Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_raz.rechi_str.gr_.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
(старшая группа)
Выполнила: Безбородова В.И.
Программное содержание:
- упражнение детей в отчётливом произношении звуков и слов;
- развитие голосового аппарата, отработка речевого дыхания;
- формирование грамматически правильной речи;
-усвоение способов словообразования частей речи;
- закрепление умений составлять рассказ из опыта;
- закрепление умений выразительного чтения стихотворений;
-активизирование в речи детей глаголов, прилагательных, существительных;
- закрепление умений составления рассказов по картине.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент;
- вопросы к детям;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- использование малых фольклорных форм;
- физ. минутка;
- д/игры: «Что и как звучит», «Эхо», «Назови словосочетание», Превращение».
- итог занятия.
Наглядный материал:
- картинки, иллюстрации;
- карта путешествия;
- музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о временах года;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц;
- экскурсии;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы.
Словарная работа:
- проталина, журчащий ручей, подснежник, перелётные птицы, снеговой, полузамёрзший.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня рано утром к нам прилетала Мудрая сова (с ней вы уже знакомы) и кое-что для вас оставила.
«Дорогие дети!
Приглашаю вас в путешествие в страну родного языка. Посылаю вам карту. Надеюсь, вы разберетесь.
Мудрая сова».
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие по стране родного языка. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Но если весна, то во что же мы с вами оденемся для нашего путешествия?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие и вам надо попрощаться со своими родителями. Какие слова вы им скажете?
Ответы детей.
Дыхательная гимнастика
1. Давайте глубоко вдохнём и дунем на «свечку».
2. «Торт со свечками».
3. Проговаривание чистоговорок:
ра-ра-ра – начинается игра,
ро-ро-ро – у мальчика ведро,
ри-ри-ри – на ветках снегири,
ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, мы с вами должны слушать, слышать и выполнять. Если хочешь отвечать – руку надо поднимать.
(Дети под музыку проходят на свои места).
Итак, мы начинаем.
У воспитателя на столе музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, музыкальный молоточек.
(Дети играют на музыкальных инструментах).
Воспитатель: Молодцы. А теперь скажите, что вы сейчас услышали?
Дети: Звуки.
Воспитатель: Дети, а мы с вами можем произносить звуки?
Дети: Да.
Д/игра «Что и как звучит».
Что делает колокольчик? Колокольчик звенит.
Как звенит колокольчик? Динь-дон, динь-дон.
Что делает жук? Жук жужжит.
А как жужжит жук? Ж-ж-ж.
Что делает кошка? Кошка мяукает.
А как она мяукает? Мяу-мяу-мяу. и т.д.
Воспитатель: Вот так незаметно мы с вами оказались в городе звуков.
Д/игра «Эхо».
Воспитатель: Звуки можно произносить с голосом и без голоса. Я буду произносить звуки без голоса, а вы должны будете их отгадать и произнести вслух. А О И Е Ы У Э
Дети отгадывают звуки.
Воспитатель: Молодцы. А какие это звуки мы с вами произнесли?
Дети: Гласные.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что они поются, тянутся; при их произнесении во рту ничего не мешает.
Работа с предметными картинками. (5-6 шт).
Воспитатель: Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: На какой звук начинается это слово? и т.д.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь повторяйте за мной – Б В П Т М. Какие это звуки?
Дети: Согласные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что воздух встречает препятствие при произнесении (губы, зубы, язык).
Воспитатель показывает картинку – барабан. Какой звук слышится в начале слова? Какой звук слышится в конце слова? и т.д
Итак, мы знаем, что есть гласные и согласные звуки. Где мы с вами побывали?
Дети: В городе звуков.
(Под музыку дети шагают на месте).
Воспитатель: Ну, вот мы и дошли до города слов. Как рождаются слова, когда и кем создаются? Секрет прост: нужно прислушаться к звукам и они помогут нам услышать слово. В родном языке очень много слов и каждое что-то обозначает.
Что это? (показ картинки)
Дети: Берёза.
Воспитатель: Берёза – что обозначает это слово?
Дети: Дерево.
Воспитатель: А как вы думаете, почему это дерево назвали берёзой?
Дети: По цвету коры, потому что ствол светлый, белый, блестящий.
Воспитатель: Что это? (показ картинки)
Дети: Подснежник.
Воспитатель: А что обозначает это слово?
Дети: Цветок, который распускается весной.
Воспитатель: Почему он так назван?
Дети: Потому что растёт из-под снега.
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение об этом цветке:
Он появился раньше всех голубоватый, нежненький.
Когда в лесу ещё был снег
и назван был подснежником.
У занесенных снегом кочек
под белой шапкой снеговой нашли мы маленький цветочек
полузамёрзший, чуть живой.
Воспитатель: Дети, мы назвали с вами только два слова в городе слов, но их великое множество. Мы общаемся при помощи слов.
Д/ игра «Назови словосочетание».
Воспитатель: Назовите мне, какие вы знаете весенние слова.
Дети: Чёрная проталина, журчащий ручей, перелётные птицы, высокое голубое небо, яркое солнце и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Так незаметно мы добрались до города рассказов и сказок. (на карте этот город отмечается флажком).
Вывешивается картинка о весне.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Напомните мне: в какое время года мы отправились в наше путешествие?
Дети: Весной.
Воспитатель: А я хочу загадать вам загадку:
Я раскрываю почки в зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…(Весна).
Воспитатель: А вам нравится весна?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему она вам нравится?
Дети: Потому что весной… (ответы детей).
Воспитатель: Да, правильно, весной природа оживает.
Д/игра «Если вы подумаете, то рассказ придумаете».
Вывешиваются картинки о весне.
Воспитатель: А теперь мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь из вас рассказал о весне. (Заслушивается рассказ 2 детей).
Итог: Да, весна-красавица, нежная, яркая, голубая. А кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне? (2-3 стих). Молодцы!
Д/игра «Превращение» (звучит музыка).
Воспитатель: Давайте встанем и представим себе, что вы: весёлое солнышко, перелётные птицы, пробуждающиеся ото сна деревья, распускающиеся цветы и др. (имитация движений).
1,2,3 – обернись. В мальчика, девочку превратись.
Под музыку «Вместе весело шагать» дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: И вот мы вернулись с вами в наш детский сад. Сегодня мы путешествовали по стране родного языка. Мудрая сова приготовила для вас небольшие сувениры в память об этом путешествии. (эмблемы – лучистое солнышко и весёлое солнышко). Где мы с вами были? Что делали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"
Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....
конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие
конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте
закрепить знания детей о школьных принадлежностях...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»
Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....