Конспект по развитию речи (звуковая культура речи)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Ход НОД
I Организационный момент
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:
« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
-Кто это?
Ответы детей: паровоз.
- Правильно. Ой, а что это? Послушайте. (звучит фонограмма - звук паровоза) .Появляется иллюстрация паровоз.
- И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?
Ответы детей: на паровозе.
- Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.
- Приготовились? Поехали! ( звучит фонограмма «Песня паровозика»)
Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.
- Приехали ! Вагончики паровозик отцепил (дети садятся )
II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.
Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.
а) артикуляционные базовые упражнения
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Артикуляционное упражнение «Чашечка»
Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить
Артикуляционное упражнение «Грибочек»
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Артикуляционное упражнение «Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
б) Послушный ветерок ( для выработки воздушной струи)
- А теперь поиграем в игру. Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас? (лето)
- И с неба падают ……(дождинки). Я каждому на ладошку положу дождинку и вам нужно ее сдуть.
- Итак начали… молодцы! (каждому ребенку раздается по одной капельки дождя)
Теперь я вижу вы готовы.
III Знакомство со звуком Ч.
- Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч
- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:
губки округлены
зубки не смыкаются
язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук Ч
Наш звук играет с ветерком.
Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
IV Развитие фонематического слуха
– А теперь я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 2 раза, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса,суп,часы,костюм,матрос,насос,чебурашка,чемодан,мальчик,мама,дед.
- Молодцы, хорошо справились с заданием!
V Физминутка .
Мы в вагончиках сидим, Мы сидим, мы сидим И в окошко мы глядим Весело глядим
| Повороты головы вправо, влево
|
Едет, едет паровоз Чух-чух-чух, чух-чух-чух Ребятишек он повез Чух-чух-чух, чух-чух-чух
| согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад
|
А колесики стучат – Так-так-так, так-так-так, Будто с нами говорят Так-так-так, так-так-так.
| Ударить ладонями по коленям |
Громко подаем гудок Ту-ту-ту, ту-ту-ту, Подъезжает паровоз Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
| Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку
|
VI Автоматизация звука Ч в словах
- Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)
Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, наступила ночь.
Уч-уч-уч, а на небе яркий луч.
–Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей)
У них усы не для красы — | Она всем очень нравится, |
Когда лежу на месте. | Поезд едет тук — тук – тук… |
Кто же это ходит | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, |
Мы день не спим, | Ходят весь век, |
VIII Итог занятия
- С каким звуком мы играли? ( со звуком Ч)
- Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).
- Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.
(под песенку паровоз уезжает домой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звуковая культура речи | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. НОВОПУШКИНСКОЕ»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект занятия
по формированию звуковой культуры речи
в средней группе
по теме: «Формирование правильного произношения звука Ч »
Подготовила воспитатель
Шанина О.Д.
МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
2018 год.
Образовательная область: Речевое развитие
Вид детской деятельности : Словесный, игровой
Возрастная группа: Средняя
Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч »
Форма НОД: Беседа
Форма организации детей: Фронтальная, групповая
Учебно-методический комплект: Н.Е. Веракса « От рождения до школы»
Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч словах и предложениях.
Задачи приоритетной области
Обучения: | Развития: | Воспитания: |
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику; - способствовать правильному произношению звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания); - продолжать учить определять наличие звука Ч в слове или его отсутствие ; | - развивать фонематический слух; - развивать высшие психические функции детей; - развивать музыкальные способности детей. | Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Словарная работа: паровоз, вагон, челюсть.
Интеграция задач образовательных областей
Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Формировать представление у детей о паровозе и его составе. | Развивать навыки культурного общения. | Развивать художественно-эстетический слух у детей. | Формировать артик.аппарат, правильную осанку детей во время ООД. |
Ожидаемые результаты
иметь представление | знать | уметь |
- о том что слова состоят из звуков. | - знать звук «Ч» | - уметь четко произносить звук Ч, выделять его в речи. |
Методы и приемы: словесный, наглядный , игровой
Предварительная работа с детьми: чтение худ.литературы, просмотр картинок где в слове есть звук Ч.
Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь
Для воспитателя: паровозик, аудиозаписи, дождинки (капельки),картинки где в слове присутствует звук Ч. | Для детей: дождинки |
Подготовка воспитателя: продумала и составила конспект, подобрала необходимый материал и оборудование.
Список использованных источников: Н.Е. Веракса « От рождения до школы»
Ход НОД
I Организационный момент
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:
« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
-Кто это?
Ответы детей: паровоз.
- Правильно. Ой, а что это? Послушайте. (звучит фонограмма - звук паровоза) .Появляется иллюстрация паровоз.
- И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?
Ответы детей: на паровозе.
- Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.
- Приготовились? Поехали! ( звучит фонограмма «Песня паровозика»)
Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.
- Приехали ! Вагончики паровозик отцепил (дети садятся )
II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.
Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.
а) артикуляционные базовые упражнения
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Артикуляционное упражнение «Чашечка»
Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить
Артикуляционное упражнение «Грибочек»
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Артикуляционное упражнение «Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
б) Послушный ветерок ( для выработки воздушной струи)
- А теперь поиграем в игру. Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас? (лето)
- И с неба падают ……(дождинки). Я каждому на ладошку положу дождинку и вам нужно ее сдуть.
- Итак начали… молодцы! (каждому ребенку раздается по одной капельки дождя)
Теперь я вижу вы готовы.
III Знакомство со звуком Ч.
- Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч
- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:
губки округлены
зубки не смыкаются
язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук Ч
Наш звук играет с ветерком.
Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
IV Развитие фонематического слуха
– А теперь я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 2 раза, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса,суп,часы,костюм,матрос,насос,чебурашка,чемодан,мальчик,мама,дед.
- Молодцы, хорошо справились с заданием!
V Физминутка .
Мы в вагончиках сидим, Мы сидим, мы сидим И в окошко мы глядим Весело глядим | Повороты головы вправо, влево |
Едет, едет паровоз Чух-чух-чух, чух-чух-чух Ребятишек он повез Чух-чух-чух, чух-чух-чух | согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад |
А колесики стучат – Так-так-так, так-так-так, Будто с нами говорят Так-так-так, так-так-так. | Ударить ладонями по коленям |
Громко подаем гудок Ту-ту-ту, ту-ту-ту, Подъезжает паровоз Ту-ту-ту, ту-ту-ту. | Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку |
VI Автоматизация звука Ч в словах
- Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)
Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, наступила ночь.
Уч-уч-уч, а на небе яркий луч.
–Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей)
У них усы не для красы — | Она всем очень нравится, |
Когда лежу на месте. | Поезд едет тук — тук – тук… |
Кто же это ходит | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, |
Мы день не спим, | Ходят весь век, |
VIII Итог занятия
- С каким звуком мы играли? ( со звуком Ч)
- Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).
- Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.
(под песенку паровоз уезжает домой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [с]. Описание предметов посуды»
Рекомендации для родителей...
Конспект по развитию речи «Звуковая культура речи: звук ц».
Рекомендации для родителей...
Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук [с] Вторая младшая группа
Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук [с] Вторая младшая группа...
Конспект ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»»
laquo;Звуковая культура речи: звук «Ш»»...
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...
Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з], [Ж]".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [Ж]"....