Мастер-класс ": Выстраивание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Расширить знания педагогов о методе проблемного обучения дошкольников. Помочь освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми. Выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций. Повысить профессиональную компетенцию педагогов по применению метода проблемного обучения в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_112_3.docx | 45.46 КБ |
master-klass_problemnye_situatsii.pptx | 323.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР—КЛАСС
Тема: Выстраивание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.
Цель: Использование проблемных ситуаций в образовательной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
- Расширить знания педагогов о методе проблемного обучения дошкольников.
- Освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми.
- Выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций.
- Повысить профессиональную компетенцию педагогов по применению метода проблемного обучения в работе с дошкольниками.
Проблема:
Недостаточное развитие у воспитанников умения выявлять противоречие, формулировать и решать его.
Недостаточное развитие у дошкольников умение видеть и принимать проблемную ситуацию.
Как, каким образом выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций?
Ход мастер-класса:
1 часть: Презентация педагогического опыта.
Добрый день уважаемые коллеги, мы рады приветствовать Вас на мастер-классе «Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста».
Актуальность
«Феномен проблемной ситуации в том,
что она является источником
мыслительной деятельности».
Рубинштейн С. Л.
Реализация новых стандартов дошкольного образования предъявляет требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными организациями – сформировать личность самостоятельную, инициативную, предприимчивую, творческую, способную занять в жизни достойное место. Решение данной задачи требует от педагогов отказа от устаревших методик и применения «образовательных технологий деятельностного типа». Одной из таких технологий является метод проблемного обучения.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, «докопаться» до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из способов – создание и решение проблемных ситуаций.
Метод проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе с взрослыми и сверстниками.
Основные условия для успешного применения проблемного обучения:
- 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
- 2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.
- 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность ребенка.
- 4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для дошкольников. Осознание сути противоречия наряду с актуализацией знаний и опыта детей позволяет наметить направление размышлений и выбор практических действий по разрешению проблемы.
При создании проблемной ситуации мы старались так сформулировать проблемную ситуацию, чтобы в процессе ее разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.). Таким образом, проблема вбирает в себя и переносит в область интересов детей программные задачи, обеспечивая педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники.
Проблемные ситуации подбирали таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и календарно-тематическим планированием: Тема: «Комнатные растения» - проблемная ситуация: «Как полить цветы без лейки?»; тема «Осень в гости просим» - «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки?», тема «Зима» - «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало» и др.
Сказочные ситуации брали из знакомых ребятам сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»), а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?», «Как Тане достать свой мяч?».
Начиная работу по выстраиванию образовательного процесса с использованием проблемных ситуаций, мы решали следующие задачи:
- расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
- продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
- учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
- учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
- учить детей слушать друг друга;
- развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
В самом начале работы выстраивали совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы ввести детей в проблему. При подготовке к образовательной деятельности, в игре, режимных моментах, совместной и других видах деятельности, для накопления у детей знаний, с воспитанниками проводилась предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д.
Создать проблемную ситуацию в образовательной деятельности - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.
Исходя из проблемной ситуации, учили детей определять проблему
При формулировке проблемы учитывали следующие требования:
- 1. Наличие противоречия, его наглядность для детей.
- 2. Четкость и ясность формулировки проблемы, отсутствие лишней информации, соответствие языковым нормам.
- 3. Соответствие возрастным возможностям и интересам детей.
- 4. Соответствие содержанию и объему программных задач.
Решение проблемной ситуации осуществляли по следующему алгоритму:
Программные задачи | Ситуация | Проблема | Цель детей | Учебная задача |
Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах. Формировать умение применять полученные знания для решения учебной задачи. | Снегирь хочет устроить птичью столовую для пернатых зимующих птиц | Снегирь не знает, как это сделать. | Помочь снегирю | Рассказать Снегирю, что нужно для создания столовой, поделиться знаниями о зимующих птицах. |
Уровень сложности проблемной ситуации меняется в соответствии с возрастом воспитанников.
Младший дошкольный возраст: воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Средний дошкольный возраст: воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или при помощи воспитателя находят решение.
Старший дошкольный возраст: На начальном этапе ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.
Впоследствии - ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.
Приемы создания проблемной ситуации: Проблемные ситуации и побуждающий диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить: - противоречивые факты / мнения - невозможное сочетание | - Что вас удивило? Что интересного заметили? | Выбрать подходящее: Почему так происходит? Какой возникает вопрос? Какая будет тема нашей совместной деятельности? |
2. Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал | - Вопрос был один, а мнений сколько? - Задание было одно, а результаты какие? | |
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | - Вы как думали сначала?
А как оказывается на самом деле? | |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими заданиями. | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Мы умеем это делать? |
2 часть: ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Прием 1: Проблемная ситуация создается одновременным предъявлением детям противоречивых фактов или мнений, невозможного в жизни сочетания. При предъявлении фактов или мнений употребляются реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». При использовании невозможного сочетания лучше сказать чуть иначе: «Что вас удивило? Разве так бывает?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика «Какой возникает вопрос?».
Тема: «Домашние животные» 3-4 года | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
невозможное сочетание побуждение к осознанию побуждение к проблеме | - Кто это? (показывает мягкую игрушку) - Как она зовет своих деток? - Му-му-му, - зовет мама-корова своих деток (разыгрывает сценку с игрушкой). И к ней прибегает: кто это? (достает мягкую игрушку-котенка) - Дети, что вас удивило? - Так бывает? - Кто же детки коровы? О ком мы будем говорить? Далее проводится дидактическая игра «Кто у кого?» (домашние животные и их детеныши) | - Это корова. - Му-му-му - Это котенок. - Корова звала своих деток, а прибежал котенок. - Нет. - Телята! |
Тема: «Насекомые» | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
противоречивые факты побуждение к осознанию
побуждение к проблеме | На доске две сюжетные картины. На одной птицы клюют бабочек, мух, жуков и других насекомых. На другой картинке птицы не клюют божьих коровок. - Что нарисовано на первой картинке? - Что изображено на второй картинке? - А божья коровка – это насекомое? - Сравните две картинки, что вас удивляет? Что интересного вы заметили? - Какой возникает вопрос? О чем мы сегодня будем разговаривать? | - Птицы ловят и едят бабочек, мух, жуков. Птицы клюют насекомых. - Птицы не едят божьих коровок. - Да. - На одной картинке птицы едят насекомых, а на другой божьих коровок не едят. - Почему птицы не едят божьих коровок? (вопрос) |
Прием 2. Проблемная ситуация создается вопросом или практическим заданием на новый материал, сталкивающим мнения детей. Вопрос задается фронтально, а побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений у вас сколько?». Побуждающий диалог осуществляется репликами: «Задание было одно? А результаты, какие?».
Тема: «Животные Севера» | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
вопрос на разброс мнений побуждение: к осознанию к проблеме | Воспитатель читает детям стихотворение В. Степанова «Антарктида» Чем известен полюс Южный? Тем, что полюс Южный – вьюжный. Землю там покрыли льдины. А на них живут пингвины. Не летают птицы эти, Но летать они хотят. И подолгу на рассвете В небо низкое глядят. - Дети, как вы думаете, почему пингвины не летают? - Вопрос был один, а мнений сколько? - Почему так получилось? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? - О чем будем сегодня беседовать? | - У них маленькие крылья. Они тяжелые. Им холодно. и т.д. - Много. - Почему пингвины не летают? Где и как они живут? - О животных Севера. |
Прием 3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом вопросом или практическим заданием на новый материал обнажается житейское (т.е. ошибочное или ограниченное) представление детей. Вторым шагом любым доступным способом (сообщением, экспериментом, наглядностью) предъявляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А как оказывается на самом деле?».
Тема «Очистка и фильтрация воды» | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
вопрос на ошибку предъявление факта экспериментом побуждение к осознанию к теме | Воспитатель демонстрирует детям стакан с грязной водой. - Дети можно ли очистить эту воду? - К сожалению, у нас нет «Аквафора». - Мы сможем сами очистить воду? Посмотрите ребята, у нас есть вата, марля, бумага, салфетки, стакан (показывает детям). Эти предметы могут нам помочь очистить воду? Воспитатель проводит эксперимент по фильтрации воды. - Вы сначала как думали? Можно очистить воду? - А как оказывается на самом деле? - Вы хотите сами попробовать очистить воду? - О чем вы сегодня узнали? | - Да. – Нет. Надо вылить эту воду в «Аквафор» и она будет чистая. - Нет. - Нет. - Можно с помощью фильтра. - Да. Проводится эксперимент. - Нет, нельзя. - Оказывается можно. - Да - Как очистить воду с помощью фильтра. |
Прием 4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, не выполнимым вообще. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?».
Тема: «Зимующие птицы» | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
не выполнимое задание побуждение к осознанию к проблеме | Воспитатель перед прогулкой предлагает детям накормить птиц, прилетающих к ним на участок. На столе стоит угощение: молоко, морковка, косточка, конфеты и др. - Дети, выбирайте, кто чем будет кормить птиц и будем собираться на прогулку. - Дети, вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? Можно этой едой накормить птиц? - А чем можно покормить птиц зимой? - Кто догадался, о чем мы с вами сейчас поговорим? | Дети испытывают затруднение. - Нет. - Нет. - Хлебными крошками, семечками, пшеном. - О том, что едят птицы зимой. |
Прием 5. Проблемная ситуация создается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Мы умеем это делать?».
Конструированию из бумаги в технике оригами «Кораблик» (дети 5-6 лет) | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
не сходное задание побуждение к осознанию к проблеме | - Дети, какое время года наступило? - Правильно, прошла зима, ушли зимние забавы, дети накатались на санках, коньках и лыжах. А скажите, какие развлечения бывают весной? - Посмотрите, что делают дети? (показывает картину, на которой дети запускают бумажные кораблики по ручейкам). - Я приготовила вам сюрприз (достает из-за ширмы тазик с водой, в котором плавает бумажный кораблик). - Что это? - Из чего он сделан? - Хотите сделать такой же? - Пойдемте за столы. - Вот вам бумага, делайте кораблик. - Вы смогли выполнить? - В чем затруднение? Мы умеем это делать? - Так чем мы будем заниматься сейчас? | - Весна. - Можно кататься на роликах. – На велосипеде. - Можно по лужам прыгать. - Пускают кораблики по ручейкам. радуются - Это кораблик. - Из бумаги. - Да. рассаживаются по местам испытывают затруднение - Нет. - Мы не умеем делать кораблик из бумаги. - Будем учиться складывать кораблик из бумаги |
Тема «Схема предложения» (дети 6-7 лет) | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
не сходное задание побуждение к осознанию к проблеме | - «Наступила зима». Что я сейчас произнесла: слово или предложение? - Сколько слов в этом предложении? - Назовите эти слова. - А теперь напишите это предложение на листе бумаги. - Вы смогли выполнить мое задание? - В чем затруднение? Мы умеем это делать? - Какой возникает вопрос? - Кто догадался, о чем мы будем с вами беседовать? | - Предложение. - Два. - Зима. Наступила. испытывают затруднение - Нет. - Мы не умеем писать. - Как записать предложение?
|
Метод проблемных ситуаций используется в различных видах образовательной деятельности, в игре, в режимных моментах, на прогулке.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
не выполнимое задание побуждение к осознанию к проблеме | В кукольной кроватке лежит кукла Маша, на голове мокрая повязка, укутана теплым одеялом, подмышкой градусник. -Дети, посмотрите, что случилось с куклой Машей? - Что же нам нужно сделать? - Давайте поможем кукле Маше и вылечим ее. Возьмите инструменты и полечите куклу (показывает на стол, где лежат инструменты из игры «Парикмахерская») - Дети, вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? Можно этими предметами вылечить куклу? Из какой игры эти инструменты? - А нам, какие инструменты нужны? - Кто догадался, в какую игру мы с вами будем играть? | - Она заболела. – У нее высокая температура. - Куклу надо вылечить. Дети берут фен, расчески, ножницы, рассматривают, улыбаются - Нет - Эти инструменты из «парикмахерской». - Из «больницы» - В «больницу» (тема) |
Прогулка. Тема: «Насекомые» | ||
Анализ | Воспитатель | Дети |
вопрос на ошибку предъявление факта сообщением побуждение к осознанию к проблеме | - Ребята, вы знаете, кто такие комары? - Вас когда-нибудь кусали комары? - Подумайте и ответьте, комары – это вредные или полезные насекомые? - Послушайте, что я прочитала про комаров в энциклопедии: «Комары очень полезны для опылений растений. Без них не было бы много цветов!» - Вы сначала как думали? - А как оказывается на самом деле? - Какой возникает вопрос? | - Насекомые. - Да, кусали. - Это вредные насекомые. испытывают удивление - Что комары - вредные насекомые. - Они полезные. - Чем полезны комары? (вопрос) |
Нами были изучены, отобраны, и систематизированы игры и творческие задания, проблемные ситуации. В группе имеется:
- картотека проблемных ситуаций реального (бытового) и сказочного плана.
- копилка игр и творческих заданий (по разделам), в соответствии с календарно-тематическим планированием.
- Ситуационные игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.
В результате работы по решению проблемных ситуаций дети стали более активны, наблюдательны и общительны.
Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения.
У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
3 часть: ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (моделирование)
Уважаемые коллеги, а теперь мы предлагаем вам разделиться на подгруппы и выполнить следующее задание: у вас на столах лежат алгоритмы мыслительных действий. Вам необходимо придумать проблемную ситуацию, используя алгоритм и любой из понравившихся приемов.
4 часть: РЕФЛЕКСИЯ:
Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей.
Слушание вариантов проблемных ситуаций, придуманных участниками мастер-класса.
Понравился ли вам мастер-класс?
Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?
Легко ли вам было выполнять задание?
Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
Уважаемые педагоги – сегодня мы постарались довести до Вас наш опыт работы по выстраиванию образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций, показали Вам разные приемы создания проблемной ситуации, надеемся, что представленный опыт работы будет применяться вами в ходе совместной деятельности с детьми.
Наш мастер- класс хочется закончить следующими словами:
«Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке»
Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через создание и решение проблемных ситуаций научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом можно взять следующие слова: «Старайся не давать знания в готовом виде. Работай так, чтоб дети сами открывали новые знания».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Использование проблемных ситуаций в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи: Расширить знания педагогов о методе проблемного обучения дошкольников. Освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми. Выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций. Повысить профессиональную компетенцию педагогов по применению метода проблемного обучения в работе с дошкольниками. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 2
Актуальность: «Феномен проблемной ситуации в том, что она является источником мыслительной деятельности». Рубинштейн С. Л. Реализация новых стандартов дошкольного образования предъявляет требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными организациями – сформировать личность самостоятельную, инициативную, предприимчивую, творческую, способную занять в жизни достойное место. Решение данной задачи требует от педагогов отказа от устаревших методик и применения «образовательных технологий деятельностного типа». Одной из таких технологий является метод проблемного обучения. Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 3
Метод проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе с взрослыми и сверстниками Основные условия для успешного применения проблемного обучения: 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность ребенка. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 4
При формулировке проблемы учитывали следующие требования: 1. Наличие противоречия, его наглядность для детей. 2. Четкость и ясность формулировки проблемы, отсутствие лишней информации, соответствие языковым нормам. 3. Соответствие возрастным возможностям и интересам детей. 4. Соответствие содержанию и объему программных задач. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 5
Начиная работу по данной теме, мы решали следующие задачи: расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях; продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос; учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах; \ учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии; учить детей слушать друг друга; развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 6
Создать проблемную ситуацию в образовательной деятельности - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию. Уровень сложности проблемной ситуации меняется в соответствии с возрастом воспитанников. Младший дошкольный возраст: воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. Средний дошкольный возраст: воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или при помощи воспитателя находят решение. Старший дошкольный возраст: На начальном этапе ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. В последствии - Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 7
Приемы создания проблемной ситуации: Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить: - противоречивые факты / мнения - невозможное сочетание - Что вас удивило? Что интересного заметили? - Что вас удивило? Так бывает? Выбрать подходящее: Почему так происходит? Какой возникает вопрос? Какая будет тема нашей совместной деятельности? 2. Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием на новый материал - Вопрос был один, а мнений сколько? - Задание было одно, а результаты какие? 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью - Вы как думали сначала? А как оказывается на самом деле? 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими заданиями Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Мы умеем это делать? 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 8
Отобрав и изучив методическую литературу, опыт работы педагогов, представленный в СМИ, нами выбран и опробован алгоритм мыслительных действий в создании проблемной ситуации: Программные задачи Ситуация Проблема Цель детей Учебная задача Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах. Формировать умение применять полученные знания для решения учебной задачи. Снегирь хочет устроить птичью столовую для пернатых зимующих птиц Снегирь не знает, как это сделать. Помочь снегирю Рассказать Снегирю, что нужно для создания столовой, поделиться знаниями о зимующих птицах. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 9
Рассмотрим структуру образовательной ситуации: Компоненты деятельности Этапы работы Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей Проблема – цель работы детей в совместной деятельности (мотив) Мотивационно-ориентировочный Выявление сути проблемы, актуализация потребности её разрешать, формулировка цели, волеизъявление детей. План Поисковый Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий Исполнительские действия Практический Реализация плана (использование педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, с другой – решить программные задачи) Оценка Рефлексивно-оценочный Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств детей 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 10
Таким образом, мы видим четкую структуру, в рамках которой ребенок: может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в её решении. Будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющим атрибутом субъекта является наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности. Получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить её результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить новые способы действий. Научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 11
В результате работы по решению проблемных ситуаций дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 12
Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом можно взять следующие слова: «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке» 06.11.2017 http://aida.ucoz.ru 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...
Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.
Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Конспект мастер - класса...
Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.
Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....
Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с...
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»
Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»Шамова Мария Анатольевна - воспитатель Муницип...