конспект ООД по ФЦКМ и развитию речи "Сперва аз да буки, затем другие науки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности с детими старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира и развитию речи с использованием ИКТ на тему: "Сперва аз да буки, затем другие науки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sperva_az_da_buki.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королём Московской области

«Детский сад комбинированного вида №20 «Машенька»

 Конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи с использованием ИКТ по теме:

«Сперва аз да буки, затем другие науки»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель

Дементьева В.А.

г.о.Королёв М.О.

Цель:

 Познакомить детей с появлением письменности, с праздником славянской письменности и культуры. Рассказать о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии и раскрыть значение их просветительного подвига.

 Рассказать о красоте русского языка.

Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки. Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.

Развивать воображение при изображении своей буквы с вензелями.

Активизировать в речи слова: наскальные рисунки, глаголица, кириллица, берестяные грамоты, алфавит.

Воспитывать активность при ответах на вопросы викторины.

Здравствуйте, дети. Сегодня я пришла к вам с необычным письмом.

Показать поднос на котором лежат: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

Хотите, я расскажу вам притчу из далекого-далекого прошлого?

«К персидскому царю Дарию пришел скифский гонец и принес подарки.

- Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?

- Мне велено передать молча и уйти. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, что хотел сказать мой народ.

И царь стал думать.

«Мышь живет в земле, лягушка – на земле, птица - в воздухе. Значит, они отдают нам свои земли, а вместе со стрелами – свою храбрость».

Но тут встал военачальник и сказал:

- Царь, я знаю этот народ, они свободные и гордые. И скорее всего, их письмо надо читать так: « Если вы не улетите, подобно птицам; не зароетесь в землю, как мыши; не ускачите, подобно лягушкам, то вы падете под ударами наших стрел».

Вот так в древности люди обменивались информацией, ведь не было ни телефонов, ни телевизоров, ни компьютеров с интернетом. Получалось громоздко и не совсем понятно, ведь такой набор предметов можно понять по-разному. Теперь представьте, что вы получили такое письмо, как вы его «прочитаете»?

(Варианты ответов детей)

Вот мой вариант этого письма: «Сидите тихо, как мышки; отвечайте красиво, как поет птица; будьте умными, как царевна лягушка и тогда вы получите пятерки за знания»

Люди поняли, что обмениваться предметами- посланиями не всегда понятно и очень громоздко. И тогда они стали рисовать предметы.

(слайд наскальные рисунки 1,2,3,4)

 

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Потом древние люди стали заменять рисунки символами.

 (слайд 5)

 

Такие надписи делались на камнях, скалах, на доске. Опять переносить такие «письма» на дальние расстояния было неудобно, да и понять такие знаки можно было по- разному.

Но шло время. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые стали называть буквами.

Так зародилась письменность.

(слайд 7 «Возникновение письменности»)

(слайд 8,9, 10 «Кирилл и Мефодий»)

На экране вы видите двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом они из Греции, из города Салоники (Солуни). Они были очень образованными людьми своего времени. Их отец был военачальником. И Кирилл и Мефодий учились в школе, знали много языков, переводили книги. Их отправили с просветительской миссией к славянам, обучать наукам.

Но это было не возможно, потому что у славян не было своей азбуки. И тогда Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. Работа была очень трудной, потому что братья хотели, чтобы буквы были простыми в написании и красивыми.

И вот 24 мая 863 года они объявили о создании славянского алфавита.

(слайд 11, 12, 13 «Азбука», «Глаголица и Кириллица»)

Это первые славянские азбуки.

«Глаголица» от слова глагол, что означает речь.

«Кириллица» названа в честь ее создателя.

В древней Руси глаголица использовалась для написания церковных книг, а кириллица в бытовой письменности, она и стала основой русского алфавита.

Рассмотреть изображение написания нескольких букв.

Каждая буква имела свое название – «аз» - А; «буки» - Б; «веди» - В; «глагол» - Г; «добро» - Д.

 «Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки».  Слово  Азбука появилось из первых двух букв алфавита.  Всего в кириллице было 43 буквы.

Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I. В 1918 году из русского алфавита ушли 5 букв. За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё», и вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

А сейчас возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Напишите первую букву своего имени и украсьте ее вензелями, или в виде зверя, или в виде птицы, или в виде человека. Кто как хочет, чтобы его буква выглядела очень красиво и необычно, как в Глаголице и Кириллице.

Самостоятельная работа детей. рассмотреть рисунки, выбрать самые необычные.

На Руси стали появляться первые книги. Они были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мед.

(слайд 16 «Книга на пергаменте»)

Еще на Руси использовали другой материал – бересту. Знаки на берестяную книгу наносили костяным стерженьком.

 (слайд 17.18,19 «Берестяные грамоты»)

Первыми книгами были церковные книги, ученые труды, поученья

(слайд 20,21,22,23,24,25,26 «Первые рукописные книги»)

А писали такие книги вручную летописцы.

 

(слайд 27.28)

Потом появились печатные станки и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

А тому, что у нас есть своя азбука, свой алфавит, мы обязаны двум братьям, просветителям славян – Кириллу и Мефодию.

В их честь был учрежден этот праздник День славянской письменности и культуры, который мы отмечаем 24 мая. В Москве есть памятник Кириллу и Мефодию  (слайд 33).

А теперь мы поиграем, устроим викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. За каждый правильный ответ получаете вот такую фишку. Кто наберет больше фишек – тот победитель.

Вопросы викторины:

  1. Как древние люди обменивались информацией? (предметами)
  2. Что они рисовали на скалах? (рисунки, значки-символы)
  3. Что появилось после значков-символов? Это 33 богатыря, мудрецов – богатырей знает каждый грамотей! (буквы)
  4. Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построились в ряд. (алфавит)

  1. Как звали создателей славянского алфавита? (Кирилл и Мефодий )
  2. Как назывались славянские азбуки? (Глаголица и Кириллица)
  3. Языка нет, а рассказывает? (книга)
  4. На чем писались древние книги? ( на пергаменте и бересте)
  5. Сколько букв в современном алфавите? (33)
  6. Когда отмечают праздник День славянской письменности и культуры (24 мая)
  7.  Где используют алфавитный порядок? ( записная книга, энциклопедия, библиотека…)

Подведение итогов викторины. Вручение медалей.

Я поздравляю вас, дети, с наступающим праздником Днем славянской письменности и культуры, который мы отмечаем 24 мая. Ведь письменность – это настоящее сокровище, которым владеет каждый человек. Ведь не зря есть русская пословица «Сперва Аз да Буки, а потом другие науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Русский язык, на котором мы с вами говорим, очень красивый. Русских писателей и поэтов знает и любит весь мир. Умные, красивые русские люди говорят красивым русским языком, дурные люди, употребляют плохие слова. Вы маленькие, чистые и красивые дети, говорите только красивые слова, берегите свой родной красивый русский язык!

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Вот вам от меня в память о нашей сегодняшней встрече печенье «Алфавит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4-5 лет "Мой друг Медвежонок"

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Коспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) "Мой друг Медвежонок"...

конспект ООД по ФЦКМ и развитию речи "Олимпийские игры в Сочи 2014"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Олимпийские игры в Сочи 2014"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь маленькому другу» для детей старшего возраста

Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему. Учить составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении. Учить детей составлять описательный рассказ, про ...

Конспект НОД по ФЦКМ (познавательное развитие) "Путешествие по улицам города"

Данный материал будет интересен воспитателям в работе с детьми 4-6 лет для закрепления ПДД в игровой форме, в рамках взаимодействия со специалистами детского сада....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы «Наш друг — фотоаппарат»

Цель: развитие навыков эффективного общения, взаимопонимания посредством использования в непосредственной образовательной и игровой деятельности с детьми фототехники.Задачи:- разви...

Основы методики развития речи и ее связь с другими науками.

Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.Важнейшая роль в разработке теоретических осно...