Формирование речи дошкольников среднего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Формирование речи дошкольников среднего возраста.
В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цель. Но так как цели развития взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, то каждое занятие нацелено на решение комплекса задач.
Занятие 1.
Обогащение словаря: активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов, уметь подбирать точные сравнения.
Связная речь: развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
Звуковая культура речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
Занятие 2.
Грамматический строй речи: учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов.
Связная речь: учить детей высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта.
Словарная работа: Учить правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда.
Занятие 3.
Связная речь: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.
Грамматический строй речи: закреплять умение образовывать название детенышей животных и уменьшительных наименований нежевых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука Ж в словах; учить детей слышать этот звук, произносить его четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах.
Занятие 4.
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков р (рь), учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз, содержащих звук р; учить произносить чистоговорки отчетливо, с разными громкостью и темпом.
Грамматика: учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.
Связная речь: развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechi_doshkolnikov_srednego_vozrasta.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речи дошкольников среднего возраста.
В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цель. Но так как цели развития взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, то каждое занятие нацелено на решение комплекса задач.
Занятие 1.
Обогащение словаря: активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов, уметь подбирать точные сравнения.
Связная речь: развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
Звуковая культура речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
Занятие 2.
Грамматический строй речи: учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов.
Связная речь: учить детей высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта.
Словарная работа: Учить правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда.
Занятие 3.
Связная речь: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.
Грамматический строй речи: закреплять умение образовывать название детенышей животных и уменьшительных наименований нежевых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука Ж в словах; учить детей слышать этот звук, произносить его четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах.
Занятие 4.
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков р (рь), учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз, содержащих звук р; учить произносить чистоговорки отчетливо, с разными громкостью и темпом.
Грамматика: учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.
Связная речь: развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.
Конспект 1.
Обогащение словаря: активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов, уметь подбирать точные сравнения.
Связная речь: развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
Звуковая культура речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
Познакомить детей с новыми друзьями: козленком и зайчонком. Выбрать одного из активных детей и передать ему зайчонка, чтобы он выполнял его роль.
Как-то раз пошел козленок погулять в лес и встретил там зайчонка. «Ты кто такой?» - спрашивает. «Я – зайчонок».
Произнести протяжно: ззззайчонок. В нем слышится звук з. А это – козленок. В его названии есть звук з. Ответы детей. Зайчонок, какой ты красивый! Как маленький комочек. Ребята, а как вам кажется, на что похож зайчонок, с чем его можно сравнить? (Белый, пушистый как снежок, как комочек пуха).
Дети передают игрушку-зайчонка друг другу, каждый следующий ребенок начинает выполнять эту роль и отвечать на вопросы.
- Зайчонок, зачем тебе такие длинные уши? Большие лапы? Если ребенок не отвечает на вопрос, то можно обратиться за помощью к группе. Что ты умеешь делать? (Прыгать, бегать, шевелить ушами, грызть морковку). Расскажи, пожалуйста, какая твоя любимая еда? А где ты живешь?
- А теперь, ребята, давайте узнаем у козленка, какой он, что умеет делать, что любит есть, где живет?
Дети передают игрушки друг другу и ведут диалог за них. Воспитатель наводит на вопросы и ответы, если у детей возникают затруднения.
- Послушайте, что было дальше. Козленок и зайчонок пошли играть на лужок. А на встречу им идет корова. «Му-у-у, - сказала корова,- кто это?» Произнести с интонацией удивления. «Ме-е-е», - закричал козленок. Он очень испугался, а зайчонок задрожал. Бросились зверята бежать и прибежали к маме-козе. «Ме-е-е», - закричал радостно козленок, а зайчонок зашевелил ушами.
Как козленок закричал, когда он испугался? А как он закричал, когда обрадовался? Дети отвечают индивидуально и хором.
Стали малыши играть, озорничать. Какие слова про них можно сказать, какие были малыши? (Шаловливые, игривые, озорные, ловкие, шумные).
Какими ласковыми словами можно назвать зайчонка? Козленка? (зайчишка, заинька, заюшка, козлик, козленочек).
А теперь давайте проводим друзей домой, пусть они бегут к своим мамам! До свидания!
Конспект 2.
Грамматический строй речи: учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов.
Связная речь: учить детей высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта.
Словарная работа: Учить правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда.
Подготовить набор кукольной мебели.
- К нам сегодня в гости пришла кукла Таня. Давайте устроим для нее комнату. Какая мебель нужна кукле для этого? Поставим посередине комнаты стол. Вызвать ребенка, чтобы он поставил игрушечный столик для куклы. Для чего нужен стол? (Чтобы сидеть за ним и есть; за столом можно рисовать, читать книжки и т.д.) Что еще надо поставить в комнату? Вызвать ребенка, который предложил поставить стул. Куда поставим стул? На чем еще можно сидеть? (На кресле, на табурете). Чем отличается кресло от стула? (У кресла есть подлокотники). Давайте поставим кресло перед столом. Ставит ребенок. На чем будет спать наша Таня? На чем еще можно спать? (На кровати, диване, софе) Поставим кровать около стены. Для этого вызывается ребенок. А теперь найдем место для дивана. Куда мы поставим диван? Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать). Чего еще не хватает в комнате? Шкафа. Для чего нужен шкаф? (Чтобы вешать одежду и складывать белье). Найдите сами место для шкафа. Куда вы его поставите?
У нашей Тани много игрушек. Куда она может их убрать? Куда Таня будет ставить посуду? Посуду можно поставить в буфет, на полку, на кухонный стол. А какие еще бывают столы? (Обеденный, журнальный, письменный). Зачем нужен письменный стол? Обеденный? Столы бывают разные, и шкафы бывают разные. Шкаф для одежды - … (платяной), шкаф для книг - … (книжный).
Расскажите, какая мебель есть у вас дома? Вызвать желающих и подводить детей к тому, чтобы они составляли рассказы из двух-пяти предложений.
- Таня пригласила к себе в гости друзей. Стала она накрывать на стол. Поможем Тане, вспомним, где что должно лежать. Куда кладут хлеб? Сахар? Салфетки? Таня приготовила салат из овощей. Куда она его положит?
Какая хорошая хозяйка наша Таня!
Примечание. К занятию необходимо приготовить набор кукольной мебели и посуды, а также картинки с предметами мебели и посуды. Все это следует оставить в группе для детей на несколько дней. На прогулке или в свободное время предложить детям бумагу и фломастеры, чтобы они могли нарисовать свои кукольные комнаты.
Конспект 3.
Связная речь: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.
Грамматический строй речи: закреплять умение образовывать название детенышей животных и уменьшительных наименований нежевых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука Ж в словах; учить детей слышать этот звук, произносить его четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах.
Предложить детям загадку:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Спросить, как называются детеныши ежа. А какие же ежата? Маленькие, колючие. Хотите узнать, какая история приключилась однажды с ежатами?
Как-то раз ежата решили поиграть в прятки у поваленной елки. Один спрятался в дупло, второй – под корни, третий примостился между ветками. Свой рассказ необходимо сопровождать соответствующими действиями.
Мама не может их найти, а ежата радуются и веселятся. Мама ищет их совсем в других местах: то к пирамидке подойдет, то около коляски поищет, то в ящик заглянет (сопровождать рассказ действиями). Ежиха ищет и приговаривает: «Наверное, мои дети в ящик спрятались (заглядывает в ящик). Нет их там. Значит, они между куклой и медвежонком. Тоже нет». А ежата рады-радешеньки, что над мамой подшутили. Сидят кто под корнем, кто за веткой, кто между ветками и посмеиваются.
Предложить детям поиграть в прятки с ежатами, подумать, куда они могут спрятаться. Где их будет искать мама?
Можно вызвать детей по желанию и задавать вопросы: «Куда спрятаться этому ежонку? Спрячь его. А этому? Где будет мама искать ежат?» Побуждать детей использовать предлоги с пространственным значением.
В итоге найти ежат и проводить семью отдыхать обратно в лес.
Включить звук жужжания жука. Повторить этот звук хором и индивидуально. Попросить некоторых детей произнести этот звук громко, а некоторых – тихо.
Пригласить детей поиграть в жуков. Прилетели жуки из леса и жужжат. Дети показывают одной рукой, как жужжат жуки, тянут: жжжжжжж. Устали жуки и сели на ладошку (пальцы одной руки опускаются на ладошку второй). Жуки отдохнули и опять полетели. Зажужжали сначала громко, затем все тише и тише и совсем смолкли. Повторить упражнение два-три раза.
Прочитать детям четверостишие А.Максакова:
Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молоко дадим ежу,
Крошки вкусные – чижу.
При повторном прочтении попросить детей самим договаривать слова. Задать вопросы:
У кого есть иголки?
У кого есть клюв и крылья?
Кому дадим молока?
Кому дадим вкусных крошек?
Уточнить у детей, у чего еще есть иголки. Предложить рассмотреть ветку ели. «Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка – тоже».
При проведении данного занятия в моей группе возникли сложности с правильным и осознанным употреблением предлогов в, под, между. Указывая на местонахождение ежат, многие дети старались отвечать просто: «Тут». Или: «Здесь». Приходилось побуждать их к полным ответам, подсказывать. Для закрепления умения употреблять эти предлоги индивидуально мы будем еще играть с другими игрушками: собака и щенки, кошка и котята. Рассматривать картинки и отвечать на вопросы, где находятся различные предметы.
С детьми, у которых возникли трудности при правильном произношении звука ж, следует провести игровые упражнения с интонационным выделением этого звука в словах и подбором предметов и игрушек, названия которых содержат этот звук. Эффективны и чистоговорки.
Конспект 4.
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков р (рь), учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз, содержащих звук р; учить произносить чистоговорки отчетливо, с разными громкостью и темпом.
Грамматика: учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.
Связная речь: развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.
Рассказать детям, что в мире живет множество животных и птиц. Предложить им вспомнить, что петух кукарекает, ворона каркает, утка крякает, чирикает воробей, собака рычит, кошка мурлычет, поросенок хрюкает, ежик фыркает. Произносить с детьми звукосочетания ку-ка-ре-ку, карр-карр, кря-кря, чик-чирик, мур-мур, фррр-фррр и т.д. Следует обратить внимание на четкое выделение голосом звука р (рь).
Прочитать детям начало чистоговорок и предложить им подсказывать воспитателю конец, т.е. договаривать слоги:
Ра-ра-ра – начинается иг..(ра).
Ро-ро-ро- у меня вед..(ро).
Ре-ре-ре- стоит дом на го..(ре).
Ри-ри-ри- прилетели снеги..(ри).
Ру-ру-ру – продолжаем мы иг..(ру).
Ры-ры-ры – подарили нам ша..(ры).
Ар-ар-ар- кипит наш само..(вар).
Арь-арь-арь – на стене висит фо..(нарь).
Обратить внимание на то, насколько отчетливо дети произносят чистоговорки. Попросить некоторых произнести их отдельно.
Предложить детям по очереди назвать свое имя и сказать,есть ли в нем звук р (рь) или нет.
Например, Маша называет свое имя и говорит, что в ее имени звука р нет, а Варя говорит, что в ее имени есть звук рь.
Дети очень любят отправляться на поиски и отыскивать в группе предметы, в названии которых есть заданный звук. Стоит заранее выставить на видном месте расческу, карандаш, ведро, картину и т.д. Можно повестить плакат с изображением животных или птиц, поискать в их названии нужный звук.
Предложить детям произнести с различной громкостью и скоростью чистоговорку: Три вороны на воротах (тихо, потом вполголоса и громко; в обычном темпе, потом медленно, умеренно, быстро, но с обычной громкостью).
В конце развлечь детей. Одна из самых любимых игр – «Чудесный мешочек». Подготовить мешочек с предметами различной формы (лимон, апельсин, огурец, морковь, яблоко, яйцо).
Вызываем детей по одному. Тот, кого вызвали, должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался, и рассказать детям, какой он. По описанию дети сами должны догадаться, что за предмет попался в мешочке. Когда высказались желающие с вариантами ответов на вопрос: что же за предмет описали, стоит задать вопросы: «Угадали, что это? Кто думает так же? Кто думает по-другому?» Посмотреть, о каком предмете говорил ребенок. Если предмет отгадан неправильно, стоит предложить тому ребенку, который ошибся, подумать, о чем надо было еще рассказать, чтобы дети могли отгадать правильно. Например, о вкусе и запахе предмета.
Повторить игру несколько раз, отметить, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речи дошкольников по возрастам. Консультация для воспитателей и родителей.
В консультации раскрыты основные этапы становления речи дошкольников, представлены характерные искажения звуковой стороны речи, коротко описано, чем должны овладеть в речевом развитии дети того или ин...
Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"
"Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий....
Формирование речи дошкольников среднего вазраста
как формировать речь среднего дошкольника конспекты...
серия занятий по "Формированию речи дошкольников среднего возраста" по теме "Зимушка-зима"
конспекты занятий по теме...
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать гла...
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования де...
Формирование речи дошкольников младшего возраста
2 младшая группа «Формирование речи дошкольников младшего возраста» «В гости к дедушке и бабушке» Цель: Формировать умение подбирать слова, противопол...