составление рассказа по сюжетной кртине
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
представлена методика работы со старшими дошкольниками по составлению рассказа по сюжетной картине при помощи магнитных объектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алгоритм работы | 777.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по сюжетной картине является одним из самых эффективных средств развития речи дошкольников. Однако, зачастую, работая с сюжетной картиной, воспитатель старается решить одновременно несколько задач, напрямую не относящихся к речевому развитию:
- расширение кругозора,
- усвоение понятий математического развития (пространственной ориентации – вверху, внизу, в центре картины, сбоку и т.п.),
- знакомство с предметами и явлениями окружающего мира и т.п.
За этим теряется художественная сторона речи: в рассказе воспитателя мало прилагательных, почти нет сложных предложений, текст становится сухим, больше напоминая научное сообщение.
Оно и понятно, воспитателю трудно подготовить художественный текст, соответствующий содержанию определенной картины. Еще труднее ребенку – он должен запомнить то, что рассказал воспитатель, воспроизвести текст или продолжить рассказ, начатый сверстником (это часто применяемый прием в ДОУ).
В представляемой мною методике работы с сюжетной картиной, мы попытались решить данные проблемы, используя отдельные приемы технологии работы с сюжетной картиной (авторы И. Мурашковска, Т. Сидорчук, А. Кузнецова) и игру с магнитами.
После рассказа воспитателя, определения объектов картины, детям предлагаются магнитные объекты. Опираясь на магнит – подсказку, ребенку легче составить его описание, определить место его расположения на картине, проще составить рассказ с позиции объекта (его эмоционального состояния, настроения или черты характера). Дети легче принимают на себя ролевое поведение описываемого объекта, держа в руках его изображение (как будто одели маску или костюм при разыгрывании роли в сюжетно -ролевой игре). На начальных этапах работы с магнитным пособием, магнитные объекты располагаются поверх объектов, изображенных на картине.
Овладев навыками составления рассказа по картине, возможно усложнение задания, путем предоставления ребенку после её рассматривания, лишь фона, на котором удалены все объекты. Магнитные объекты раздаются детям, которые составляют рассказ без опоры на полную версию сюжетной картины.
Данный прием позволяет детям фантазировать, проявлять творчество, помещая объекты в непривычную для них среду, перемещая в пространстве, находя новые связи между объектами.
Составление рассказа без опоры на объекты (на фоне), заставляет дошкольников быть более внимательным к деталям окружающей обстановки, выстраивать логические цепочки и взаимосвязи объектов и окружающих их предметов.
Самое главное, что работа с магнитными объектами превращается в игру, т.к. магниты могут остаться в группе после проведения непосредственно образовательной деятельности и быть использованы в свободной игровой деятельности детей. В свою очередь, это способствует не только развитию речи дошкольников, но также игровых и коммуникативных навыков.
Алгоритм работы
1. Рассказ воспитателя по теме сюжетной картины (возможно использование звукового ряда для создания атмосферы погружения в картину).
2. Создание проблемной, воображаемой ситуации. Например, «Давайте представим, что это мы гости и попали на эту картину».
3. Что интересного вы увидели на этой картине, о чем мы не услышали во время рассказа? (ответы детей: Вы не рассказали о подснежниках, о стрекозе. Описывают весенний лес своими словами, не повторяя слова воспитателя).
4. Кто из героев, изображенных на картине вам понравился больше всего?
5. Как вы думаете, лесные жители общаются между собой, когда в лесу нет людей и никто за ними не наблюдает? Давайте представим, что вы – герои картины. По желанию дети выбирают героя – им выдаются магнитные объекты.
6. Творческая игра детей с магнитными объектами, фантазирование на тему сюжетной картины. Роль воспитателя – предлагает разнообразные приемы ТРИЗ для развития сюжета.
7. Каждый герой своим рассказом должен как бы перекинуть мостик к рассказу другого героя, «передать ему ответное слово».
Весна пришла!
(рассказ воспитателя)
Пришла весна… Яркое весеннее солнце быстро согнало сугробы с улиц городов, но в лесу, кое -где маленькие снежные заплатки еще остаются, напоминая о ночных морозах. Но их уже никто не боится. Весь лес, в ожидании новой жизни:
выпустил первые листочки, как бы приглашая в свою гостеприимную крону новых жильцов.
Скворцы, грачи, зяблики торопливо строят свои «терема», веточка за веточкой свивая уютное гнездышко. Вот уже и ласточки чертят воздух над лесной поляной, ловя первых мошек, разбудив своим криком лесных обитателей.
Как хорошо весной в лесу! Какой чистый и прозрачный воздух! Солнце все сильнее греет не только верхушки деревьев, но и поляны!
Забегали между молодыми травинками хлопотливые черные муравьи, из-под прошлогодней травы вылезли рогатые жуки, увидели свою первую весну прекрасные бабочки.
И только рыжая белка, как будто, не обращает внимания на лесную суету! У неё свои заботы – бельчата в дупле подрастают, не хотят сидеть на месте! Высунули любопытные носики и наблюдают за соседями. Вот, недовольно отряхивает прошлогоднюю листву с иголок проснувшийся от долгого сна еж, а вот и первые гости! Осторожно, не спугните еще сонную природу, дайте насладиться ей пробуждением.
Удивительная природа весной! Куда ни глянь – везде жизнь!
Приемы ТРИЗ, способствующие развитию сюжета:
- Описание картины и её объектов с точки зрения героев, передвижение их на другое место;
- Рассказ от имени героев с точки зрения пространственно - временных отношений (прошлое, настоящее, будущее - при составлении рассказа – фантазирования);
- составление рассказа (реплик героев) на основе возможного восприятия их различными органами чувств;
- рассказ героев на основе определения его эмоционального состояния, настроения или черты характера. В конце рассказа необходимо решить проблемную ситуацию и изменить эмоциональное состояние объекта (героя) в сторону равновесия и др.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26
П. ГОРНОУРАЛЬСКИЙ
(3435) 91-26-14
alenaelinina@mail.ru
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Старший воспитатель
Черемисина Людмила Павловна
919-39-42-832
МБДОУ детский сад №26
п. Горноуральский
(3435) 91-26-14
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"
Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...
Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе (ОБЖ)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"
Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»
Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...
План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...