Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
материал
Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_klassifikatsiya_obrazovatelnyh_situatsiy.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация образовательных ситуаций их значение
в организации образовательного процесса
с детьми дошкольного возраста.
Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация. Образовательная ситуация, это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, совместной образовательной деятельности и в режимных моментах главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.
Образовательные ситуации классифицируются (делятся) по характеру деятельности детей, по характеру взаимодействия, по форме организации детей.
Классификация по форме организации детей.
1.Заранее спланированные – придуманные, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи. Сценарий спланированных ситуаций должен быть настолько гибким, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий, но придерживаясь при этом поставленной цели.
2.Спонтанные – (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную. Спонтанные образовательные ситуации необходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельности не хватает для решения возникших у него задач, нужных для этого средств и способов.
Образовательные ситуации по характеру деятельности детей бывают:
1. Исследовательские (или поисковые) - в ходе которых ставится постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез по поводу средств и способов её решения.
Можно применить такие ситуации, как «Чья это вещь?», «Чья это игрушка?», «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, он прыгнул в воду, но Буратино всплывает. Как ему помочь?»
Для решения задач при организации поисковой деятельности педагог использует приемы:
- Системы вопросов, с помощью которых можно переформулировать условия задачи;
- Использует наводящие задачи или задачи-подсказки;
- Неправильные решения игрового персонажа;
- Недосказанная история, ситуация;
- Цепочка наводящих задач или вопросов.
2. Коммуникативно-диалоговые, дискуссионные - в ходе которой генерируются идеи (поиск наилучшего решения ситуации) по поводу решения поставленной проблемы, их обосновывают с помощью тех или иных аргументов, выявляются и сопоставляются разные точки зрения, проводится рефлексия.
К таким ситуациям относятся разговоры воспитателя с детьми, обследование предметов, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.
В процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения.
3. Моделирующие в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) планах – в ходе которых происходит творческий перенос полученных представлений в новые условия. (Дети сами становятся участниками определенного действия).
Для усиления интереса к содержанию образовательных ситуаций, им придают игровой характер. В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей детей):
- изобретателей - особых машин, правил, приспособлений, правил, законов;
- исследователей – которые делятся с присутствующими результатами своих изысканий;
- интервьюеров – выясняют что-либо, задавая соответствующие вопросы;
- актеров, играющих роль того или иного животного (с его повадками, средой обитания, образом жизни) или предмета (учитывая его производство, способы употребления);
-экскурсоводов по музеям, выставкам;
- волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, явлений, закономерностей;
- писателей, дрессировщиков, представителей разных профессий;
- школьников, изучающих тот или иной предмет.
Образовательные ситуации по характеру взаимодействия делятся на;
1. Ситуации обучающего взаимодействия в контексте содержания темы
2. Ситуации сопровождения в освоении темы
3. Ситуации поддержки детской самостоятельной деятельности
Для того чтобы правильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Педагогическая поддержка представляет собой взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей, и направляет его развитие, а ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, применяет свои способности.
Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где
доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок являются партнерами в общении и деятельности.
В образовательной деятельности наиболее актуальными и действенными используют тактики педагогической поддержки: тактику помощи и тактику содействия.
Тактика помощи рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно приступил к
деятельности, освободился от страха перед неудачей, почувствовал себя в
«ситуации успеха». Многие дети проявляют неуверенность перед новой
познавательной задачей в образовательной деятельности, стараются избежать
проблемы, тем самым блокируют свою активность и отказываются от выполнения задания. Воспитатель своей незначительной помощью, похвалой, поддержкой, подсказкой, укрепляет веру ребенка в свои силы и активизирует познавательную активность.
Основной принцип тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». В тактике содействия создаётся условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления, в рефлексию собственной деятельности. Воспитатель интересуется мнением ребенка о том, как он намерен действовать, и старается расширить его возможности выбора, предлагает попробовать новые варианты, не знакомые ребенку.
В тактике содействия необходимо постоянно находишься в диалоге с ребенком, задавать ему поисковые вопросы, вместе размышлять, обсуждать способы деятельности и пути решения задачи, достижения целей. Эта тактика стимулирует и развивает познавательные способности ребенка, самостоятельность мышления и укрепляет веру в собственные силы. Также «тактика содействия» помогает ребенку избавиться от страха быть неправильно понятым, и формирует очень важное чувство доверия между ребенком и взрослым.
Используя образовательные ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знанию, а к познанию. Ребенок сам добывает знания, познает мир. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.
Примерная образовательная ситуация «Печенье на день рождения»
Задача: | Подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители |
Проблема: | Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? |
Деятельность | Деятельность детей |
Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста. | Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку. |
Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить | Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки. Просто руками разминать, предавая форму цветка или разных фигурок. Можно взять конструктор и нарезать им. Пробкой от бутылки из-под лимонада можно попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом |
Скажите, почему удобнее делать формочками и стаканчиком? | У них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно. Дети приходят к выводу, что формочками для песка и стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто. |
Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации | Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно праздновать. |
Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Традиции и инновации в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста»
Доклад на актуальную тему. ...
Мастер-класс ": Выстраивание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций"
Расширить знания педагогов о методе проблемного обучения дошкольников. Помочь освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми. Выстраивать работу с детьми на...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг»....
Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.
Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"...