Составление рассказа по сюжетной картине «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В настоящее время обучение рассказыванию является важнейшим условием успешного социального и интеллектуального развития ребенка. Умение рассказывать придает ребенку чувство уверенности в себе, способствует преодолению молчания и застенчивости, помогает стать более общительным.
"Дайте ребенку картину, и он заговорит" (К.Д. Ушинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Составление рассказа по сюжетной картине
«Осенняя прогулка»
Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия сюжетной
картины;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде
развёрнутых предложений;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- активизировать и расширять словарь по теме «Осень»;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.
Оборудование:
сюжетная картина «Осенняя прогулка»
(С.Вохринцева Дидактический демонстрационный материал по познавательно-речевому развитию детей. Тема: «Времена года. Осень»);
картинки с осенними приметами.
Предварительная работа:
Беседы об осени, наблюдения за осенними явлениями в природе; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, прослушивание музыкальных произведений на осеннюю тематику; чтение художественных произведений.
Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. (….)
- Сегодня у нас ещё один гость, с которым вы уже знакомы – Буратино. Он пришёл к вам с просьбой. Вы знаете, что Буратино недавно пошёл в школу. Учитель задал задание – составить рассказ по картине про осень, но Буратино не знает, как это сделать и просит вас помочь ему. Ребята, вы готовы помочь нашему другу? (….)
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ про осень по картине.
Основная часть.
- Прежде, чем мы с вами придумаем рассказ, давайте вспомним и расскажем Буратино, что же мы знаем про осень?
- Что такое осень? (Это время года)
- Какие приметы осени вы знаете? (Листья желтеют и опадают; по небу плывут тёмные тучи, часто идут дожди; дует холодный ветер; люди теплее одеваются; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов; звери готовятся к зиме; птицы собираются в стаи и улетают на юг; насекомые прячутся)
- Давайте отберём те картинки, которые относятся к осени. (Дети выставляют на доску картинки с приметами осени).
- Приметы осени назвали, а сейчас давайте внимательно рассмотрим картину, по которой будем придумывать рассказ.
(Выставляется картина про осень)
Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине? (Осень)
- Какая стоит погода? (Ясная,…) Почему вы так решили? (Синее, чистое, ясное небо)
- Кого вы видите на картине? Как мы их назовём? (Дети придумывают имена мальчику и девочке)
- Где находятся дети? Что они там делают? (Дети гуляют в парке.)
- Как дети одеты? Почему? (…)
- Какие деревья растут в парке? (Берёзы)
- Какого цвета листья? (…)
- Что увидели (услышали) дети? (Дети услышали шум в небе и увидели летящих клином птиц)
- Как бы вы назвали наш будущий рассказ?
(Из всех предложенных детьми названий выбирается наиболее подходящий).
- Чем можно закончить рассказ? (…)
Физкульт. минутка «Осень»
Осень, осень, приходи!
Осень, осень, погляди!
Листья жёлтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет,
Ветер дует всё сильнее,
К югу полетели птицы,
Дождик к нам в окно стучится.
Шапки, куртки надеваем
И ботинки обуваем.
Знаем месяцы:
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
- Ребята, сейчас я предлагаю Буратино послушать ваши рассказы.
- Рассказ нужно составить по плану: сначала сказать название картины, какое время года, что нарисовано на картине, затем рассказать о детях и о том, что они увидели.
- Для того, чтобы вам было легче справиться с заданием, я предлагаю послушать, как я составила свой рассказ.
Образец рассказа
Осенняя прогулка.
Наступила осень. Таня и Миша гуляют в парке. Они взяли с собой своего верного друга – щенка Бульку. На улице было прохладно, поэтому дети надели тёплую одежду. Осенью в парке очень красиво. Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. Стройные берёзки окружили полянку. Дети залюбовались осенней природой и вдруг услышали странный звук в небе. Они подняли головы. Высоко в небе дети увидели летящих клином птиц. Это дикие утки улетали в тёплые края. Миша спросил: «Куда улетают птицы и почему они так кричат?», а Маша ответила: «Птицы улетают в тёплые края, потому что скоро наступит зима и им нечего будет есть, потому что питаются эти птицы насекомыми. А кричат оттого, что прощаются с родными местами, до следующего лета». Дети еще долго смотрели вслед улетающим птицам. И даже их верный пёс Булька провожал взглядом птиц.
А дома дети нарисовали свою осеннюю картину и подарили маме.
Рассказы детей ( 3 – 4 реб.)
Итог занятия.
- Какой рассказ мы сегодня составляли? О ком он? Как назывался рассказ?
- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- Чей рассказ вам понравился больше всего? Чем?
- Очень интересные получились рассказы об осенней прогулке детей. Много красивых слов использовали. Я думаю, что Буратино многому сегодня научился. А ещё он принёс вам в подарок много осенних листочков, из которых вы сможете составить свою осеннюю картину. А в выходные вы можете погулять вместе с родителями по осеннему парку, полюбоваться красотой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....
составление рассказа по сюжетной картине Осень в лесу
представлена методика составления рассказа по картине при помощи магнитных объектов...
Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...
Конспект по развитию речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"
Конспект для проведения занятия в старшей группе по развитию речи.Сюжетная картина "Осень у пруда"...
Конспект по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».
Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень»....
«Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Осенью в лесу».
Методическая разработканепосредственной образовательной деятельностис детьми старшей группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием интерактивной приставк...
Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»...