серия занятий по "Формированию речи дошкольников среднего возраста" по теме "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Серия занятий по «Формированию речи дошкольников среднего возраста» по теме «Зимушка - зима».
- Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).
- НОД по развитию речи «Как звери зимуют в лесу» (формирование грамматического строя речи).
- НОД по развитию речи «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).
- НОД по развитию речи «Зимние забавы» (развитие связной речи).
Интеграция образовательных областей:
Социализация
Коммуникация
Познание
Физическая культура
Музыка
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в зимний лес».
Цели:
- Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.
- Учить детей выполнять творческие задания, развивать воображение, фантазию.
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, уметь видеть красоту окружающего мира.
Развивающая среда: картина и фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей,
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите в окно…
- От чего же всё бело вокруг? (ответы детей).
- Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (ответы детей).
- Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
- Что мы видим на земле и деревьях? (ответы детей).
- Снег какой? (ответы детей).
- Снежинки какие? (ответы детей).
Упражнение «Один – много»
Снег, лёд, снежинка, ветер, мороз, дерево.
- Какая погода зимой? (ответы детей).
- Зимой дует очень холодный ветер. Когда дует сильный ветер – он подхватывает с земли снежинки, поднимает их в воздухе и кружит, кружит их.
- Как называется это явление? (ответы детей).
Упражнение «Вьюга»
Воспитатель вместе с детьми имитируют звуки леса зимой.
- Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м- м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-« (громко, низким голосом.) Стонут берёзы: «М-м-м-м-м» (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с».
- Падает снег, падает – как называется это явление? (ответы детей).
Воспитатель показывает детям картину с изображением зимнего пейзажа.
-Укрылась природа белым, снежным одеялом и спит всю зиму. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес на воображаемую прогулку.
Как тихо вокруг…Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников.
Заснул лес. Не слышно пения птиц. Только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достаёт свои зимние запасы да лакомится ими, да зайчишка выскочит из – за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лисы да от голодного волка.
Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие. А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.
А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки – полёвки и разрыла её. Наверное, ей удалось пообедать.
А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. Но никто не решается его потревожить…
Беседа:
- Кого вы встретили в зимнем лесу?
- Какие следы зайца?
- Почему задние лапы у него длиннее?
- Как заяц запутывает следы?
- Зачем лиса разрыла снег?
- Как выглядит снаружи медвежья берлога?
- Почему над ней поднимается пар?
Упражнения «Подбери слова – действия», «Подбери слова – признаки»
Снег – (что делает?)-
Мороз – (что делает?) -
Ветер – (что делает?) -
Снег – (какой?) -
Зима – (какая?) -
Мороз – (какой?) –
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы с вами пойдём по снегу. (Слайд) Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке? (Бег врассыпную). Устали немного, отдохнём. (Слайд , звучит спокойная музыка). Релаксация.
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Как звери зимуют в лесу».
Цели:
- Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.
- Закрепить умение образовывать наименования детёнышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.
- Учить выделять, чётко и правильно произносит звук ч в словах.
- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных.
- Воспитывать любовь к животным.
Развивающая среда: опорные картинки с изображением животных: белки. зайца, лисы, волка. медведя и их детёнышей; картинки жилья животных; магнитная доска,письмо.
Ход НОД
Приветствие «Улыбка»
Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга, необычно поздороваться и подарить друг другу свою улыбку и весёлое настроение.
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я встретила почтальона Печкина. Он передал для вас письмо от кота Матроскина. Прочитаем письмо?
«Дорогие ребята! Дядя Фёдор задал мне и Шарику задания, но мы не можем сами с ними справиться, но и дядю Фёдора тоже не хочется огорчать. Помогите нам, пожалуйста. Кот Матроскин.»
- Ну что, ребята, поможем Матроскину и Шарику? (ответы детей.)
1 задание: «Отгадай загадку».
Его обижают и звери, и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под ёлкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)
- Какие у зайца уши? (ответы детей.)
- Какой у зайца хвост? (ответы детей.)
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
- Какие у белки уши? (ответы детей)
- Какой у белки хвост? (ответы детей)
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под волчий вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Какие уши у медведя? (ответы детей)
- Какой хвост? (ответы детей)
Я, сознаюсь виновата:
Я хитра и плутовата,
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)
- Какие уши у лисы? (ответы детей)
- Какой хвост? (ответы детей)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой, голодный?
- Какие уши у волка? (ответы детей)
- Какой хвост? (ответы детей)
- А где живут заяц, волк, медведь, белка и лиса? (ответы детей)
- Какие это животные, если они живут в лесу? (ответы детей)
2 задание: «Кто где спрятался?»
Показываю картинку и прошу найти на ней животных. Кто где спрятался.
3 задание: «Физминутка» (муз. И. Грантовой).
Вышли зайки погулять,
Погулять в лесочке.
Захотелось поплясать
Зайкам на снежочке,
Прыг – да скок, прыг – да скок,
Пляшут наши зайки.
И торчат у зайчат
Ушки на макушке.
4 задание: игра – имитация «Кто как двигается?»
Дети называют и показывают.
Заяц – прыгает, Медведь – идёт вразвалочку, Лиса – крадётся, Белка -
прыгает, Волк – рыщет.
5 задание: «Назови детёнышей»
Дети находят детёнышей по опорным картинкам.
6 задание: «Похвалялись звери»
Каждый ребёнок думает, кем из животных он хочет быть: белочкой, волком, зайцем или лисой. Приглашаю к себе ребёнка, и игра начинается.
- Я – медведь, - говорю я.
- Я – волк, - говорит ребёнок.
- У меня шуба коричневая.
- У меня серая.
- У меня уши круглые.
- У меня острые.
Дети сами произносят диалоги от лица зверей.
- Ребята, от кого мы получили письмо? (ответы детей)
- Что просил кот Матроскин? (ответы детей)
- А мы справились с заданиями? (ответы детей)
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
Тема: «Описание зимней одежды»
Цели:
- Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
- Расширять активный словарь (прилагательных).
- Совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
- Развивать фразовую речь.
- Воспитывать бережное отношение к одежде.
Развивающая среда: предметные картинки с изображением зимней одежды; снежки, снежинки.
Ход НОД
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими,
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Снег на крыши лёг.
Е.Трутнева
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей) Почему вы думаете, что это зима? (ответы детей)
- А зимой тепло или холодно ? (ответы детей)
- Что делают люди, чтобы не замёрзнуть? (ответы детей)
Игра на развитие памяти «Запомни слова»
- Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Потом мы проверим, кто сколько слов запомнил. Будьте внимательны.
ШАПКА, ШУБА, ШАРФ, ШТАНЫ, ВАРЕЖКИ, ВАЛЕНКИ.
Спрашиваю 2 – 3 детей, затем цепочка слов меняется.
- Ребята, сейчас мы с вами будем собираться на улицу. Какие вещи нам надо надеть, чтобы не замёрзли? (ответы детей)
Дети называют вещи, выбирают картинку и ставят на наборном полотне. Воспитатель задаёт вопросы:
- Что это?
- Какого цвета?
- Куртка какая?
- Что есть у куртки и пуховика?
- Для чего нужен шарф?
- Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т.д.
Физминутка «Падают снежинки»
С неба падают снежинки, Поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками, снежинки.
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивание – руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы. Ходьба на месте, колени высоко поднимать.
Поднимаем выше ноги.
Вот лисица в поле скачет, Прыжки на месте.
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идём, идём Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся.
Упражнение «Летят снежинки» - координация зрения.
В руке у детей по снежинке.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинка вправо полетела,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинка полетела,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Игра с мячом «Что можно делать с одеждой?»
Дети встают в круг. Воспитатель встаёт в центр круга.
- Сейчас мы поиграем. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.
Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди.
Игра «Дорисуй!»
- У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое – какие детали. Давайте дорисуем их.
- Молодцы, ребята! Хорошо поработали.
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Зимние забавы»
Цели:
- Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов из 3 – 4 предложений.
- Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Упражнять в склонении существительного «снеговик» по падежам.
- Развивать творческое воображение детей.
- Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: дети играют в снежки, дети лепят снеговика, девочка катается на коньках, мальчик катается на лыжах.
Ход НОД
На доске картина с зимним пейзажем. Беседа:
- Какое время года на картине?
- По какому признаку вы догадались, что это зима?
- Какой снег?
- Назовите снег ласково.
- Как мы называем явление природы, когда снег падает?
- А если снега намело целую кучу. Как мы её назовём?
- А когда падает снег и дует ветер, как называется это явление?
- А что происходит со снегом зимой?
- А за что вы любите зиму?
- А вы любите гулять зимой на улице?
- А что можно делать зимой на улице?
Работа с картинками (мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети играют в снежки, дети лепят снеговика).
- Кого видим на картинке?
- Что делает …(мальчик, девочка, дети)?
- В чём одеты дети? Как вы думаете, почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?
Составление коротких рассказов по каждой из картинок.
- А давайте с вами тоже слепим снеговика. У нас есть снежинки.
- Расскажите, какие они? (ответы детей). Но из снежинок не слепить снеговика.
- Давайте снежинки положим в ведро (в нём лежат снежки) и посмотрим, что получится.
- Нужно дунуть три раза (вдох через нос, выдох через рот) 1-2-3-смотри!
- Посмотрите, какие у нас получились снежки. Скажите, снежки какие?
- А вот теперь можно лепить снеговика. Возьмите по снежку и катайте, чтобы получился большой снежный ком.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати, кати, ты свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.
- Ой, ребята, что то не получается у нас, и я знаю почему. А вы как думаете? (ответы детей). Правильно! Потому что у нас в группе тепло. Давайте снежки положим в ведро, а ведро спрячем за дверь (за дверью – снеговик).
- А мы с вами сильно подуем, чтобы было холодно (дети дуют). Ой, как холодно стало. Давайте погреемся немножко.
Физминутка.
Мы попрыгаем немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.
- Давайте, посмотрим. Что же там с нашими снежками стало. Ребята, смотрите снеговик.
- Скажите, снеговик какой? (ответы детей)
- Снеговик из чего? (ответы детей)
- Давайте покажем снеговику, что мы умеем делать. Ребята, зимой, когда идёт снег и дует сильный ветер, слышится звук: С-С-С-С-С-С.
- Я буду произносить разные звуки, а вы, если услышите звук С , хлопните в ладоши. А-П-И-С-С-Т-И-С-А-С-О-Р-С
- А сейчас посмотрите на картинки, послушайте, как я произношу СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, СОСУЛЬКА, ЛЫЖИ
- В каких словах живёт звук С? (ответы детей)
Чистоговорка
СА-СА-СА – в сказке были чудеса
СО – СО – СО – покатилось колесо
СУ – СУ – СУ – мы увидели лису
СЫ – СЫ – СЫ – хвост красивый у лисы
Игра «Добавь слово».
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК.
Мы решили слепить … (снеговика).
Мы приделали нос – морковку …(снеговику).
Мы показали малышам нашего …(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы расскажем мамам о …(снеговике).
- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами споём песенку о зиме.
Песня о зиме.
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы: «К нам весна шагает быстрыми шагами».
Конспект НОД по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы:«К нам весна шагает быстрыми шагами Разработал воспитатель средней группыФоменко Наталья Валерьевна...
Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"
"Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий....
Проект "Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры"
проект для средней группы...
Дидактические игры развивающие речь дошкольников среднего возраста.
Дидактические игры в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений....
«Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры»
проектная деятельность в средней группе...
Формирование речи дошкольников среднего вазраста
как формировать речь среднего дошкольника конспекты...
Формирование речи дошкольников среднего возраста.
Формирование речи дошкольников среднего возраста.В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цел...