Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Использование художественной литературы в развитии речи ребенка дошкольного возраста имеет большое значение. Русские народные сказки дают образцы литературного языка. В конспекте представлен опыт использования русской народной сказки "Заюшкина избушка" развития активной речи детей средствами художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayushkina_izbushka.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи.
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Конспект разработала воспитатель
МБОУ Начальной школы № 42 г. Сургута
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Нагорная Инна Алексеевна
Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы.
Задачи:
образовательные: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух» в обработке Толстого А.Н., учить отгадывать задуманных животных по описанию их отличительных признаков;
развивающие: развивать умение высказываться фразами, простыми предложениями, с использованием прилагательных, слов и фраз из сказки;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, честность, справедливость.
Виды деятельности: Восприятие художественной литературы, коммуникативная деяельность.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Участники: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Дикие и домашние животные» с использованием иллюстраций.
Материалы и оборудование: красивая коробочка, животные театра «Заюшкина избушка», деревянный домик, нарисованный ледяной домик, фон на интерактивной доске «Заюшкина избушка», фотографии с иллюстрациями к сказке из разных книг.
Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (по выбору воспитателя) или песня "Приходите в гости к нам" (Музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима).
Ход НОД.
Вводая часть:
Воспитатель с детьми сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Кто мне скажет, что такое сказка?
Дети: это где волшебство, чудо бывает, звери разговаривают.
Воспитатель: верно вы всё сказали. Чтобы попасть в сказку, надо закрыть глазки и послушать музыку.
Воспитатель включает русскую народную мелодию или «Приходите в гости к нам».
Основная часть:
Дети сидят лицом к интерактивной доске. На ней включается изображение нарисованных домиков: деревянного и ледяного.
Воспитатель: Дети, вот мы и попали в сказку. Смотрите, что изображено на доске?
Дети: домики. Один деревянный, а другой ледяной.
Воспитатель: Верно, детки. Смотрите, а тут шкатулка, да не простая, красивая, большая, волшебная. Хотите узнать, что в ней лежит (пытаемся открыть шкатулку). Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в шкатулке, отгадаем загадки.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет
Дети: лиса.
Воспитатель: правильно. (достает лису из шкатулки). А какая лиса?
Дети: рыжая, хитрая, обманывает всех, колобка съела.
Воспитатель: верно. А следующая зашгадка про кого? Слушайте внимательно.
По снегу бежит – петляет, к лету шубку он меняет.
На снегу его не видно, волку и лисе обидно.
Дети: заяц.
Воспитатель: (достает зайца). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим зайца, опишем его.
Дети: заяц зимой белый, летом серый, боится лису, волка, быстро бегает.
Воспитатель: А это про кого загадка?
Ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья и садится на забор.
Дети: Это петух.
Воспитатель: (достает петух). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим петуха, опишем его.
Дети: он рано просыпается,всех будит, громко кричит.
Воспитатель: Ребята, это герои из сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши герои оживут и вы увидите и услышите сказку. (складываем зверей обратно в шкатулку).
Пальчиковая игра «Заюшкина избушка».
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы
соеденены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (повороты головой из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (играем на дудочке)
Но лисичка постучала (кулачками стучим друг об друга)
Зайца нашего прогнала (машем двумя руками)
Теперь зайка грустный ходит (опускаем голову, ладошками обхватываем голову и качаем из стороны в сторону)
Себе он места не находит (разводим руки в стороны)
И собака и медведь (изображаем собаку и медведя)
К зайцу нашему подходят (обнимаем себя за плечики и поглаживаем)
И ни с чем они уходят (руки прячем за спину)
Лишь единственный петух (изображаем петуха)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы
соеденены между собой в виде домика)
Припеваючи в ладу
(вытягиваем левую руку, правой хлопаем по левой ладошке).
Воспитатель: Давайте все вместе скажем «Раз, два, три, сказка к нам приди» (Воспитатель показывает кукольный театр и рассказывает сказку «Заюшкина избушка»).
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет выгоню!
Подошли они к избенке. Бык как заревел:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь…
Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь…
Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.
А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?
Дети: да, понравилась.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и покажем, как петушки весело играют.
(Дети встают на ковероколо стульев и проводится физминутка)
Ах, красавец – петушок, на макушке гребешок,
Под клювом бородка, очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает, важно головой кивает.
Раньше всех петух встает, громко на заре поет. Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Как называлась сказка?
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: Какая была избушка у зайчика?
Дети: лубяная – из дерева.
Воспитатель: Какая была избушка у лисы?
Дети: ледяная – изо льда.
Воспитатель: Что произошло с избушкой лисы весной?
Дети: растаяла избушка.
Воспитатель: Почему?
Дети: она расстаяла потому, что солнышко ярко греет.
Воспитатель: Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе?
Дети: выгнала его.
Воспитатель: Какие герои пытались выгнать лису из заюшкиной избушки?
Дети: собака, медведь, бык, петух.
Воспитатель: Кто помог выгнать лису?
Дети: Петух.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: лиса убежала в лес, а заяц с петухом остались жить в избушке.
Воспитатель: Кто из героев вам понравился больше, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что кричал петушок, когда прогонял лису
Дети: ку-ка-ре-ку, несу косу на плечи, хочу лесу посечи.
Воспитатель: верно, всё сказали.
Заключительная часть:
(На доске появляется слайд с изображенными иллюстрациями к сказке разных художников)
Воспитатель: Давайте посмотрим на доску. Видите, там изображены картинки с изображением героев сказки. Какие вам нравятся больше всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: молодцы. Нам пора возвращаться назад в садик. Давайте закроем глаза, послушаем музыку, которая вернет нас в группу.
(Дети закрывают глаза и слушают музыку)
Воспитатель: ребята, мы вернулись.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...
Конспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Колобок""
Коспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Колобок""...
Развитие речи «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».
ООД по развитию речи в средней группе с элементами мнемотехники...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников средней группы по развитию речи: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, воображения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Образовательные задачи:- закрепить знание...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки « Лисичка – сестричка и серый волк»
Чтение русской народной сказки « Лисичка – сестричка и серый волк»...
Конспект образовательной ситуации в младшей группе по развитию речи «Пересказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
Конспект образовательной ситуации в младшей группе по развитию речи «Пересказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Образовательная область: речевое, познавательное, соц...
Конспект ОД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.Задачи:1. Обучат...