Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Приключения Незнайки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцового района г. Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Приключения Незнайки»

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Озалайнен Н.М,


                 

Цель: обобщение знаний детей по теме «Предложение», совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Образовательные задачи:

1.Закрепить знания детей о звуковом, слоговом строении слова, упражнять в умении схематично отображать звуковое строение слова. Закрепить понятие «слог – слияние».

2.Закрепить знания детей о предложении, его составе, упражнять в составлении схемы предложения, составлении предложений с определенным количеством слов.

3.Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

4.Упражнять в чтении, прививать любовь и интерес к чтению.

Развивающие задачи:

1.Упражнять в разгадывании загадок и ребусов.

2.Развивать у детей внимание, мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей коммуникативные качества, навыки самоконтроля.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, слоговая таблица, фланелеграф, ребусы, таблицы.

Раздаточный материал: кассы с разрезной азбукой, наборное полотно, числовая ромашка, счетные палочки, кружочки, наборы для составления звуковой схемы слова.                                              

Воспитатель: «Ребята! Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие, путешествие необычное. Мы отправимся с вами в страну Умников и Умниц, туда, где царствует  Царица Грамота».

«Ой! Кажется, кто-то стучится!» (Появляется Незнайка)

Незнайка: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуй, Незнайка!»

Воспитатель: «Незнайка, а что ты такой грустный? Ты чем-то расстроен?»

Незнайка: «Конечно, расстроишься тут. Все смеются надо мной, потому что я ничего не знаю. Я слышал, что вы в путешествие отправляетесь. Возьмите меня, пожалуйста, с собой!»

Воспитатель: « Ну, хорошо, Незнайка! Присоединяйся к нам! Ой, ребята, а нас не пускают. Стражники преградили нам дорогу. Они сказали, что попасть туда могут лишь те, кто правильно ответит на все вопросы».

«Что же делать, ребята? (ответы детей) Придется вспомнить все, чему вас учили и отвечать на вопросы».

Воспитатель: « В волшебной стране, где поселилась  Царица  Грамота есть дом, в котором живут очень интересные жильцы. У каждого из них – своя квартира. Есть очень интересные жильцы: у них громкий голос, они голосистые. Каждое утро, просыпаясь, они открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь.

Что же это за жильцы? (гласные звуки)

Зато другие жильцы петь не умеют. Но умеют рычать, свистеть, шипеть, звенеть, жужжать. Какие это жильцы? (ответы детей).

Итак, мы выяснили, что все звуки можно разделить на гласные и согласные.

А чем звук отличается от буквы?»

Незнайка: «Какие вы молодцы! А зачем нужны эти буквы?»

Воспитатель:             

Много с буквами хлопот!

Уж такой они народ,

Но когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой поговорят.

Незнайка: «Теперь понял: из букв состоят слова!»

Воспитатель:          

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все что видит только глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А сейчас нужно выполнить следующее задание: разгадать слово по первым буквам названий картинок.

( Дети разгадывают слово «школа»)

Воспитатель: «Дети! А вы знаете, что делают в школе?» ( ответы детей). Теперь ты догадался, Незнайка, что всему можно научиться в школе.

Что делает в школе учитель?»

Дети: « Учитель рассказывает, объясняет, учит, проверяет, пишет, показывает, заботится, читает».

Воспитатель: «А каким должен быть учитель?»

Дети: « Учитель должен быть умным, добрым, внимательным, заботливым, мудрым, любознательным, веселым…

Молодцы, ребята! Все правильно назвали . Вспомните еще слова на тему «Школа».

Дети называют следующие слова:  ученик, доска, урок, парта, мел, указка, книга, ранец, тетрадь, перемена, кисточка, закладка, пенал и др.

Воспитатель: «А теперь я буду называть слова, а вы с помощью числовой ромашки показываете, сколько звуков в каждом из названных слов».

Воспитатель: «Вы, наверное, устали? Предлагаю немного отдохнуть.

 

Физминутка

Руки на пояс

Поставьте вначале,

Влево и вправо

Качните плечами.

Вы дотянулись

Рукою до пятки?

Если достали –

Все в полном порядке!

Руки на пояс,

Голову выше!

Раз – наклон,

Два – еще ниже.

Ноги на пятку,

Потом на носок,

Хлопнем в ладоши-

Продолжим урок!

Воспитатель: «Что такое слог? Как определить количество слогов в слове? У вас на столах лежат слоги. Предлагаю вам работать парами. Нужно составить слова, расставляя слоги в нужном порядке».

( Дети выполняют задание и читают получившиеся слова)

Воспитатель: « А теперь откройте, пожалуйста, кассы и выложите слова «азбука», «книга», «парта», «учитель». ( Дети составляют слова на наборном полотне в кассах – по рядам). Молодцы! Справились с заданием! А теперь составьте звуковую схему слова».

Воспитатель: « Что такое «слог – слияние»? Как его обозначают в звуковых схемах?»

Воспитатель: «У вас на столах лежат карточки. Прочтите, что на них написано».

(Дети читают  по очереди пословицы )

Воспитатель: « Что вы прочитали?  Правильно! Это – пословицы. Как по-другому можно сказать о том, что вы прочитали?»

Дети: «Это - предложения».

Воспитатель: «А что такое предложение? Из чего оно состоит? Составьте любое предложение со словом «школа» и его схему.

Ребята! А вы любите разгадывать ребусы? Я сейчас проверю, как вы это умеете делать».

Воспитатель: « Молодцы, ребята! Порадовали меня! Выполнили все задания. Путь открыт! Царица Грамота ждет вас в стране Умников и Умниц! Вы все скоро пойдете в школу! А ты, Незнайка, хочешь пойти с нами?»

Незнайка: « Я тоже хочу учиться!»

Как хорошо быть грамотным на свете,

Все знать и много так читать.

Ведь грамота – ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать.

 

Рефлексия

Воспитатель: «Сейчас каждый из вас оценит свои знания и возьмет соответствующий смайлик».

                  

                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_priklyucheniya_neznayki_2.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцового района г. Санкт – Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Приключения Незнайки»

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Озалайнен Н.М,


                

Цель: обобщение знаний детей по теме «Предложение», совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Образовательные задачи:

1.Закрепить знания детей о звуковом, слоговом строении слова, упражнять в умении схематично отображать звуковое строение слова. Закрепить понятие «слог – слияние».

2.Закрепить знания детей о предложении, его составе, упражнять в составлении схемы предложения, составлении предложений с определенным количеством слов.

3.Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

4.Упражнять в чтении, прививать любовь и интерес к чтению.

Развивающие задачи:

1.Упражнять в разгадывании загадок и ребусов.

2.Развивать у детей внимание, мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей коммуникативные качества, навыки самоконтроля.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, слоговая таблица, фланелеграф, ребусы, таблицы.

Раздаточный материал: кассы с разрезной азбукой, наборное полотно, числовая ромашка, счетные палочки, кружочки, наборы для составления звуковой схемы слова.                                        


Воспитатель: «Ребята! Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие, путешествие необычное. Мы отправимся с вами в страну Умников и Умниц, туда, где царствует  Царица Грамота».

«Ой! Кажется, кто-то стучится!» (Появляется Незнайка)

Незнайка: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуй, Незнайка!»

Воспитатель: «Незнайка, а что ты такой грустный? Ты чем-то расстроен?»

Незнайка: «Конечно, расстроишься тут. Все смеются надо мной, потому что я ничего не знаю. Я слышал, что вы в путешествие отправляетесь. Возьмите меня, пожалуйста, с собой!»

Воспитатель: « Ну, хорошо, Незнайка! Присоединяйся к нам! Ой, ребята, а нас не пускают. Стражники преградили нам дорогу. Они сказали, что попасть туда могут лишь те, кто правильно ответит на все вопросы».

«Что же делать, ребята? (ответы детей) Придется вспомнить все, чему вас учили и отвечать на вопросы».

Воспитатель: « В волшебной стране, где поселилась  Царица  Грамота есть дом, в котором живут очень интересные жильцы. У каждого из них – своя квартира. Есть очень интересные жильцы: у них громкий голос, они голосистые. Каждое утро, просыпаясь, они открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь.

Что же это за жильцы? (гласные звуки)

Зато другие жильцы петь не умеют. Но умеют рычать, свистеть, шипеть, звенеть, жужжать. Какие это жильцы? (ответы детей).

Итак, мы выяснили, что все звуки можно разделить на гласные и согласные.

А чем звук отличается от буквы?»

Незнайка: «Какие вы молодцы! А зачем нужны эти буквы?»

Воспитатель:                  

Много с буквами хлопот!

Уж такой они народ,

Но когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой поговорят.

Незнайка: «Теперь понял: из букв состоят слова!»

Воспитатель:          

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все что видит только глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А сейчас нужно выполнить следующее задание: разгадать слово по первым буквам названий картинок.

( Дети разгадывают слово «школа»)

Воспитатель: «Дети! А вы знаете, что делают в школе?» ( ответы детей). Теперь ты догадался, Незнайка, что всему можно научиться в школе.

Что делает в школе учитель?»

Дети: « Учитель рассказывает, объясняет, учит, проверяет, пишет, показывает, заботится, читает».

Воспитатель: «А каким должен быть учитель?»

Дети: « Учитель должен быть умным, добрым, внимательным, заботливым, мудрым, любознательным, веселым…

Молодцы, ребята! Все правильно назвали . Вспомните еще слова на тему «Школа».

Дети называют следующие слова:  ученик, доска, урок, парта, мел, указка, книга, ранец, тетрадь, перемена, кисточка, закладка, пенал и др.

Воспитатель: «А теперь я буду называть слова, а вы с помощью числовой ромашки показываете, сколько звуков в каждом из названных слов».

Воспитатель: «Вы, наверное, устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Руки на пояс

Поставьте вначале,

Влево и вправо

Качните плечами.

Вы дотянулись

Рукою до пятки?

Если достали –

Все в полном порядке!

Руки на пояс,

Голову выше!

Раз – наклон,

Два – еще ниже.

Ноги на пятку,

Потом на носок,

Хлопнем в ладоши-

Продолжим урок!

Воспитатель: «Что такое слог? Как определить количество слогов в слове? У вас на столах лежат слоги. Предлагаю вам работать парами. Нужно составить слова, расставляя слоги в нужном порядке».

( Дети выполняют задание и читают получившиеся слова)

Воспитатель: « А теперь откройте, пожалуйста, кассы и выложите слова «азбука», «книга», «парта», «учитель». ( Дети составляют слова на наборном полотне в кассах – по рядам). Молодцы! Справились с заданием! А теперь составьте звуковую схему слова».

Воспитатель: « Что такое «слог – слияние»? Как его обозначают в звуковых схемах?»

Воспитатель: «У вас на столах лежат карточки. Прочтите, что на них написано».

(Дети читают  по очереди пословицы )

Воспитатель: « Что вы прочитали?  Правильно! Это – пословицы. Как по-другому можно сказать о том, что вы прочитали?»

Дети: «Это - предложения».

Воспитатель: «А что такое предложение? Из чего оно состоит? Составьте любое предложение со словом «школа» и его схему.

Ребята! А вы любите разгадывать ребусы? Я сейчас проверю, как вы это умеете делать».

Воспитатель: « Молодцы, ребята! Порадовали меня! Выполнили все задания. Путь открыт! Царица Грамота ждет вас в стране Умников и Умниц! Вы все скоро пойдете в школу! А ты, Незнайка, хочешь пойти с нами?»

Незнайка: « Я тоже хочу учиться!»

Как хорошо быть грамотным на свете,

Все знать и много так читать.

Ведь грамота – ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать.

Рефлексия

Воспитатель: «Сейчас каждый из вас оценит свои знания и возьмет соответствующий смайлик».

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»

открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе " Приключение на лесной поляне" на Всероссийский конкурс "Воспитать человека" в номинации " Дошкольное образование

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе " Приключение на лесной поляне"на Всероссийский конкурс  "Воспитать человека" в номинации " Дошкольное образование...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»

Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому и познавательно – речевому развитию детей подготовительной группы ДОУ «Незнайка в школе искусств»

Тема: «Незнайка в школе искусств» Цель: Создание условий для развития художественно – эстетических и познавательно -речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...