серия занятий по "Формированию речи дошкольников среднего возраста" по теме "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

конспекты занятий по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_po.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Серия занятий по «Формированию речи дошкольников среднего возраста» по теме «Зимушка - зима».

  1.  Непосредственно образовательная деятельность  по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).
  2. НОД по развитию речи «Как звери зимуют в лесу» (формирование грамматического строя речи).
  3. НОД по развитию речи «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).
  4.  НОД по развитию речи «Зимние забавы» (развитие связной речи).

Интеграция образовательных областей:

Социализация
Коммуникация
Познание
Физическая культура
Музыка

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в зимний лес».

Цели:
- Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

- Учить детей выполнять творческие задания, развивать воображение, фантазию.

- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, уметь видеть красоту окружающего мира.

Развивающая среда: картина и фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей,

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите в окно…
- От чего же всё бело вокруг? (ответы детей).
- Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (ответы детей).

- Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

- Что мы видим на земле и деревьях? (ответы детей).
- Снег какой? (ответы детей).
- Снежинки какие? (ответы детей).

Упражнение «Один – много»

Снег, лёд, снежинка, ветер, мороз, дерево.

 
- Какая погода зимой? (ответы детей).

- Зимой дует очень холодный ветер. Когда дует сильный ветер – он подхватывает с земли снежинки, поднимает  их в воздухе и кружит, кружит их.
- Как называется это явление? (ответы детей).

Упражнение «Вьюга»

Воспитатель вместе с детьми имитируют звуки леса зимой.

- Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою Ягой.  Воет вьюга: «З-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м- м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-« (громко, низким голосом.) Стонут берёзы: «М-м-м-м-м» (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с».

- Падает снег, падает – как называется это явление? (ответы детей).

Воспитатель показывает детям картину с изображением зимнего  пейзажа.

-Укрылась природа белым, снежным одеялом и спит всю зиму. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес на воображаемую прогулку.

   Как тихо вокруг…Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников.
  Заснул лес. Не слышно пения птиц. Только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достаёт свои зимние запасы да лакомится ими, да зайчишка выскочит из – за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лисы да от голодного волка.
  Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие. А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.
  А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки – полёвки и разрыла её. Наверное, ей удалось пообедать.
  А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. Но никто не решается его потревожить…

Беседа:
- Кого вы встретили в зимнем лесу?
- Какие следы зайца?
- Почему задние лапы у него длиннее?
- Как заяц запутывает следы?
- Зачем лиса разрыла снег?
- Как выглядит снаружи медвежья берлога?
- Почему над ней поднимается пар?

Упражнения «Подбери слова – действия», «Подбери слова – признаки»

Снег – (что делает?)-
Мороз – (что делает?) -
Ветер – (что делает?) -
Снег – (какой?) -
Зима – (какая?) -
Мороз – (какой?) –

- Ребята,  нам пора возвращаться в детский сад. Мы с вами пойдём по снегу. (Слайд) Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке? (Бег врассыпную). Устали немного, отдохнём. (Слайд , звучит спокойная музыка). Релаксация.

Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?

  Конспект непосредственно образовательной деятельности по         развитию речи «Как звери зимуют в лесу».

Цели:

- Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.

- Закрепить умение образовывать наименования детёнышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа  и родительном падеже единственного числа.

- Учить выделять, чётко и правильно произносит звук ч в словах.

- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных.

- Воспитывать любовь к животным.

Развивающая среда: опорные картинки с изображением животных: белки. зайца, лисы, волка. медведя и их детёнышей; картинки жилья животных; магнитная доска,письмо.

Ход НОД

Приветствие «Улыбка»

Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга, необычно поздороваться и подарить друг другу свою улыбку и весёлое настроение.

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я встретила почтальона Печкина. Он передал для вас письмо от кота Матроскина. Прочитаем письмо?

«Дорогие ребята! Дядя Фёдор задал мне и Шарику задания, но мы не можем  сами с ними справиться, но и дядю Фёдора тоже не хочется огорчать. Помогите нам, пожалуйста.                        Кот Матроскин.»

- Ну что, ребята, поможем Матроскину и Шарику? (ответы детей.)

1 задание: «Отгадай загадку».

Его обижают  и звери, и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под ёлкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.  (Заяц)

- Какие у зайца уши? (ответы детей.)

- Какой у зайца хвост? (ответы детей.)

Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)

- Какие у белки уши? (ответы детей)
- Какой у белки хвост? (ответы детей)

Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под волчий вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Какие уши у медведя? (ответы детей)
- Какой хвост? (ответы детей)

Я, сознаюсь виновата:
Я хитра и плутовата,
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)

- Какие уши у лисы? (ответы детей)
- Какой хвост? (ответы детей)

Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой, голодный?

- Какие уши у волка? (ответы детей)
- Какой хвост? (ответы детей)

- А где живут заяц, волк, медведь, белка и лиса? (ответы детей)

- Какие это животные, если они живут в лесу? (ответы детей)

2 задание: «Кто где спрятался?»

Показываю картинку и прошу найти на ней животных. Кто где спрятался.

3 задание:  «Физминутка»  (муз. И. Грантовой).

Вышли зайки погулять,
Погулять в лесочке.
Захотелось поплясать
Зайкам на снежочке,
Прыг – да скок, прыг – да скок,
Пляшут наши зайки.
И торчат у зайчат
Ушки на макушке.

4 задание: игра – имитация «Кто как двигается?»

Дети называют и показывают.

Заяц – прыгает, Медведь – идёт вразвалочку, Лиса – крадётся, Белка  -
прыгает, Волк – рыщет.

5 задание: «Назови детёнышей»

Дети находят детёнышей по опорным картинкам.

6 задание: «Похвалялись звери»

Каждый ребёнок думает, кем из животных он хочет быть: белочкой, волком, зайцем или лисой. Приглашаю к себе ребёнка, и игра начинается.

- Я – медведь, - говорю я.
- Я – волк, - говорит ребёнок.
-  У меня шуба коричневая.
- У меня серая.
- У меня уши круглые.
- У меня острые.

Дети сами произносят диалоги от лица зверей.

- Ребята, от кого мы получили письмо? (ответы детей)
- Что просил  кот Матроскин?  (ответы детей)
- А мы справились  с заданиями? (ответы детей)

Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

    Тема: «Описание зимней одежды»

Цели:

- Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
- Расширять  активный словарь (прилагательных).
- Совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
- Развивать фразовую речь.
- Воспитывать  бережное отношение к одежде.

Развивающая среда: предметные картинки с изображением зимней одежды; снежки, снежинки.

Ход НОД

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими,
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Снег на крыши лёг.

                                   Е.Трутнева

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей)                                         Почему вы думаете, что это зима?  (ответы детей)
- А зимой тепло или холодно ?  (ответы детей)
- Что делают люди, чтобы не замёрзнуть?  (ответы детей)

Игра на развитие памяти «Запомни слова»

- Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Потом мы проверим, кто сколько слов запомнил. Будьте внимательны.  

ШАПКА, ШУБА, ШАРФ, ШТАНЫ, ВАРЕЖКИ, ВАЛЕНКИ.

Спрашиваю 2 – 3 детей, затем цепочка слов меняется.

- Ребята, сейчас мы с вами будем собираться на улицу. Какие вещи нам надо надеть, чтобы не замёрзли? (ответы детей)

Дети называют вещи, выбирают картинку и ставят на наборном полотне.  Воспитатель задаёт вопросы:
- Что это?
- Какого цвета?
- Куртка какая?
- Что есть у куртки и пуховика?
- Для чего нужен шарф?
- Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т.д.

Физминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,            Поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.        
хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками,            
снежинки.
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,              
Потягивание – руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы.        
Ходьба на месте, колени высоко поднимать.
Поднимаем выше ноги.
Вот лисица в поле скачет,                  
Прыжки на месте.
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идём, идём                              
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                  
Дети садятся.

Упражнение «Летят снежинки» - координация зрения.

В руке у детей по снежинке.

Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинка вправо полетела,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинка полетела,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

Игра с мячом «Что можно делать с одеждой?»

Дети встают в круг. Воспитатель встаёт в центр круга.
- Сейчас мы поиграем. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди.

Игра «Дорисуй!»

- У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их.  Художник забыл нарисовать кое – какие детали. Давайте дорисуем их.

- Молодцы, ребята! Хорошо поработали.

Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?

 Конспект непосредственно образовательной деятельности по  развитию речи «Зимние забавы»

Цели:
- Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов из 3 – 4 предложений.
- Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Упражнять в склонении существительного «снеговик» по падежам.
- Развивать творческое воображение детей.
- Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: дети играют в снежки, дети лепят снеговика, девочка катается на коньках, мальчик катается на лыжах.

Ход НОД

На доске картина с зимним пейзажем. Беседа:

- Какое время года на картине?
- По какому признаку вы догадались, что это зима?
- Какой снег?
- Назовите снег ласково.
- Как мы называем явление природы, когда  снег падает?
- А если снега намело целую кучу. Как мы её назовём?

- А когда падает снег и дует ветер, как называется это явление?
- А что происходит со снегом зимой?
- А за что вы любите зиму?
- А вы любите гулять зимой на улице?
- А что можно делать зимой на улице?

Работа с картинками (мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети играют в снежки, дети лепят снеговика).

- Кого видим на картинке?
- Что делает …(мальчик, девочка, дети)?
- В чём одеты дети? Как вы думаете, почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?
Составление коротких рассказов по каждой из картинок.

- А давайте с вами тоже слепим снеговика. У нас есть снежинки.
- Расскажите, какие они? (ответы детей). Но из снежинок не слепить снеговика.
- Давайте снежинки положим в ведро (в нём лежат снежки) и посмотрим,  что получится.
- Нужно дунуть три раза (вдох через нос, выдох через рот) 1-2-3-смотри!
- Посмотрите, какие у нас получились снежки.  Скажите, снежки какие?
- А вот теперь можно лепить снеговика. Возьмите по снежку и катайте, чтобы получился  большой снежный ком.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати, кати, ты свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.

- Ой, ребята, что то не получается у нас, и я знаю почему. А вы как думаете? (ответы детей). Правильно! Потому что у нас в группе тепло. Давайте снежки положим в ведро, а ведро спрячем за дверь (за дверью – снеговик).
- А мы с вами сильно подуем, чтобы было холодно  (дети дуют). Ой, как холодно стало.  Давайте погреемся немножко.

Физминутка.

Мы попрыгаем немножко,
Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.

- Давайте, посмотрим. Что же там с нашими снежками стало. Ребята, смотрите снеговик.
- Скажите, снеговик какой? (ответы детей)
- Снеговик из чего? (ответы детей)
- Давайте покажем снеговику, что мы умеем делать. Ребята, зимой, когда идёт снег и дует сильный ветер, слышится звук: С-С-С-С-С-С.

- Я буду произносить разные звуки, а вы, если услышите звук С , хлопните в ладоши. А-П-И-С-С-Т-И-С-А-С-О-Р-С
- А сейчас посмотрите на картинки, послушайте, как я произношу  СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, СОСУЛЬКА, ЛЫЖИ
- В каких словах  живёт звук С? (ответы детей)

Чистоговорка

СА-СА-СА – в сказке были чудеса
СО – СО – СО – покатилось колесо
СУ – СУ – СУ – мы увидели лису
СЫ – СЫ – СЫ – хвост красивый у лисы

Игра «Добавь слово».

- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК.

Мы решили слепить … (снеговика).
Мы приделали нос – морковку …(снеговику).
Мы показали малышам нашего …(снеговика).
Мы играли с нашим  …(снеговиком).
Мы расскажем мамам о …(снеговике).

- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами  споём песенку о зиме.

Песня о зиме.

Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?


.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы: «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Конспект НОД по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы:«К нам весна шагает быстрыми шагами Разработал воспитатель средней группыФоменко Наталья Валерьевна...

Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"

"Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий....

Дидактические игры развивающие речь дошкольников среднего возраста.

Дидактические игры в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений....

Формирование речи дошкольников среднего вазраста

как формировать речь среднего дошкольника конспекты...

Формирование речи дошкольников среднего возраста.

Формирование речи дошкольников среднего возраста.В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цел...