Составление рассказа по сюжетной картине «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Максимова Зинаида Владимировна

В настоящее время обучение рассказыванию является важнейшим условием успешного социального и интеллектуального развития ребенка. Умение рассказывать придает ребенку чувство уверенности в себе, способствует преодолению молчания и застенчивости, помогает стать более общительным.

"Дайте ребенку картину, и он заговорит" (К.Д. Ушинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Составление рассказа по сюжетной картине

«Осенняя прогулка»  

Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия сюжетной

  картины;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде

  развёрнутых предложений;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях;

- активизировать и расширять словарь по теме «Осень»;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

Оборудование:

сюжетная картина «Осенняя прогулка»

(С.Вохринцева  Дидактический демонстрационный материал по познавательно-речевому развитию детей. Тема: «Времена года. Осень»);

картинки с осенними приметами.

Предварительная работа:

Беседы об осени, наблюдения за осенними явлениями в природе; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, прослушивание музыкальных произведений на осеннюю тематику; чтение художественных произведений.

Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. (….)

- Сегодня у нас ещё один гость, с которым вы уже знакомы – Буратино. Он пришёл к вам с просьбой. Вы знаете, что Буратино недавно пошёл в школу. Учитель задал задание – составить рассказ по картине про осень, но Буратино не знает, как это сделать и просит вас помочь ему. Ребята, вы готовы помочь нашему другу?  (….)

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ про осень по картине.

Основная часть.

- Прежде, чем мы с вами придумаем рассказ, давайте вспомним и расскажем Буратино, что же мы знаем про осень?

- Что такое осень? (Это время года)

- Какие приметы осени вы знаете? (Листья желтеют и опадают; по небу плывут тёмные тучи, часто идут дожди; дует холодный ветер; люди теплее одеваются; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов; звери готовятся к зиме; птицы собираются в стаи и улетают на юг; насекомые прячутся)

- Давайте отберём те картинки, которые относятся к осени. (Дети  выставляют на доску картинки с приметами осени).

- Приметы осени назвали, а сейчас давайте внимательно рассмотрим картину, по которой будем придумывать рассказ.

(Выставляется картина про осень)

Беседа по картине.

- Какое время года изображено на картине? (Осень)

- Какая стоит погода? (Ясная,…) Почему вы так решили? (Синее, чистое, ясное небо)

- Кого вы видите на картине? Как мы их назовём? (Дети придумывают имена мальчику и девочке)

- Где находятся дети? Что они там делают? (Дети гуляют в парке.)

- Как дети одеты? Почему? (…)

- Какие деревья растут в парке? (Берёзы)

- Какого цвета листья? (…)

- Что увидели (услышали) дети? (Дети услышали шум в небе и увидели летящих клином птиц)

- Как бы вы назвали наш будущий рассказ?

(Из всех предложенных детьми названий выбирается наиболее подходящий).

- Чем можно закончить рассказ? (…)

Физкульт. минутка «Осень»

Осень, осень, приходи!

Осень, осень, погляди!

Листья жёлтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует всё сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем.

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

- Ребята, сейчас я предлагаю Буратино послушать ваши рассказы.

- Рассказ нужно составить по плану: сначала сказать название картины, какое время года, что нарисовано на картине, затем рассказать о детях и о том, что они увидели.

- Для того, чтобы вам было легче справиться с заданием, я предлагаю послушать, как я составила свой рассказ.  

Образец рассказа

Осенняя прогулка.

Наступила осень. Таня и Миша гуляют в парке. Они взяли с собой своего верного друга – щенка Бульку. На улице было прохладно, поэтому дети надели тёплую одежду. Осенью в парке очень красиво. Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. Стройные берёзки окружили полянку. Дети залюбовались осенней природой и вдруг услышали странный звук в небе.  Они подняли головы. Высоко в небе дети увидели летящих клином птиц. Это дикие утки улетали в тёплые края. Миша спросил: «Куда улетают птицы и почему они так кричат?», а Маша ответила: «Птицы улетают в тёплые края, потому что скоро наступит зима и им нечего будет есть, потому что питаются эти птицы насекомыми. А кричат оттого, что прощаются с родными местами, до следующего лета».  Дети еще долго смотрели вслед улетающим птицам. И даже их верный пёс Булька провожал взглядом птиц.

А дома дети нарисовали свою осеннюю картину и подарили маме.

Рассказы детей ( 3 – 4 реб.)

Итог занятия.

- Какой рассказ мы сегодня составляли? О ком он? Как назывался рассказ?

- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

-  Чей рассказ вам понравился больше всего? Чем?

- Очень интересные получились рассказы об осенней прогулке детей. Много красивых слов использовали. Я думаю, что Буратино многому сегодня научился. А ещё он принёс вам в подарок много осенних листочков, из которых вы сможете составить свою осеннюю картину. А в выходные вы можете погулять вместе с родителями по осеннему парку, полюбоваться красотой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....

составление рассказа по сюжетной картине Осень в лесу

представлена методика составления рассказа по картине при помощи магнитных объектов...

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»

              Конспект непрерывной образовательной  деятельности детей старшей  группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...

Конспект по развитию речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"

Конспект для проведения занятия в старшей группе по развитию речи.Сюжетная картина "Осень у пруда"...

Конспект по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень»....

«Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Осенью в лесу».

Методическая разработканепосредственной образовательной деятельностис детьми старшей группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием интерактивной приставк...

Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»...