КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема «Детям о профессиях» Возраст 4-5 лет Группа Средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема | «Детям о профессиях» |
Возраст | 4-5 лет |
Группа | Средняя группа |
Форма НОД | совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. |
Цель НОД | Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. |
Задачи НОД | -Формировать представления детей о многообразии профессий. («Познавательное развитие») -Развивать и совершенствовать словарь детей по данной теме («Речевое развитие») -Формировать у детей уважительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. («Социально-коммуникативное развитие») -Развивать и совершенствовать словарь детей по данной теме («Речевое развитие») -Совершенствовать лексико-грамматические категории по данной теме («Речевое развитие») -Развивать графические и художественные способности, умение работать парами («Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» ) -Развивать моторные способности («Физическое развитие») |
Методы и приёмы | - Практические: Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?" - Наглядные: демонстрация реалистичного картинного материала по теме: «Детям о профессиях», карточки с заданием. Словесные: загадывание загадок, беседа. |
Планируемые ОР | - ребёнок называет профессии разных сфер; - объясняет роль труда в благополучии человека; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом. |
Основные методы | - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, загадывание загадок); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - игровой (дидактическая игра). |
Место проведения | МАДОУ ДС №12 « Счастливый островок» |
Словарь новых слов | Профессия, общественный труд. |
Оборудование | демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д. |
Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». |
Предварительная работа | Рассматривание фотоальбома «Профессии родителей». |
ХОД Неносредственно-образовательной деятельности
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Орг.момент | Эмоциональный настрой. | Приветствие |
2. Работа по теме | Педагог собирает детей за столом и предлагает рассмотреть картинки с изображением людей различных профессий. — У всех взрослых людей есть профессия. Что такое профессия? |
|
| Зачем нужны профессии? Если бы не было, например, строителей, что бы было на земле? Если бы не было врачей?., учителей?., хлеборобов?., пожарников?., музыкантов? | Работа, дело, которым занимается человек. |
| Педагог предлагает детям объяснить русскую народную пословицу "Труд человека кормит, а лень портит". — Почему труд кормит человека? Почему необходимо человеку трудиться? Почему лень портит человека? | Заслушиваются ответы детей
Заслушиваются все возможные варианты ответов. |
| Музыкант это тоже профессия. Мы на скрипочке играли: тили-тили-тили-тили; Скачут зайки на лужайке: тили-тили-тили-тили; А теперь на барабане: трам-трам-трам-трам-трам, В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам! | Дети встают в круг. Дети имитируют игру на скрипочке, скачут на двух ногах (как зайки), имитируют игру на барабане, прячутся. |
| — Чтобы овладеть любой профессией, необходимо долго учиться. Где учат профессиям? Расскажите, кем бы вы хотели быть, какой профессии выучиться. Как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии? | В школе, в специальных училищах, институтах, на курсах |
Загадки | Педагог предлагает детям сесть на коврик и отгадать загадки о профессиях. — Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки?
1. Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? 2. Мы учим детишек читать и писать, Малышам помогать, стариков уважать, Родную природу беречь и любить, Деревья сажать и леса сохранить. 3. Встаем мы очень рано, ведь наша работа Всех отвозить по утрам на работу. 4. Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз и - помнит вас. 5. С огнем бороться мы должны, С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? 6. Кто у постели больного сидит И, как лечиться, всем говорит? Коль болен, он капли велит принимать. Тому, кто здоров, разрешит погулять... |
Повар.
Педагог.
Водители.
Фотограф.
Пожарники.
Врач. |
Дидактическая игра | Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?" На столе лежат предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д. | Дети поочередно берут любой по выбору предмет и рассказывают, человеку какой профессии он необходим, что им делают. |
Физминутка | В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя.
| Ладошки прижаты друг к другу. Поочередно подушечками пальцев постукиваем друг о друга. Затем пальцы перекрещиваются и сжимаются. |
Закрепление | На столе картинки с изображением людей различных профессий. — Расскажите, ребята, кто выращивает хлеб? Кто пишет книги? Кто выращивает овощи? Цветы? Кто лечит животных? Кто ухаживает за животными? Птицами? Охраняет лес? Сочиняет стихи? Следит за порядком в городе? У врачей существуют разные специализации - назовите некоторые из них. Кто продает билеты? Кто изучает планеты и звезды? Кто спасает людей при землетрясениях, взрывах? Затем педагог предлагает детям рассказать о профессии спасателя. — Чей рассказ вам понравился больше, почему? |
Ответы детей
Рассказы о профессии спасателей Ответы детей |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 378.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Мариинский педагогический колледж
имени императрицы Марии Александровны»
Отделение дополнительного профессионального образования
Конспект образовательной деятельности по формированию
представлений о многообразии профессий у дошкольников средней группы «Детям о профессиях»
Итоговая работа
Исполнитель:
Голубева Марина Юрьевна
воспитатель МАДОУ ДС №12 « Счастливый островок»
Консультант:
Раткевич Е.В.
Результаты защиты__________
п. Калининский, 2017
Автор – составитель:
Голубева Марина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ДС №12 «Счастливый островок» Мариинска, программа.
Консультант:
Раткевич Елена Вячеславовна, преподаватель педагогики и психологии ГПОУ МПК императрицы Марии Александровны.
Данная работа является итоговой и выполнена на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций Кемеровской области по образовательной программе «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Деятельность воспитателя ДОО».
Содержит теоретическое обоснование и практический материал по формированию представления детей средней группы о многообразии профессий по теме «Детям о профессиях»
Представляет собой опыт работы автора и может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Конспект ОД | 7 |
Заключение | 12 |
Литература | 14 |
Приложение | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Конспект НОД призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации.
Данная тема рассчитана на формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, в развитии интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка на дошкольной ступени образования.
НОД построена на основе интеграции следующих видов деятельности: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Поэтапное проведение НОД:
1 этап вступительный: Эмоциональный настрой.
2 этап практический: выполнение работы, дидактическая игра, отгадывание загадок.
3 этап заключительный: подведение итога НОД, домашнее задание сделать проект «Кем я хочу быть?», прочитать стихи В.Маяковского "А что у вас?".
Описание условий реализации программы НОД: реализация конспекта строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение беседы, дидактической игры, физкультминутки и закрепление материала.
Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет. НОД проводится в групповой комнате. Групповая комната поделена на три части. Комната просторная, светлая, хорошо проветренная.
1часть – место за столом, на котором находятся картинки с изображением людей различных профессий;
2 часть – место на ковре с подготовленными атрибутами для дидактической игры (стихи-загадки);
3 часть – место за столом для подведения итога деятельности.
В НОД участвуют дети средней группы в количестве 20 человек. Длительность НОД соответствует требованиям СанПина 2.4.1.3049 – 13 и составляет 20 минут. Физкультминутка проводится 1 раз, чтобы избежать утомляемости детей.
Работа с детьми планируется в утренние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. Продолжительность каждого отрезка образовательной деятельности по нормам СанПин - 25 минут.
НОД составлена с учетом возрастных особенностей данной группы детей, при проведении его с другими детьми возможно усложнение или упрощение содержания работы, в зависимости от особенностей дошкольников.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема | «Детям о профессиях» |
Возраст | 4-5 лет |
Группа | Средняя группа |
Форма НОД | совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. |
Цель НОД | Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. |
Задачи НОД | -Формировать представления детей о многообразии профессий. («Познавательное развитие») -Развивать и совершенствовать словарь детей по данной теме («Речевое развитие») -Формировать у детей уважительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. («Социально-коммуникативное развитие») -Развивать и совершенствовать словарь детей по данной теме («Речевое развитие») -Совершенствовать лексико-грамматические категории по данной теме («Речевое развитие») -Развивать графические и художественные способности, умение работать парами («Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» ) -Развивать моторные способности («Физическое развитие») |
Методы и приёмы | - Практические: Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?" - Наглядные: демонстрация реалистичного картинного материала по теме: «Детям о профессиях», карточки с заданием. Словесные: загадывание загадок, беседа. |
Планируемые ОР | - ребёнок называет профессии разных сфер; - объясняет роль труда в благополучии человека; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом. |
Основные методы | - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, загадывание загадок); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - игровой (дидактическая игра). |
Место проведения | МАДОУ ДС №12 « Счастливый островок» |
Словарь новых слов | Профессия, общественный труд. |
Оборудование | демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д. |
Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». |
Предварительная работа | Рассматривание фотоальбома «Профессии родителей». |
ХОД
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Орг.момент | Эмоциональный настрой. | Приветствие |
2. Работа по теме | Педагог собирает детей за столом и предлагает рассмотреть картинки с изображением людей различных профессий. — У всех взрослых людей есть профессия. Что такое профессия? | |
Зачем нужны профессии? Если бы не было, например, строителей, что бы было на земле? Если бы не было врачей?., учителей?., хлеборобов?., пожарников?., музыкантов? | Работа, дело, которым занимается человек. | |
Педагог предлагает детям объяснить русскую народную пословицу "Труд человека кормит, а лень портит". — Почему труд кормит человека? Почему необходимо человеку трудиться? Почему лень портит человека? | Заслушиваются ответы детей Заслушиваются все возможные варианты ответов. | |
Музыкант это тоже профессия. Мы на скрипочке играли: тили-тили-тили-тили; Скачут зайки на лужайке: тили-тили-тили-тили; А теперь на барабане: трам-трам-трам-трам-трам, В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам! | Дети встают в круг. Дети имитируют игру на скрипочке, скачут на двух ногах (как зайки), имитируют игру на барабане, прячутся. | |
— Чтобы овладеть любой профессией, необходимо долго учиться. Где учат профессиям? Расскажите, кем бы вы хотели быть, какой профессии выучиться. Как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии? | В школе, в специальных училищах, институтах, на курсах | |
Загадки | Педагог предлагает детям сесть на коврик и отгадать загадки о профессиях. — Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки? 1. Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? 2. Мы учим детишек читать и писать, Малышам помогать, стариков уважать, Родную природу беречь и любить, Деревья сажать и леса сохранить. 3. Встаем мы очень рано, ведь наша работа Всех отвозить по утрам на работу. 4. Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз и - помнит вас. 5. С огнем бороться мы должны, С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? 6. Кто у постели больного сидит И, как лечиться, всем говорит? Коль болен, он капли велит принимать. Тому, кто здоров, разрешит погулять... | Повар. Педагог. Водители. Фотограф. Пожарники. Врач. |
Дидактическая игра | Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?" На столе лежат предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д. | Дети поочередно берут любой по выбору предмет и рассказывают, человеку какой профессии он необходим, что им делают. |
Физминутка | В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя. | Ладошки прижаты друг к другу. Поочередно подушечками пальцев постукиваем друг о друга. Затем пальцы перекрещиваются и сжимаются. |
Закрепление | На столе картинки с изображением людей различных профессий. — Расскажите, ребята, кто выращивает хлеб? Кто пишет книги? Кто выращивает овощи? Цветы? Кто лечит животных? Кто ухаживает за животными? Птицами? Охраняет лес? Сочиняет стихи? Следит за порядком в городе? У врачей существуют разные специализации - назовите некоторые из них. Кто продает билеты? Кто изучает планеты и звезды? Кто спасает людей при землетрясениях, взрывах? Затем педагог предлагает детям рассказать о профессии спасателя. — Чей рассказ вам понравился больше, почему? | Ответы детей Рассказы о профессии спасателей Ответы детей |
Домашнее задание | Предложите детям вместе с родителями сделать проект "Кем я хочу быть?", прочитать стихи В.Маяковского "А что у вас?". |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомство детей дошкольного возраста с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В результате проделанной работы большое влияние на детей оказывало эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить словарь. В непринужденной беседе с детьми мы обеспечили развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дидактическая игра имеет огромное значение в ознакомлении с трудом взрослых. В проведенной дидактической игре дети закрепляли полученные знания, воспроизводили действия взрослого.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, которым, несомненно, управляем мы взрослые, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные, индивидуальные и психофизические особенности детей.
Основная цель и задачи, поставленные перед воспитателем, в ходе НОД были выполнены. Дети с удовольствием выполнили задание. Использование физкультминутки позволило снизить утомляемость детей.
Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.
Рекомендации педагогам:
Для успешного проведения НОД необходимо тщательно подобрать нужный материал, атрибуты.
Провести предварительную работу с детьми.
По возможности обеспечить помощь младшего воспитателя.
При подведении итога НОД проговорить с детьми о том, что делали и как получилось.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -Балашов:Изд-во «Николаев», 2004.
2. Зайцева И. В., Ветрова И. Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10. С. 48-56.
3. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Иллюстрации о профессиях и результатах труда людей разных профессий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-624159-1429204778.jpg)
Конспект образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе по теме «Выставка кошек»
Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура....
Конспект ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на тему: «Путешествие в сказку» для детей младше-средней группы
конспект образовательной деятельности по развитию речи...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группы по теме «День рождения куклы Илемби».
Конспектобразовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»для детей средней группы на неделю чувашской культурыпо теме «День рождения куклы ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1059272-1537282322.jpg)
Конспект непрерывно- образовательной деятельности /Тема: « Удивительная волшебница - вода» Экспериментирование и познавательное развитие. Средняя группа.
Конспект непрерывно- образовательной деятельности. Тема: « Удивительная волшебница - вода». Интеграция образоватлеьных областей, с элементами экспериментирования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/09/picture-1042878-1528552329.jpg)
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Ярмарка» для детей средней группы
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему "Ярмарка" для детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-115582-1350059321.jpg)
Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения в средней группе на тему: «Подарок маме»
Учить детей создавать узор для фоторамки нетрадиционным методом рисования (восковыми мелками и акварелью)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-994175-1515691497.jpg)
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми средней группы по теме: «Шапочки для Лунтика и его друзей»
закрепить умение детей выполнять аппликацию с помощью нарезанных ниток; обогатить умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного образа....