КОНСПЕКТ " Путешествие в страну Сказкино"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 города Ельца Липецкой области»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ
на тему: « Путешествие в страну Сказкино»
Подготовила:
Воспитатель старше – подготовительной группы
Т.А.Руппель
высшая квалификационная категория
Елец
2018г.
Программное содержание:
Образовательная область: « Речевое развитие» - чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте, развитие речи.
Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
- формировать звуковую культуру речи, артикуляционный аппарат детей;
- углублять интерес к сказкам, закрепить в памяти детей знакомые сказки,
узнавать их по фрагментам или иллюстрациям;
- учить пересказывать текст сказки последовательно без пропусков и
повторений с помощью мнемотаблицы;
- учить вычленять звуки в словах, делить слова на слоги; записывать их схематически;
- продолжать работу над предложением и его словесным составом,
уметь составлять предложения , анализировать, записывать схематически;
- развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять
отличительные признаки путём сравнения;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
-воспитывать чувство коллективизма.
Материалы: письмо, фланелеграф, книга, кусок ткани, которой накрыта книга, предметные картинки , звуковые схемы к ним, буквы
(П,а,р,о,х,о,д), ( т,е,р,е,м,о,к), домик – теремок, иллюстрации к сказкам: Три поросёнка», « Курочка Ряба», « Теремок», « Царевна – лягушка», «Дюймовочка», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Красная Шапочка», « Золотой Ключик или приключение Буратино», « Доктор Айболит», « Лисичка – сестричка и серый волк», волшебный клубочек,
карточки для игры « Теремок», мнемотаблицы.
Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок,
рассматривание сказочных иллюстраций, составление мнемотаблиц к сказкам,
повторение пословиц о книге, работа над словом и предложением.
Ход ОД:
- Организационный момент:
Игра психологической направленности « Приветствие»
« Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.»
- Сюрпризный момент. Стук в дверь. Почтальон принёс письмо.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать от кого оно? Тогда давайте прочитаем. « Пишет Вам Василиса Премудрая из сказочной страны Сказкино. У нас случилась беда. Баба Яга заколдовала все добрые сказки. Одной мне удалось сбежать от неё, я прошу Вас о помощи. Поможете мне и нашим сказкам?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы
расколдовать эти сказки? («победить злую Бабу Ягу», решить
задания)
Но туда попасть не просто. Дорога будет трудной .
Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все
все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия?
Дети: Да.
Воспитатель: Эта сказочная страна лежит за синим морем,
высокими горами. На чём же нам переплыть море?
Дети: на лодке, на корабле, теплоходе…
Воспитатель: А вот и подсказка. Посмотрите на эти картинки.
Нужно определить первый звук каждого слова, соединить эти
звуки и получится название того вида транспорта, на котором
мы отправимся в путь. ( картинки с изображением пылесоса,
аквариума, рыбок, одежды, хомячков, обуви, дивана)
Вычленив и
соединив первые звуки названий слов, дети получают слово
« Пароход».
Воспитатель: Правильно! Мы с вами поплывём на пароходе.
А называется он так потому, что движется за счёт пара, который
приводит в действие машину. Благополучно переплыв море,
высаживаемся на берег. Как здесь красиво! Я слышу какой – то
шёпот. (выходит Василиса Премудрая)
Василиса Премудрая: Здравствуйте гости дорогие! Я очень рада,
что вы прибыли в гости к сказкам. Вы слышали шёпот. Это сказки
волнуются, так как боятся, что вы их забыли и не вспомните.
Слушайте внимательно. Если вы начнёте прямо сейчас да
пойдёте по тайной тропинке вглубь леса дремучего. Мимо
дуба с цепью золотой, мимо терема высокого и дальше.
Путь ваш будет проходить по горам, по полям, по лесным
дорожкам, а там встречаются разные препятствия: лужи,
камни, поваленные деревья, так что будьте внимательны
и осторожны.
Воспитатель: Вот ребята нам и предстоит неспешная прогулка
с героями разных сказок.
Василиса Премудрая: Ребята, Баба Яга на берегу выложила две
схемы и слова к ним. Но подул ветер и схемы с картинками
разбросало по побережью. Помогите правильно собрать их.
( на «побережье» лежат картинки и звуковые схемы к ним.
Детям нужно подобрать к каждой картинке нужную схему.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все схемы и слова нашли.
На каком же предмете мы сможем преодолеть горы?
Дети: На воздушном шаре.
Воспитатель: Да. Когда не было самолётов, большие расстояния
преодолевали на воздушных шарах. К шару подвешивали
корзину, в которую садились пассажиры, и в которой находилась
горелка. Благодаря горелке, воздух, находящийся в шаре
нагревался и шар поднимался вверх. Когда хотели опуститься,
то горелку отключали, воздух в шаре остывал и шар приземлялся.
Итак, ребята, на шаре мы благополучно преодолели горы. Вот
мы и в лесу.
Василиса Премудрая: Смотрите, у меня есть волшебный
клубочек. Наверное, он поможет вам путешествовать по сказкам.
Воспитатель берёт клубочек, подбрасывает его несколько раз и
Говорит: « Ты, клубочек, покружись и опять ко мне вернись.
Покатился клубочек – путеводная ниточка, вот и первое задание.
( клубочек останавливается возле пенька, на котором что – то
лежит, накрытое куском ткани)
Воспитатель: А хотите узнать, что там спрятано?
Дети : Да, хотим.
Воспитатель: Тогда давайте поиграем в игру « Да – нетка». Для
того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать
вопросы, а я буду отвечать на них или «да» или «нет».
Дети: Это неживое?
Воспитатель: Да.
Дети: Это избушка Бабы Яги?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это книга?
Воспитатель: Да.
( детям заранее раздаются карточки, среди которых должны
будут угадать объект, который находится под тканью)
Эта книга не простая, а волшебная. Кто же нам поможет открыть
книгу? Нам помогут волшебные слова Емели: « По щучьему
велению, по – моему хотению».
Вот книга и открылась. Здесь предлагается узнать нам сказки
по загадке.
Игра « Узнай сказку по загадке»
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).
У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. ( Гуси – лебеди)
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос. ( Буратино)
Она красива и мила,
А имя её от слова «зола». ( Золушка)
Нет ни речки, и ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Воспитатель: Какие , молодцы! Все загадки отгадали. А теперь,
чтобы перейти на следующую страницу необходимо составить
предложения с отгадавшими сказочными героями.
Из скольких слов состоит предложение? Запишите схему к нему
на фланелеграфе. Игровая обучающая ситуация « Составляем
предложения».
Вы молодцы, справились и с этим заданием. А теперь нам
предлагается попробовать узнать сказки по иллюстрации.
( « Курочка Ряба», «Царевна – лягушка», « Три поросёнка»,
« Волк и семеро козлят», « Золушка», « Доктор Айболит», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Три медведя».)
- Из какой сказки эта иллюстрация?
- Кто её сочинил?
- Чему учит нас эта сказка?
- Какой герой в этой сказке положительный? отрицательный?
Почему, вы так думаете?
- А что было бы, если бы этот герой был бы положительным?
Воспитатель: Ребята, справились и с этим заданием. Идём
дальше. Куда же покатился наш клубочек.
Чтобы открыть следующую страницу, необходимо вспомнить
и назвать пословицы о книге.
Дети: Кто много читает , тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга мала, да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель: Посмотрите здесь цифры 3,7,12? Ребята, да это же
зашифрованные сказки, в которых встречаются числа. Как
называются сказки? Кто написал? Назовите героев сказок?
Василиса Премудрая: А теперь я вам предлагаю отдохнуть и
выполнить пальчиковую гимнастику. Дети поочерёдно загибают
пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть снегурочка краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
Василиса Премудрая: Вот и открылась следующая страница книги. А здесь лежат буквы, но они все перемешались. В названии
заколдовано название известной вам сказки. Чтобы поставить их по- порядку надо отгадать загадки о каждой букве.
На одной ноге
На крыше дома буква… ( Т )
Целый день енотка Рая
В ручейке бельё стирает
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… ( Е )
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана! ( Р )
Целый день енотка Рая
В ручейке бельё стирает
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… ( Е )
Видим мы в Москве метро,
А над входом букву… ( М )
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква…( О )
Половинку от жука
Составляет буква …( К )
( Пока дети отгадывают, воспитатель ставит на фланелеграф
буквы по – порядку. Получается слово – теремок)
Игра « Теремок»
Воспитатель: Давайте с вами перейдём на коврик, там стоит домик – теремок. Я вам раздам карточки каждому по одной.
Один ребёнок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него. ( дети с закрытыми глазами берут карточки с изображением предметов и играют за них)
« Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. А живёт в этом теремке хозяин , название которого начинается на звук « г» (гвоздь). Мимо проходил карандаш.
- Тук, тук, кто в теремочке живёт?
- Я, гвоздь. А ты кто?
- А я – карандаш. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем на меня похож, то пущу.
- А я такой же острый, как и ты гвоздь.
- Входи.
После этого гость помещает в домик карточку, и в игру вступает
следующий игрок.
- Стол ( деревянный, как карандаш)
- Самолёт ( моё название начинается на звук «с», как и у слова «стол»)
- Мимо пролетала пчела. ( я умею быстро летать, как и самолёт)
- Роза ( моё название заканчивается на звук «а», как и у слова «пчела»)
Воспитатель: Молодцы! Расселили жильцов в наш теремок.
Покатился клубочек дальше. Вот наконец мы и добрались до избушки Бабы Яги.
Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Вы без сомнения справились со всеми заданиями, но осталось самое последнее, если не подведёте, то я расколдую ваши сказки. Я живу одна и мне бывает очень одиноко. А я люблю слушать сказки. Я больше не буду вредничать, если вы мне расскажите свои любимые сказки. (рассказ сказок по мнемотаблицам)
Воспитатель: Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение?
Дети: хорошее.
Воспитатель: Ребята, а где может жить улыбка? ( на лице, на кофте, в душе и т. д.) Значит у нас всё получилось и мы смогли помочь Василисе и сказкам.
Василиса: Спасибо вам, ребята! Теперь наши сказки будут продолжать радовать всех нас и окружающих. Вручение сладких призов.
Если вам было интересно – нарисуйте любимого героя сказки и оставьте нам на память. (например, раздаются макеты с изображением Буратино. Макет намазать клеем, затем по всему контуру обвести цветной нитью.)
Выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....
Конспект "Путешествие в страну "Вымышляндию."
Развитие познавательных способностей....
конспект"Путешествие в страну Счасливию"
конспект занятия"Путешествие в страну Счасливию"...
Конспект "Путешествие в страну сказок»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Путешествие в страну сказок»...
конспект "путешествие в страну Математика
конспект комплексного занятия по математике, рисованию в средней группе "Путешествие в страну "Математика"...
Конспект «Путешествие в страну Лукоморье»
Итоговое занятие посвященное творчеству А.С.Пушкина...
конспект "Путешествие в страну сказок" 16.06.2014 год
Развитие речи детей через театрализованную деятельность....