Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
"Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_chovnik_n.s.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа на тему: «Формирование речи дошкольников среднего возраста».
Номер занятия | Тема занятия | Приоритетные задачи |
Занятие 1 | «Описание и сравнение игрушек» (машинок) | Развитие связной речи: Учить детей описывать и сравнивать машины, правильно называя все части, высказываться законченными предложениями. Формирование грамматического строя речи: активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; Развитие звуковой культуры речи: Обогащение словаря ребенка : активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; учить использовать слова с противоположным значением. |
Занятие 2 | «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди»» | Развитие связной речи: Учить детей понимать смысл сказки, образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями. Формирование грамматического строя речи: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание. |
Занятие 3. | Звуковая культура речи "Звук "Ц" | Развитие связной речи: Учить детей понимать образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями. Формирование грамматического строя речи: Совершенствовать интонационную выразительности речи. Развитие звуковой культуры речи: Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках). Обогащение словаря ребенка Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка. Воспитывать усидчивость, внимание. |
Занятие 4. | : «Описание детьми внешнего вида друг друга». | Развитие связной речи: Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду. Формирование грамматического строя речи: Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть , формы повелительного наклонения глаголов рисовать ,танцевать и др. Развитие звуковой культуры речи: Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. Обогащение словаря ребенка: |
Занятие 5 | Описание предметов по картинкам | Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки. Формирование грамматического строя речи Развитие звуковой культуры речи: Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его. Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов |
1. Конспект занятия на тему: «Описание и сравнение игрушек»
(машинок)
Развитие связной речи: Учить детей описывать и сравнивать машины, правильно называя все части, высказываться законченными предложениями.
Формирование грамматического строя речи: активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;
Развитие звуковой культуры речи:
Обогащение словаря ребенка : активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; учить использовать слова с противоположным значением.
Используемые материалы: большой трактор-бульдозер и маленькая легковая машинка.
Детям показывает воспитатель обе машины и предлагает описать по очереди каждую машину.
Затем ребятам предлагается сравнить две машины: цвет, форму, размер колес, величина, количество деталей, предназначение каждого вида транспорта.
Описания-загадки — продолжение игры
После этого взрослый описывает любого животного, а дети отгадывают: «Кто-то к нам идет в гости. Шерсть у него лохматая, густая. Он косолапый, громко рычит. Кто это?» (Медведь.)
Можно предложить детям изобразить медведя, как он ходит, показать, как «умываются» кошка и котенок. Такие упражнения развивают у детей пластику и углубляют представление об образе животного. В дальнейшем это повлияет на их описания, они смогут назвать медведя косолапым, неуклюжим, неповоротливым.
Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке: лиса хитрая, заяц быстрый, медведь неуклюжий.
Затем дети становятся в круг и с ними проводится игра « Скажи слово, противоположное по смыслу» Воспитатель произносит слово и кидает мяч ребенку, а ребенок должен назвать противоположное по смыслу слово и бросить мя ч обратно воспитателю и так по кругу, чтобы каждый ребенок смог подержать мяч в руках и ответить на вопрос.
2.Конспект занятия на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди»»
Развитие связной речи: Учить детей понимать смысл сказки, образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями.
Формирование грамматического строя речи: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.
Воспитатель беседует с детьми о сказках.( что такое сказка? Какие сказки о животных дети знают.)
Воспитатель рассказывает детям русскую народную сказку « Гуси-лебеди». После рассказывания сказки проводится беседа с использованием иллюстраций. Воспитатель задает детям вопросы, а дети стараются ответить.
Упражнение «Учимся рассуждать»
Цель: подвести детей к составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.
Детям предлагаются картинки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы и т.п.
— Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Используйте слова — во-первых, во-вторых, — чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.
Игра «Кто заблудился?»
Цели занятия: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.)
— Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.)
— Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
Закончите предложения:
«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».
«Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».
— Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся
3.Конспект занятия Звуковая культура речи "Звук "Ц"
Развитие связной речи: Учить детей понимать образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями.
Формирование грамматического строя речи: Совершенствовать интонационную выразительности речи.
Развитие звуковой культуры речи: Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках).
Обогащение словаря ребенка
Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка.
Воспитывать усидчивость, внимание.
1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»
Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
2. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.
Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка (пальчиковая гимнастика). Петушок спрашивает: «Вы не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).
Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.
3. Тут пришла курица и снесла яйцо. Выставляются картинки.
Проговаривание чистоговорок: «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо».
Далее рассматриваем картинки, слова на которых начинаются на звук «ц» (цветок, цыпленок, цирк, цапля).
4.Конспект занятия на тему: «Описание детьми внешнего вида друг друга».
Развитие связной речи: Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду.
Формирование грамматического строя речи: Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть , формы повелительного наклонения глаголов рисовать ,танцевать и др.
Развитие звуковой культуры речи: Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.
Обогащение словаря ребенка:
Проводится игра. Дети рассказывают о своих друзьях, но не называя имени. А ведущий должен угадать о ком идет речь. Нужно сказать кто это: мальчик или девочка, какие у нее или у него волосы, какая одежда. Спросить 3-4 желающих и помочь, подсказывая начало предложения.
Когда спрашивает воспитатель, о том кто хочет рассказать о своем друге или подруге, обращает внимание на интересное слово хочет.
Один человек говорит : я хочу, он хочет, а когда говорят несколько человек, то произносят: мы хотим, они хотят.
Игра: «Разложи картинки»
Цель:выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Воспитатель показывает детям две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и.т.п. Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны определены начало и конец действия.
На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке и составлению рассказа по картине основной является задача обучения рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.
5.Конспект занятия на тему: Описание предметов по картинкам.
Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.
Формирование грамматического строя речи
Развитие звуковой культуры речи: Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.
Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов.
Используемые материалы: картинки с изображением разных зайчат; три щетки: зубная, обувная, одежная.
Воспитатель: Ребята к нам пришла зайчиха с фотографиями своих детенышей. Они потерялись, поможем найти их.
Выбираем одного ребенка и вместе с воспитателем делает объявление по радио: « Внимание! Потерялся …(зайчонок). Он …(в красной рубашке и синих штанишках).В лапах у него …(морковка). Кто его нашел, приведите маме».
Другой ребенок, у которого точно такая же картинка, приносит ее и рассказывает: «Я нашел зайчика в красной рубашке, синих штанах, с морковкой в лапах». Третий описывает свое изображение зайца, его внешний вид и действия (грызет морковку, играет на балалайке, играет с мячом) и т. д.
Воспитатель показывает детям следующую картинку, на которой изображено, как два зайца пилят бревно, слышится : щ-щ-щ.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем :щ-щ-щ (показывает как произносится этот звук). Мы тоже с вами как эти зайцы будем пилить доски.
Дети берут за руки друг друга и «пилят» доски, произносится звук щ-щ-щ.
Зайцы чистят зубы…(зубной щеткой), а обувь…(обувной щеткой), одежду…(одежной щеткой).
Показать детям разные щетки, сравнить их отличия и сходства.
Этой щеткой чищу…(зубы).
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.
Дети повторяют строчки, затем первую говорят тихо, вторую вполголоса, а третью громко.
Анализ проведенных занятий.
Дети с удовольствием выполняли задания, все проявляли желание участвовать и быть ведущими. В процессе занятия сложности возникали у некоторых детей. В моей группе 22 ребенка, а 5 из них будут переводить в логопедическую группу, так как у них идет задержка речевого развития. Им сложно выполнять задания, они на все вопросы отвечают односложно. А есть и такие дети, которые стесняются своего произношения и предпочитают помолчать, поэтому с такими детьми я занимаюсь дополнительно индивидуально.
На занятии №4 некоторые ребята при описании друзей смотрели на того кого описывали или называли имя, им сложно было держать в тайне имя и не проболтаться.
Задачи, которые получилось решить:
- Учить детей описывать и сравнивать машины, правильно называя все части;
- активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;
- развивать творческое воображение;
- Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду;
- Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности;
- Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.
- Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.
- Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов
Обучающиеся задачи, нуждающиеся в дальнейшей проработке:
- высказываться законченными предложениями;
- учить использовать слова с противоположным значением.
- учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.
- Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть , формы повелительного наклонения глаголов рисовать ,танцевать и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речи дошкольников по возрастам. Консультация для воспитателей и родителей.
В консультации раскрыты основные этапы становления речи дошкольников, представлены характерные искажения звуковой стороны речи, коротко описано, чем должны овладеть в речевом развитии дети того или ин...
Формирование речи дошкольников среднего вазраста
как формировать речь среднего дошкольника конспекты...
Формирование речи дошкольников среднего возраста.
Формирование речи дошкольников среднего возраста.В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цел...
серия занятий по "Формированию речи дошкольников среднего возраста" по теме "Зимушка-зима"
конспекты занятий по теме...
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать гла...
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования де...
ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме
Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также деятельность с родителями...