Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 161.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 компенсирующего вида Калининского административного района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
непосредственно - образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы» (осень)
Воспитатель
Акайкина Елена Григорьевна
г. Санкт-Петербург
2014 год
ЦЕЛЬ:
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.
ЗАДАЧИ
Образовательные задачи:
- закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.
- упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.
- совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.
- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.).
- упражнять в словообразовании (длинный хвост - длиннохвостая).
- упражнять в составлении ианализе предложений о перелетных птицах.
- активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие психических процессов: внимания, зрительного восприятия, памяти.
- развитие связной речи.
Коррекционно - воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам
Здоровье сберегающие задачи:
- Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;
- Избегать переутомления детей и мышечного напряжения;
- Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Реализация образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
Технологии:
- ИКТ
Оборудование:
- Ноутбук, колонки, интерактивное устройство МИМИО
- Компьютерная презентация «Перелетные птицы»
- Предметные картинки с изображением различных видов птиц.
- Схемы слов (звуковой анализ)
Этапы формирования совместной деятельности:
- Познакомить детей с птицами, их внешнем виде, средой обитания
- Чтение художественной литературы:
- Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"
- Г. Андерсен «Дюймовочка»
- В. Гаршин "Лягушка путишествинница"
- Разучивание физкультминутки «Гуси летят»
Работа с родителями – совместно с ребенком подобрать материал о перелетных птицах. Рекомендовать посещение зоопарка и Зоологического музея.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Дети собираются вокруг воспитателя. На экране появляются изображения различных видов птиц. |
Воспитатель (В): Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на озеро.
Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?
Ответы детей: Я думаю, что бы лететь в теплые края.
В: А, в какое время года это происходит?
Ответы детей: Это происходит осенью.
В: Правильно, а все ли птицы улетают в теплые края.
Ответы детей: Нет.
В: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?
Ответы детей: Первыми покидают ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.
В: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых?
Ответы детей: Насекомоядные.
В: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.
В: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу – гуси и утки .
В: Как вы думаете, с чем это связано?
Ответы детей: Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.
В: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.
В: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие.
Ответы детей: плавать в воде.
В: А вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края?
В: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.
Игра "Классификация" На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие. |
|
В: Назовите перелетных птиц.
Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси....
В: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?
Ответы детей: Я думаю, потому что птицы улетают в теплые края.
В: Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.
Игра "Отгадай слово" Назовите перелетных птиц, которых вы видите на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц) | |
Игра "Составь слово" Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову |
Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)
Костя - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)
Настя - Первый звук [У], а последний [А] (Утка)
Владик - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)
Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:
Денис - гриб, рак, апельсин, часы (грач)
Егор - дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)
Сергей - апельсин, игла, слон, таз (аист)
2. Основная часть
В: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?
Ответы детей: Птицы летят стаями.
В: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).
Как летят перелетные птицы? Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком. Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы. Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки. |
На экране появляются изображения птиц: скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль. Игра «У кого какое тело?». |
В.: Посмотрите какие разные птицы.
- Это скворец. У него короткий хвост?
- Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
- Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)
- Это утка, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)
......у нее лапы с перепонками. Значит они.... (Перепончатые)
- Это ласточка, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
- У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
- У аиста длинные ноги. Он...(Длинноногий)
– Молодцы, ребята, правильно.
Физкультминутка «Белые лебеди» Лебеди летят, крыльями машут Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. Белые лебеди летели, летели, и на воду сели. Сели, посидели, снова полетели. |
3. Итог занятия
В.: Давайте еще раз вспомним некоторых перелетных птиц.
Игра "Назови слово", "К какой схеме какое слово подходит". На столах разложены карточки "схемы". Дети угадывают название птицы и подбирают нужную картинку: утка, аист, грач, гуси |
В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали и узнали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наш сегодняшний разговор о перелетных птицах пословицей.
На экране появляются слова расположенные хаотично. |
Дети с помощью воспитателя составляют пословицу (предложение).
( Всякая птица тепло ищет).
В: Скажите, сколько слов в пословице?
Ответы детей: 4.
В: Назовите пожалуйста, 1, 2, 3, 4 слово.
Ответы детей: 1 - ВСЯКАЯ, 2 - ПТИЦА, 3 - ТЕПЛО, 4 - ИЩЕТ.
В: Какое слово между 1 и 3; между 2 и 4.
Ответы детей: ПТИЦА, ТЕПЛО.
В: Молодцы! Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути.
Воспитатель вместе с детьми прощаются с птицами. |
Подведение итогов.
Молодцы! Вот и закончилось наше знакомство с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (по очереди)? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы (обучение грамоте).
Обучение грамоте. "Поможем Буратино"....
Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"
Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"...
Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Кто в лесу живёт"
Конспект НОД по "Речевому развитиею в подготовительной группе "Кто в лесу живет"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».
Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»
Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»
Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....