дети дают предполагаемые ответы: на машине, на поезде, пешком, на автобусе и т.д. Можно доехать на лошаде. Выполняют упражнение «Дошадка» Дети дают предполагаемые ответы: переплыть на лодке/корабле, перейти в брод, обойти по мосту. Дети дают предполагаемый ответ: лодка. Скалывают из ладоней «лодочку» и идут вслед за логопедом. |
2 | Дидактическое упражнение «Измени слово» - образование новых слов при помощи приставки от глагола «плыла». (Логопед начинает предложение, дети заканчивают) ЛА – ЛА – ЛА – ЛОДКА ПО МОРЮ … ДО МОСТОЧКА … ПОД МОСТОЧКОМ … И К БЕРЕГУ … Вот мы приплыли на пир в некоторое царство государство. | Дети добавляют: ПЛЫЛА, ДОПЛЫЛА, ПРОПЛЫЛА, ПОДПЛЫЛА |
2 Основная часть | ||
1 | Кратко рассказать начало сказки. Логопед первым подходит к столу и садиться, приглашает гостей к столу: Мы в тридевятом царстве. Рассаживайтесь поудобнее. Вызвался царевич поехать в тридесятое царство - поискать молодильных яблок и живой воды, да поискать своих братьев царевичей что не вернулись с поиска яблок. Как его звали, сейчас узнаем. Открываем кассу букв и складываем слово: Первая буква стоит и начале имени Инна Вторая спряталась в слове ОВАЛ Третья – в слове ШПАЛА/ТКАНЬ, СКАЛА Четвертная – последняя в слове БАТОН Кто прочитал, как зовут царевича? Трудный путь выпал царевичу, давайте поможем ему. | Дети пододвигают кассы, открывают и начинают выкладывать имя из букв. И В А Н Предполагаемый ответ детей: Иван. |
2 | Чистоговорка | |
Логопед показывает картинку коня (А4) Сначала нужно приручить коня, расскажем коню за чем едет Иван-царевич Ду-ду-ду – растут яблоки в саду ла-ло-лу Ду-ду-ду – яблоки мы найдем Ду – ду – ду – яблоки мы собирём Су – су – су – яблоки мы привезём | Дети повторяют хором за логопедом чистоговорку. | |
3 | Упражнение «Определи местонахождение звука [Л] | |
Игра «Найди предмет со звуком [Л]. Что возьмет с собой Иван царевич. Перед вам лежат картинки, найдите предметы со звуком [Л] в начале слова. Назовите названия предметов, в которых звук [Л] в конце слова Есть предметы со звуком [Л], где звук в середине слова. Поищете глазками и назовите их. | Предполагаемые ответы детей: Лук, лапти, ложка, лукошко. Седло, тулуп, калач, колун, узелок. Котел, факел, кинжал | |
4 | Родственные слова | |
Поскакал царевич кто помнит за чем? Пофантазируйте и придумайте свои слова со словом яблоко /вспомогательные вопросы: 1 Дерево, на котором растут яблоки – яблоня. 2 Сад с яблонями, какой – яблоневый. 3 Пирог с яблоком – яблочный. 4 Яблоко, а ласково – яблочко. 5 Яблоня, а ласково – яблонька/ | Предполагаемый ответ детей: за молодильными яблоками и живой водой | |
5 | «Скажи какое?» | |
Логопед обращает внимание детей на яблоко, спрашивает: что это? Яблоко какое? | Предполагаемый ответ детей: яблоко Спелое, желтое, сладкое, ароматное, червивое, гнилое | |
6 | Физкультминутка | |
Вот так яблоко! (встали) Оно (руки в сторону) Соку сладкого полно (руки на пояс) Руки потяните (протяните руки вперед) Яблоко сорвите (руки вверх) Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками) Трудно яблоко достать (подтянулись) Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули) И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко! (показываем круг руками) Оно (руки в сторону) Соку сладкого полно! (руки на пояс) | Деты выполняют движения за логопедом проговаривая стих | |
7 | Пословицы | |
В русском языке есть много пословиц и поговорок про яблоки. Какие вы знаете? Объясните, что они значат. | Предполагаемые ответы детей: 1 Не родит осина яблоки. 2 Яблоко от яблони недалеко падает. 3 Запретный плод всегда сладок. 4 Яблоку негде упасть. 5 Месяц август яблоками пахнет. | |
8 | Совершенствование логического ударения | |
Игра «Живые слова» Вы назвали половицу «Месяц август яблоками пахнет». Поиграем в «Живые слова». Назовите первое слово. Второе слово. Третье слово. Четвертое слово. (Логопед выставляет картинки после каждого называния слова) Проговорите предложение целиком, голосом выделяя своё слово. Получиться вопрос. | Предполагаемые ответы детей Месяц Август Яблоками Пахнет | |
9 | Модулирование голоса с эмоциональной окраской | |
С нашей помощь добрался Иван царевич до сада. Пошёл он воду набирать из чего? Нас попросил нарвать яблоко. Срывайте яблоко с яблони, и говорим всем какое у вас яблоко. Какое яблоко не будем класть в лукошко? Почему? | Предполагаемые ответы детей: из колодца. 1. У меня спелое яблоко. 2. У меня желтое яблоко. 3. У меня гнилое яблоко. 4. У меня сладкое яблоко. | |
3. Заключительная часть | ||
Вот и Иван царевич воротился с живой водой. Пора в путь дорогу. Поскакали на лошадке. Привез он для батюшки-царя молодильные яблоки и живую воду. Рад царь и говорит: гости дорогие, угощайтесь яблочками на здоровье.(угощает яблоками всех). | Деты выполняют артикуляционное упражнение «лошадка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности
В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект логопедического занятия "Продукты питания" для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)
Фронтальное логопедическое занятие по формированию навыков употребления категории творительного падежа с предлогом С для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста компенсирующей направленности. Тема: "Сельскохозяйственные работы"
конспект занятия по ФЭМП...
Конспект логопедического занятия "Весна" по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет
Разработанный конспект логопедического занятия...
Конспект логопедического занятия "Грибы" по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет
Конспект логопедического занятия по теме "Грибы"...
Открытое логопедическое занятия на тему: «Профессии» в старшей группе компенсирующей направленности
Открытое логопедическое занятия на тему: «Профессии» в старшей группе компенсирующей направленности Образовательные области: речевое развитие,социально – коммуникатив...