МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
материал по теме

Рева Дарья Михайловна

Конспект мастер - класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_-_klass.docx984.63 КБ
Файл prezentatsiya_k_mk.pptx895.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление народного образования Администрации Кетовского района

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Садовский детский сад общеразвивающего вида»

МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ:

«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Картинки по запросу картинки смайлыВоспитатель: Рева Д.М.

2017 г.

Цель: Рассказать педагогам об использовании блоков Дьенеша в образовательном процессе с дошкольниками и познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

План проведения мастер - класса:

1. Теоритическая часть.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Заключение.

Оборудование: Проектор, компьютер, наборы блоков Дьенеша, карточки – символы, 48 карточек с изображением символов и примеров, карточки с изображением предметов.

Теоретическое содержание

Я работаю над темой «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В дошкольной практике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно  познакомиться с игрой. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета  помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

Сейчас в своей  практике блоки Дьенеша применяю на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (как предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) настольно - печатные («Рассели жильцов», «Найди место фигуре» и т.д.);

в) в сюжетно - ролевых играх: («Магазин» - деньги обозначаются блоками. аналогично, «Поезд» - билеты, места.)

Сегодня я постараюсь познакомить Вас с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Что же представляет собой этот материал?

Слайд №1

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по, цвету, форме, размеру и толщине.

Слайд №2

На карточках – символах изображены условные обозначения и свойства фигур.

Слайд №3

Также есть карточки с отрицанием свойств.

Слайд №5

Например: Угадай  и покажи  блок (воспитатели находят блок, зашифрованный на карточке).

Молодцы, все верно. Я думаю теперь можно смело приступить к практической деятельности. Начнем с самого простого.

Практические игры и упражнения с блоками

  1. Д/У «Цепочки».

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление.

От произвольно выбранной фигуры вам нужно построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:

  • чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
  • чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
  1. Игра «Мозаика цифр».

Задачи: Развивать способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

Вам нужно распределить между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый  решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все  изображения предметов.

Например: ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-5, следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 1.)

Итог мастер - класса.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Слайд №6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста МКДОУ «Садовский детский сад общеразвивающего вида » Воспитатель Рева Д.М.

Слайд 2

48 геометрических фигур 4-х форм 3-х цветов 2-х размеров (большой, маленький). 2-х видов толщины (толстый, тонкий).

Слайд 3

Работа с карточками Цвет – пятно Величина – силуэт дома Форма – контуры фигур Толщина – условное обозначение человеческой фигуры

Слайд 4

Карточки с отрицанием свойств не красный не маленький не большой не круглый не тонкий

Слайд 5

Угадай и покажи блок

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...

План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...