составление рассказа по сюжетной картине Осень в лесу
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
представлена методика составления рассказа по картине при помощи магнитных объектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алгоритм работы | 240.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по сюжетной картине является одним из самых эффективных средств развития речи дошкольников. Однако, зачастую, работая с сюжетной картиной, воспитатель старается решить одновременно несколько задач, напрямую не относящихся к речевому развитию:
- расширение кругозора,
- усвоение понятий математического развития (пространственной ориентации – вверху, внизу, в центре картины, сбоку и т.п.),
- знакомство с предметами и явлениями окружающего мира и т.п.
За этим теряется художественная сторона речи: в рассказе воспитателя мало прилагательных, почти нет сложных предложений, текст становится сухим, больше напоминая научное сообщение.
Оно и понятно, воспитателю трудно подготовить художественный текст, соответствующий содержанию определенной картины. Еще труднее ребенку – он должен запомнить то, что рассказал воспитатель, воспроизвести текст или продолжить рассказ, начатый сверстником (это часто применяемый прием в ДОУ).
В представляемой мною методике работы с сюжетной картиной, мы попытались решить данные проблемы, используя отдельные приемы технологии работы с сюжетной картиной (авторы И. Мурашковска, Т. Сидорчук, А. Кузнецова) и игру с магнитами.
После рассказа воспитателя, определения объектов картины, детям предлагаются магнитные объекты. Опираясь на магнит – подсказку, ребенку легче составить его описание, определить место его расположения на картине, проще составить рассказ с позиции объекта (его эмоционального состояния, настроения или черты характера). Дети легче принимают на себя ролевое поведение описываемого объекта, держа в руках его изображение (как будто одели маску или костюм при разыгрывании роли в сюжетно -ролевой игре). На начальных этапах работы с магнитным пособием, магнитные объекты располагаются поверх объектов, изображенных на картине.
Овладев навыками составления рассказа по картине, возможно усложнение задания, путем предоставления ребенку после её рассматривания, лишь фона, на котором удалены все объекты. Магнитные объекты раздаются детям, которые составляют рассказ без опоры на полную версию сюжетной картины.
Данный прием позволяет детям фантазировать, проявлять творчество, помещая объекты в непривычную для них среду, перемещая в пространстве, находя новые связи между объектами.
Составление рассказа без опоры на объекты (на фоне), заставляет дошкольников быть более внимательным к деталям окружающей обстановки, выстраивать логические цепочки и взаимосвязи объектов и окружающих их предметов.
Самое главное, что работа с магнитными объектами превращается в игру, т.к. магниты могут остаться в группе после проведения непосредственно образовательной деятельности и быть использованы в свободной игровой деятельности детей. В свою очередь, это способствует не только развитию речи дошкольников, но также игровых и коммуникативных навыков.
Алгоритм работы
1. Рассказ воспитателя по теме сюжетной картины (возможно использование звукового ряда для создания атмосферы погружения в картину).
2. Создание проблемной, воображаемой ситуации. Например, «Давайте представим, что это мы гости и попали на эту картину».
3. Что интересного вы увидели на этой картине, о чем мы не услышали во время рассказа? (ответы детей).
4. Кто из героев, изображенных на картине вам понравился больше всего?
5. Давайте представим, что вы – герои картины. По желанию дети выбирают героя – им выдаются магнитные объекты.
6. Творческая игра детей с магнитными объектами, фантазирование на тему сюжетной картины. Роль воспитателя – предлагает разнообразные приемы ТРИЗ для развития сюжета.
7. Каждый герой своим рассказом должен как бы перекинуть мостик к рассказу другого героя, «передать ему ответное слово».
Рассказ воспитателя:
Сюжетная картина с объектами вывешивается в группе перед приходом детей в детский сад.
Рассказ воспитателя по картине
«Осень в лесу»
Хорошо, тихо в осеннем лесу. Кажется замирает все живое. Почти не шевелятся ветки пожелтевших деревьев, не шумят птицы – многие из них уже улетели на юг.
Даже охота в осеннем лесу тихая: вовсю идет сбор лесного урожая – грибов. Растут здесь и волнушки, и обабки, и красноголовики, и царь грибов – белый гриб, богатый. А яркий мухомор так и просится в корзинку, издалека привлекая к себе грибника красной в белый горошек шапочкой. Поспорить по красоте с ним может только рябина.
На тихую охоту осенью выходят не только люди. Запасаются урожаем на долгую зиму и животные: еж торопится набрать грибов, быстрая белка перепрыгивает с дерева на дерево, собирая шишки. Лось тоже спешит перед длинной зимой полакомиться сочными побегами кустарников и еще зеленой травой.
Свежо, тихо в осеннем лесу. Природа готовится к зимнему сну.
По результатам опроса детей –что больше всего понравилось и запомнилось из рассказа по этой картине – выдаются магнитные объекты. Сюжетная картина с объектами меняется на фоновую картину.
Воспитатель предлагает представить, что мы попали в этот осенний лес и ставит первый магнитный объект (мальчика с девочкой), начинает рассказ, перекидывая сюжетную линию на объекты, находящиеся в руках детей. Дети должны рассказать о совеем объекте: кто он, что делает в осеннем лесу, как готовится к зиме, ставит магнитный объект на картину.
Возможное продолжение – фантазирование. Что еще мы можем увидеть в осеннем лесу (магниты – лужа, осина, береза, дуб, корзина с грибами).
Игра «Чего не бывает». Дети закрывают глаза, воспитатель размещает на картине магниты подснежник, белый заяц, цветущая яблоня.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26
П. ГОРНОУРАЛЬСКИЙ
(3435) 91-26-14
alenaelinina@mail.ru
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Осень в лесу»
Старший воспитатель
Черемисина Людмила Павловна
919-39-42-832
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Составление рассказа по сюжетной картине "Зима в лесу" в ходе творческой игры с магнитами
Материал поможет организовать один из самых трудных видов детской деятельности по составлению рассказа по картине.Составление рассказа по сюжетной картине является одним из самых эффективных средств р...
Конспект по развитию речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"
Конспект для проведения занятия в старшей группе по развитию речи.Сюжетная картина "Осень у пруда"...
Конспект по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».
Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень»....
ООД Составление рассказа по сюжетной картине «В лесу».
Создание социальной ситуации развития для формирования умения детей составлять рассказ по сюжетной картине, изображенные события на которой - конечный результат действия. Правильно строить длинн...
«Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Осенью в лесу».
Методическая разработканепосредственной образовательной деятельностис детьми старшей группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием интерактивной приставк...
Составление рассказа по сюжетной картине «Осенняя прогулка»
В настоящее время обучение рассказыванию является важнейшим условием успешного социального и интеллектуального развития ребенка. Умение рассказывать придает ребенку чувство уверенности в себе, способс...