Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»
материал

Шамова Мария Анатольевна

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»

Шамова Мария Анатольевна - воспитатель

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

 

Цель: ознакомление педагогов технологией «Утренний круг»,  как средства развития детской инициативы  в дошкольном возрасте.

Задачи:

- создать условия для формирования интереса к использованию технологию «Утренний круг», как средства развития  инициативы  у детей;

- повысить профессиональную компетентность педагогов – участников мастер-класса.

Ожидаемый результат:

- практический опыт применения технологии «Утренний круг»  в образовательной деятельности;

- повышение профессиональной компетентности в области развития детской инициативы  у дошкольников.

Материалы и оборудование:

- доклад  с основными тезисами и этапами работы;

- заполненная таблица по методике «Три вопроса» на тему  технология «Утренний круг»», ноутбук, карточки со смайликами, магнитная доска, мартеры, колокольчик.

- Добрый день, уважаемые коллеги! С чего началось Ваше утро?

- Наше утро в детском саду начинается со звона колокольчика, который приглашает всех желающих на утренний круг. 

- И тема нашего мастер-класса «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_utrenniy_krug.docx140.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»

Шамова Мария Анатольевна - воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Цель: ознакомление педагогов технологией «Утренний круг»,  как средства развития детской инициативы  в дошкольном возрасте.

Задачи:

- создать условия для формирования интереса к использованию технологию «Утренний круг», как средства развития  инициативы  у детей;

- повысить профессиональную компетентность педагогов – участников мастер-класса.

Ожидаемый результат:

- практический опыт применения технологии «Утренний круг»  в образовательной деятельности;

- повышение профессиональной компетентности в области развития детской инициативы  у дошкольников.

Материалы и оборудование:

- доклад  с основными тезисами и этапами работы;

- заполненная таблица по методике «Три вопроса» на тему  технология «Утренний круг»», ноутбук, карточки со смайликами, магнитная доска, мартеры, колокольчик.

- Добрый день, уважаемые коллеги! С чего началось Ваше утро?

- Наше утро в детском саду начинается со звона колокольчика, который приглашает всех желающих на утренний круг.  

- И тема нашего мастер-класса «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг».

Слайд. Целью утреннего круга: обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность.

Задачи утреннего круга:

1.Создание эмоционального настроя на весь день – «задать тон»;

2.Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

3.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной речи.

- Утренний круг позволяет стимулировать познавательную активность каждого ребенка, поддерживать инициативу детей, позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников, такими, какие они есть.

Утренний круг длится 10 – 15 минут в младших группах, в средней  группе 15-20 минут, в старших группах 20 -25 минут.

Слайд. Задачи «Утреннего круга» для педагога:

Планирование: организовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.)

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами  (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Детское сообщество: поддерживать атмосферу дружелюбия, поощрять проявление внимательности  детей друг к другу, создавать положительный эмоциональный настрой.

Навыки общения: формировать культуру диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

- Правила  вводятся  постепенно,  когда  в  них  возникает  потребность.  Их  формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но  и  в  виде  рисунков  или  символов.  Правила  вывешиваются  на  видном  месте  и служат  наглядным  напоминанием  согласованных норм  поведения.  В  начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.

Слайд. Структура «Утреннего круга»:

1.Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2.«Новости дня»: обмен информацией.

3.Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

4.Игра по теме периода.

5.Планирование или календарь дел.

или

1.Позывной.

2.Приветствие или «Минутка вхождения в день».

3.«Новости дня»: обмен информацией.

4.Проблемная ситуация.

5.Динамическая пауза.

6.Планирование, игры по теме проекта.

7.Предоставление права выбора.

- Представленная структура утреннего круга, вовсе не означает, что она должна строго соблюдаться и не может быть изменена. Начать утренний круг можно с любого элемента, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

- Приглашаю педагогов на утренний круг.

- Позывной. Каждая группа выбирает себе собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть весёлая песня, звон колокольчика, звон бубна, любой музыкальный инструмент, речёвка. Педагоги, а как вы собираетесь в своей группе на утренний круг.

- Приветствие первый компонент утреннего круга –  пожелания, комплименты, внимание друг другу, которые будут основой для формирования положительного эмоционального настроя, коммуникации на весь день.

- Я скажу вам здравствуйте. Как бы вы хотели поздороваться, поприветствовать друг друга. Спасибо!

- Следующий компонент утреннего круга - обмен новостями/выбор темы. Эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием, обмен новостями позволяет слышать друг друга. Например, с детьми мы обмениваемся новостями, о проведенных выходных, о интересных событиях в их жизни. Обмен информации. Также  важно,  чтобы  на  утреннем  круге  происходил  общий  обмен  информацией:  какая  сегодня  погода  (день  недели,  время  года,  праздник),  сколько  сегодня  всего  детей  (мальчиков,  девочек),  кто  отсутствует,  сколько  дней  осталось  до  ближайшего  дня  рождения,  что  сегодня  нам  предстоит  делать, что интересного заметили  в группе.  Безусловно,  воспитатели  следят,  чтобы  в  течение недели каждый из детей поучаствовал. Обмен новостями плавно переходит в выбор темы. И пусть темы, детей, просты и даже наивны, но это именно те идеи, которые действительно волнуют их и интересуют.  

- Уважаемые коллеги, предлагаю и вам сейчас обменяться новостями на актуальную  для нас тему  о приемах и методах развития познавательной активности у дошкольников. Какой  метод, прием используете Вы в своей практике и считаете наиболее эффективным.  Например, эффективным  в моей практике методом развития познавательной активности дошкольников является проектная работа. (варианты  записываешь на ватмане). Посмотрите, какое разнообразие методов и приемов предложено Вами  для развития познавательной активности.

- Проводиться педагогом, если он видит, что дети нуждаются смена деятельности. Это может быть дыхательная гимнастика, пальчиковые игры по теме недели или проекта.

Планирование — это следующий структурный компонент он составляет основу утреннего круга.

- В группе мы планируем наш день, используя модель трех вопросов. Модель трех вопросов стала настоящей находкой в нашей практике, она помогает поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность в планировании собственных действий.

-Вернемся к выбранной теме (обращается к залу).

-Что мы знаем?

-Что мы хотим узнать?

-Что нужно сделать, чтобы узнать?

-Сейчас предлагаю каждому выбрать и обсудить одну тему технология «Утренний круг», и по аналогии построить план своих действий опираясь на модель трех вопросов. Задание понятно?

- Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:

•        в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;

•        в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним. Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец;

•        в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;

•        в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;

•        в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).

- Вернемся к фокус группе. Нужна моя помощь? Готова помочь.

- Пожалуйста, озвучьте  план действий. Спасибо!  

-Вы успешно справились с планированием действий, опираясь на модель трех вопросов. Исполнение плана с дошкольниками, зависит от готовности взрослых следовать за инициативой.

- Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности  в  центрах  активности  и  выбор  детьми  центра,  в  котором  они будут  заниматься.

- Таким  образом,  для  педагогов  утренний  круг  – это  один  из  способов  организации  свободного общения  и  развития  речи  воспитанников, возможность  создать  атмосферу коллективного  творчества,  что  помогает развитию  у  воспитанников  чувства  взаимного уважения  и  доброты.  Для  детей  –  это,  прежде  всего,  возможность  несколько минут  побыть  вместе,  что  немаловажно  для  застенчивых  детей,  рассказать,  о чем думаешь, что чувствуешь.

Слайд. Результаты организации совместной деятельности:

Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).

Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам общества, планировать свою и совместную деятельность.

Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому коллективу.

- Хочется также отметить, что данная форма является универсальной, ее могут применять не только воспитатели, но и  все педагоги дошкольного образования.

Список литературы:

1.«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2.Свирская Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: (метод. Пособие) / Лидия Свирская.

Источник

https://multiurok.ru/files/metodika-provedeniia-utrennego-kruga-v-detskom-sad.html

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/tehnologiya-utrennij-krug-po-grishaevoj-n-p-4688538.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...

Презентация Новые подходы к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первичного обучения.К.Д. Ушинский...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные  подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного  возраста – «Утренний круг»....

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

СЕМИНАР «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста»

Новое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в массовом детском ...

Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с...