Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Буква - Н".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
"Н"
Перед ребенком кладется коллаж. Педагог вместе с ребенком рассматривают его.
П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.
Р: Буква "Н"
П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».
Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.
П: Хорошо. Его можно смягчить?
Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.
П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.
Р: Вот она, между ананасом и звоночком.
П: Верно! Вот так пишется буква Н. Из скольких элементов состоит буква Н?
Р: Из трёх.
П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Что ты здесь видишь?
Р: Это бинокль.
П: Верно! Скажи, в слове бинокль есть буква Н?
Р: Да, есть.
П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?
Р: Звук «н» в слове бинокль твердый, потому что после него не стоит никакой звук, который бы влиял на него.
П: Отлично! Запиши слово бинокль в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Синим, потому что здесь звук «н» твердый.
П: Хорошо. Скажи, что ты знаешь о бинокле?
Р: Бинокль показывает дальние расстояние близко.
П: Верно! Когда нам надо увидеть что находится далеко, мы берём бинокль.
П: Хорошо. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?
Р: Это лента. Она нужна, чтобы проявить фотографии.
П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове лента?
Р: Два слога, потому что там два гласных.
П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Мягкая, перед ним стоит гласный второго ряда «е».
П: Молодец! Правильно! Запиши слово лента в тетрадку.
Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.
П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение первого звука в этом слове:
Р: Зеленый. В слове лента звук – «Н» мягкий за счет гласного «е».
П: Молодец! Отметь его цветом.
Ребенок обозначает звук зеленой точкой под буквой.
П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от ленты?
Р: Это яблоня.
Р: Мягкая.
П: А почему мягкая?
Р: Он стоит перед звуком «я» и поэтому смягчает.
П: Абсолютно верно! Ты молодец! Для того, чтобы согласный стал мягким, гласный звук «Я» должен стоять после согласного. Скажи, а здесь есть мягкие согласные?
П: Молодец! Запиши слово "яблоня" в тетрадку.
П: Теперь найди в слове яблоня все мягкие согласные. Есть еще мягкие согласные?
Р: Нет, больше нет.
П: Умница! Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблоней?
Р: Рябина.
П: Да, скажи, какая позиция звука «н» в слове рябина?
Р: Твёрдая.
П: А почему твёрдая?
Р: Потому что поле звука «н» стоит гласная «а».
П: Умница! Очень хорошо! Запиши слово рябина в тетрадь. Обозначь все звуки цветами. Каким цветом обозначишь звук «н» в этом слове?
Р: Синим.
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь слева от звоночка?
Р: Это машина.
П: Правильно! А может быть ты скажешь как называется это машина?
Р: Это грузовик.
П: Верно! А в слове машина есть звук «н»?
Р: Да.
П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове машина?
Р: Три слога. Потому что там три гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «н» в слове машина?
Р: Твёрдая, потому что после него стоит гласный звук «а».
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово машина в тетрадь. Отметь цветом звук «н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо. Мы записали слово машина. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь правее машины?
Р: Это звонок.
П: Верно! А в слове звонок есть звук «н»?
Р: Да.
П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове звонок?
Р: Два слога. Потому что там два гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «н» в слове звонок?
Р: Твёрдая, потому что после него стоит гласный звук «о».
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово звонок в тетрадь. Отметь цветом звук «н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно! Умница! Давай посмотрим дальше. Что ты видишь справа от буквы «Н»?
Р: Это ананас.
П: Правильно! Что такое ананас?
Р: Ананас– это сладкий фрукт.
П: Скажи, какая позиция звука «н» в слове ананас?
Р: Твердая. После него стоит звук «а» - он гласный первого ряда и смягчать не может.
П: Молодец! А сколько слогов в слове ананас?
Р: Три слога, потому что три гласных звука.
П: Молодец! Придумай мне три слова, где слогов будет на один больше, чем в слове ананас. Значит, сколько там должно быть слогов?
Р: Четыре слога.
П: Правильно. Итак, придумай мне три таких слова.
Ребенок думает и дает свои ответы. В случае затруднения, педагог задает наводящие вопросы.
Р: Круасаны, куриные, клиновые.
П: Очень хорошо! Молодец! Запиши, пожалуйста, эти слова в тетрадь.
Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.
П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь в нижнем правом углу?
Р: Это телефон.
П: Верно! Скажи, какой по счету звук «» в этом слове?
Р: Седьмой звук.
П: Седьмой, верно. Но, послушай внимательно – те-ле-фон. Как звучит «н»?
Р: Твёрдо.
П: Конечно, значит звук не «нь», а «н». Почему он стал твёрдым?
Р: Потому что после звука «н» нет гласного звука.
П: Молодец! Хорошо. Запиши в тетрадь слово телефон.
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста все гласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобиться?
Р: Мне нужен красный цвет. Им мы обозначаем гласные. Здесь гласные «е», «о».
П: Хорошо. О чем нам может сказать количество гласных в слове?
Р: О том, сколько слогов в слове.
П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?
Р: Три слога.
П: Хорошо. Придумай мне пожалуйста три слова, чтобы они начинались на такой же слог, как начинается слово телефон. Какай здесь первый слог?
Р: Слог Те.
П: Хорошо. Подумай и назови.
Ребенок думает, в случае затруднения, педагог подсказывает, задавая наводящие вопросы.
Р: Телескоп.
П: Хорошо. Еще
Р: Телевизор.
П: Подумай еще.
Р: Тегеран.
П: Умница! Прекрасно! Что такое Тегеран, можешь сказать?
Р: Да. Тегеран – это город.
П: Верно! Хорошо. Вернемся к коллажу. Что ты видишь рядом с телефоном?
Р: Это Чайник!
П: Верно! Как ты узнал, что это именно чайник?
Р: Он кипит, у него идёт дым. Скажи, какая позиция звука «Н» в слове чайник?
Р: Мягкая позиция.
П: Почему?
Р: После согласного «н» стоит гласный звук «и». Он второго ряда и влияет на согласный, смягчая его.
П: Хорошо. А есть еще мягкие согласные в этом слове?
Р: Да. Согласный звук «ч» и «й». Потому что согласные ч и й всегда мягкие.
П: Правильно! Скажи, а мягкий знак (ь) обозначает звук?
Р: Нет! Это только буква. И звук он не обозначает. Зато он может передать свою мягкость согласным звукам.
П: Очень хорошо! Молодец! Запиши, пожалуйста слово чайник в тетрадку. Обозначь цветами все звуки
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Молодец. Смотрим дальше. Кто стоит рядом с чайником?
Р: Индюк.
П: Верно! Это птица или насекомое?
Р: Это птица.
П: Верно! Молодец! Скажи, как звучит «н» в слове индюк?
Р: Твёрдо, потому что после звука «н» стоит согласный «д».
П: Прекрасно! Запиши, пожалуйста слова – индюк. Подчеркни в слове букву Н соответствующим цветом.
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо, посмотри дальше. Кого ты видишь рядом с индюком?
Р: Это Индеец.
П: Правильно! Молодец! А как ты узнал?
Р: Потому что у него в руках стрела, на голове пёрышко, на лце нарисовано красками.
П: Правильно! Скажи, какая позиция звук «н» в этом слове?
Р: Твердая, потому что после него стоит согласный «д».
П: Молодец! Верно! Сколько слогов в слове индеец?
Р: Три слога, т.к. там три гласных звука.
П: Молодец! Назови мне, пожалуйста, второй слог в этом слове.
Р: Слог Де.
П: Молодец! А скажи, какой шестой звук в слове индеец?
Р: Шестой звук – «ц».
П: Молодец! Верно! Запиши в тетрадь слово индеец. Обозначь все звуки точками.
Ребенок выполняет задание, педагог контролирует.
Рефлексия
Коллаж убирается, тетрадка закрывается.
П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?
Р: Со звуком «н».
П: Верно! Дай ему характеристику.
Р: Звук «н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».
П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже
Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.
П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи"Горыныч - Осень". Автор, воспитатель:Азизова С.Г. 16.09.2018.
Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет....
Занятие по развитию речи .Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Крот в саду".
Занятие по развитию речи для детей 6- 7 лет ....
Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Птицы - Насекомые".
Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет....
Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Рецепторы".
Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет....
Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Стрелки".
Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет....
В рамках проекта "Речевой дворик"занятие по развитию речи " Звук У". Провела: Азизова С.Г. 11.10.2018 г.
СТАРШАЯ ГРУППА №3 "ПОЧЕМУЧКИ" ДО 2....
Методическая разработка занятия по развитию речи. Автор Попова Э.Р.
Методическая разработка занятия по развитию речи. Тема занятия: «Путешествие на птичий двор». Запоминание новых слов и составление предложений. Формирование знаний по окружающему миру с эл...