конспект ООД по ФЦКМ и развитию речи "Сперва аз да буки, затем другие науки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности с детими старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира и развитию речи с использованием ИКТ на тему: "Сперва аз да буки, затем другие науки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sperva_az_da_buki.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королём Московской области
«Детский сад комбинированного вида №20 «Машенька»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи с использованием ИКТ по теме:
«Сперва аз да буки, затем другие науки»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель
Дементьева В.А.
г.о.Королёв М.О.
Цель:
Познакомить детей с появлением письменности, с праздником славянской письменности и культуры. Рассказать о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии и раскрыть значение их просветительного подвига.
Рассказать о красоте русского языка.
Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки. Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.
Развивать воображение при изображении своей буквы с вензелями.
Активизировать в речи слова: наскальные рисунки, глаголица, кириллица, берестяные грамоты, алфавит.
Воспитывать активность при ответах на вопросы викторины.
Здравствуйте, дети. Сегодня я пришла к вам с необычным письмом.
Показать поднос на котором лежат: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
Хотите, я расскажу вам притчу из далекого-далекого прошлого?
«К персидскому царю Дарию пришел скифский гонец и принес подарки.
- Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
- Мне велено передать молча и уйти. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, что хотел сказать мой народ.
И царь стал думать.
«Мышь живет в земле, лягушка – на земле, птица - в воздухе. Значит, они отдают нам свои земли, а вместе со стрелами – свою храбрость».
Но тут встал военачальник и сказал:
- Царь, я знаю этот народ, они свободные и гордые. И скорее всего, их письмо надо читать так: « Если вы не улетите, подобно птицам; не зароетесь в землю, как мыши; не ускачите, подобно лягушкам, то вы падете под ударами наших стрел».
Вот так в древности люди обменивались информацией, ведь не было ни телефонов, ни телевизоров, ни компьютеров с интернетом. Получалось громоздко и не совсем понятно, ведь такой набор предметов можно понять по-разному. Теперь представьте, что вы получили такое письмо, как вы его «прочитаете»?
(Варианты ответов детей)
Вот мой вариант этого письма: «Сидите тихо, как мышки; отвечайте красиво, как поет птица; будьте умными, как царевна лягушка и тогда вы получите пятерки за знания»
Люди поняли, что обмениваться предметами- посланиями не всегда понятно и очень громоздко. И тогда они стали рисовать предметы.
(слайд наскальные рисунки 1,2,3,4)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Потом древние люди стали заменять рисунки символами.
(слайд 5)
Такие надписи делались на камнях, скалах, на доске. Опять переносить такие «письма» на дальние расстояния было неудобно, да и понять такие знаки можно было по- разному.
Но шло время. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые стали называть буквами.
Так зародилась письменность.
(слайд 7 «Возникновение письменности»)
(слайд 8,9, 10 «Кирилл и Мефодий»)
На экране вы видите двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом они из Греции, из города Салоники (Солуни). Они были очень образованными людьми своего времени. Их отец был военачальником. И Кирилл и Мефодий учились в школе, знали много языков, переводили книги. Их отправили с просветительской миссией к славянам, обучать наукам.
Но это было не возможно, потому что у славян не было своей азбуки. И тогда Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. Работа была очень трудной, потому что братья хотели, чтобы буквы были простыми в написании и красивыми.
И вот 24 мая 863 года они объявили о создании славянского алфавита.
(слайд 11, 12, 13 «Азбука», «Глаголица и Кириллица»)
Это первые славянские азбуки.
«Глаголица» от слова глагол, что означает речь.
«Кириллица» названа в честь ее создателя.
В древней Руси глаголица использовалась для написания церковных книг, а кириллица в бытовой письменности, она и стала основой русского алфавита.
Рассмотреть изображение написания нескольких букв.
Каждая буква имела свое название – «аз» - А; «буки» - Б; «веди» - В; «глагол» - Г; «добро» - Д.
«Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Слово Азбука появилось из первых двух букв алфавита. Всего в кириллице было 43 буквы.
Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I. В 1918 году из русского алфавита ушли 5 букв. За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё», и вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.
А сейчас возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Напишите первую букву своего имени и украсьте ее вензелями, или в виде зверя, или в виде птицы, или в виде человека. Кто как хочет, чтобы его буква выглядела очень красиво и необычно, как в Глаголице и Кириллице.
Самостоятельная работа детей. рассмотреть рисунки, выбрать самые необычные.
На Руси стали появляться первые книги. Они были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мед.
(слайд 16 «Книга на пергаменте»)
Еще на Руси использовали другой материал – бересту. Знаки на берестяную книгу наносили костяным стерженьком.
(слайд 17.18,19 «Берестяные грамоты»)
Первыми книгами были церковные книги, ученые труды, поученья
(слайд 20,21,22,23,24,25,26 «Первые рукописные книги»)
А писали такие книги вручную летописцы.
(слайд 27.28)
Потом появились печатные станки и современная азбука.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
А тому, что у нас есть своя азбука, свой алфавит, мы обязаны двум братьям, просветителям славян – Кириллу и Мефодию.
В их честь был учрежден этот праздник День славянской письменности и культуры, который мы отмечаем 24 мая. В Москве есть памятник Кириллу и Мефодию (слайд 33).
А теперь мы поиграем, устроим викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. За каждый правильный ответ получаете вот такую фишку. Кто наберет больше фишек – тот победитель.
Вопросы викторины:
- Как древние люди обменивались информацией? (предметами)
- Что они рисовали на скалах? (рисунки, значки-символы)
- Что появилось после значков-символов? Это 33 богатыря, мудрецов – богатырей знает каждый грамотей! (буквы)
- Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построились в ряд. (алфавит)
- Как звали создателей славянского алфавита? (Кирилл и Мефодий )
- Как назывались славянские азбуки? (Глаголица и Кириллица)
- Языка нет, а рассказывает? (книга)
- На чем писались древние книги? ( на пергаменте и бересте)
- Сколько букв в современном алфавите? (33)
- Когда отмечают праздник День славянской письменности и культуры (24 мая)
- Где используют алфавитный порядок? ( записная книга, энциклопедия, библиотека…)
Подведение итогов викторины. Вручение медалей.
Я поздравляю вас, дети, с наступающим праздником Днем славянской письменности и культуры, который мы отмечаем 24 мая. Ведь письменность – это настоящее сокровище, которым владеет каждый человек. Ведь не зря есть русская пословица «Сперва Аз да Буки, а потом другие науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Русский язык, на котором мы с вами говорим, очень красивый. Русских писателей и поэтов знает и любит весь мир. Умные, красивые русские люди говорят красивым русским языком, дурные люди, употребляют плохие слова. Вы маленькие, чистые и красивые дети, говорите только красивые слова, берегите свой родной красивый русский язык!
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине твоей!
Вот вам от меня в память о нашей сегодняшней встрече печенье «Алфавит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4-5 лет "Мой друг Медвежонок"
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Коспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) "Мой друг Медвежонок"...
конспект ООД по ФЦКМ и развитию речи "Олимпийские игры в Сочи 2014"
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Олимпийские игры в Сочи 2014"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь маленькому другу» для детей старшего возраста
Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему. Учить составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении. Учить детей составлять описательный рассказ, про ...
Конспект НОД по ФЦКМ (познавательное развитие) "Путешествие по улицам города"
Данный материал будет интересен воспитателям в работе с детьми 4-6 лет для закрепления ПДД в игровой форме, в рамках взаимодействия со специалистами детского сада....
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию (рисование) на тему: «Светофор - наш друг»
laquo;Знать ребёнок должен каждый, безопасность — это важно!»...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы «Наш друг — фотоаппарат»
Цель: развитие навыков эффективного общения, взаимопонимания посредством использования в непосредственной образовательной и игровой деятельности с детьми фототехники.Задачи:- разви...
Основы методики развития речи и ее связь с другими науками.
Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.Важнейшая роль в разработке теоретических осно...